Сплоченность, компактность (таблица 1) – это отношение поверхности моря, покрытой льдом, к общей видимой поверхности моря. Выражается в десятых долях и процентах видимой поверхности моря.
Таблица 1 Концентрация льда
Таблица концентрации льда | ||
---|---|---|
Точка | Площадь льдин | Покрытие водной поверхности льдом, % |
Акватория | ||
Нет льда | 0 Нет льда | |
1 | 1/9 | 10 Очень открытый лед |
2 | 2/8 | 20 |
3 | 3/7 | тридцать |
4 | 4/6 | 40 Открытый лед |
5 | 5/5 | 50 |
6 | 6/4 | 60 |
7 | 7/3 | 70 Закрыть лед |
8 | 8/2 | 80 |
9 | 9/1 | 90 (очень близко ко льду) |
10 | Нет отверстий для воды | 100 Плотный лед |
Визуально сплоченность (напряженность) льда (рис. 1) на поверхности моря можно представить следующим образом:
Рис. 1 Сплоченность льда на поверхности воды
Торосистость льда
Торосистость (табл. 2) представляет собой отношение площади, покрытой торосами, к общей видимой площади, покрытой льдом. Измеряется в процентах или пунктах.
Таблица 2 Национальная шкала для ледяного неба
Шкала ледяных торосов | |
---|---|
Оценка зрительной системы | Характеристики поверхности ледяного покрова |
Гладкий лед | |
1 | Редкие горбы на ровном льду |
2 | Гладкий, местами торосистый лед |
3 | Лед средней бугристости |
4 | Мощный торосистый лед |
5 | Лед, покрытый горбами |
Торосы — (Hummocks) — отдельные нагромождения обломков ледяных чешуек на ледяном покрове, образовавшиеся в результате столкновения или сжатия льда.
Рис. 2 Сплочение и торошение льда
Торосистость льда возникает в результате дробления ледовых полей под действием бокового давления, вызванного подвижками льда (рис. 2).
Сжатие льда
Сжатие льда – это сжатие ледяного покрова под действием ветра и течения.
Сжатие льда наблюдается и во время приливных явлений, независимо от влияния ветра. Ветер может только усилить или ослабить его.
Сжатие льда оценивается по трехбалльной системе, где 1 балл соответствует слабому сжатию, 3 балла – сильному (табл. 3).
Таблица 3 Шкала сжатия льда
Шкала сжатия льда | ||
---|---|---|
Характеристики сжатия льда | Коэффициент сжатия | Состояние ледяного покрова |
Лед не сжимается | Среди паковых льдов наблюдаются каналы, негерметичные трещины и кондуиты; на перекрестках между полями отсутствуют свежие торосы и треск рваного льда. | |
Лед слегка спрессован | 1 | В зоне сжатия это отдельные диверсии и свежие трещины; ледяная суспензия между чешуйками льда сжимается; среди ниласов и серых льдов повсюду видны наслоения; среди серо-белого льда — бугристые образования. |
Лед заметно спрессован | 2 | Только в зоне сжатия редкие провода и узкие щели; колотый лед частично выталкивается на края льдин; рвется молодой лед; на стыках полей наблюдаются свежие бугристые образования. |
Лед очень сжат | 3 | Нет помещений с чистой водой и открытыми щелями; юный ледовый герой выпячивается, а ледяная каша в основном выдавливается; на краях льдин наблюдаются валы, в местах пересечения полей — гряды горбов. |
Дрейф льда
Ледоход – это движение ледяного поля под действием ветра или течения.
Движение льда оказывает значительное влияние на морские операции. Движущиеся льды создают условия, затрудняющие их (сжатие, торошение) и облегчающие их (ямки, просветы.
Изменения ледовой обстановки могут быть довольно быстрыми. Способность понимать и прогнозировать эти изменения имеет важное значение для безопасности ледового плавания. Наиболее важными факторами, влияющими на динамику льда, являются: ветер, течение и приливы.
Ветровой дрейф льда
Лед дрейфует по направлению ветра и отклоняется от этого направления под действием силы Кориолиса вправо в северном полушарии и влево на 30-400 в южном полушарии.
Скорость ветрового дрейфа льда составляет 4% от скорости ветра.
Пример: При скорости ветра 50 узлов скорость ветрового сноса на льдине составит 2 узла (рисунок 3).
При длительном воздействии устойчивого ветра суточный ледоход будет равен скорости ветра.
Пример: При устойчивом северном ветре 25 узлов суточный дрейф льда составит 25 миль в направлении 210 — 2200.
Рис. 3 Ледовая операция
Быстрый дрейф льдов различной формы и возраста под длительным воздействием штормового ветра вдоль береговых препятствий называется ледяной рекой. Рекомендуется избегать встречи с этим явлением. Судно, находящееся близко к берегу, при угрозе ледовой реки должно стараться заблаговременно уйти вглубь ледяной толщи, чтобы не допустить защемления судна льдом и в результате неуправляемой эксплуатации. В случае ледяной реки техническая мощь любого судна бессильна против природы.
Влияние поверхностных течений и приливо-отливных явлений на дрейф льда
Величина дрейфа льда равна скорости и направлению текущего поверхностного течения или приливного явления. В районах, где в большей степени проявляется влияние течений, иногда наблюдается дрейф льдов, направленный против ветра.
Совокупность этих факторов (ветер, течение, приливные явления) обуславливает довольно быстрое распространение ледникового щита. Зимой при преобладающем северном ветре дрейф льда происходит в меридиональном направлении.
В связи с наблюдаемым глобальным потеплением и, как следствие, уменьшением распространения морского льда в последние годы значительно расширились пределы возможного ледового плавания.
Рекомендуемое чтение:
Признаки приближения льда
Состояние и формы льда