Авианосцы Второй мировой войны

Вторая мировая война (1939-1945) окончательно утвердила новый класс кораблей. Линкоры уступили место кораблям, способным нести палубную авиацию. Из-за этого театры военных действий были значительно расширены и отодвинуты от морского побережья.

Ограниченное число морских держав имело технические и финансовые возможности для строительства авианосцев. На момент начала боевых действий 1 сентября 1939 г авианосцы входили в состав крупных соединений кораблей, так как имели ограниченные возможности по защите базирующейся на них авиации. В их обязанности входила тактическая разведка и противовоздушная оборона, а также обеспечение работы артиллерии главного калибра на линкорах, крейсерах и эсминцах.

Переломным моментом стали два события — налет 7 декабря 1941 года японской ударной авиацией в составе 353 самолетов на военно-морскую базу США в гавайском Перл-Харборе и битва у атолла Мидуэй (1942 год). Авианосцы стали восприниматься как основной класс боевых кораблей, включавший в себя три категории кораблей: легкие, ударные и эскортные.

Авианосцы СССР

У высшего военного и политического руководства Советского Союза перед началом Великой Отечественной войны не было единого мнения об эффективности и абсолютной необходимости строительства авианосного флота. В течение длительного периода (до 1945 г.) Красная Армия использовала акваторию Северного Ледовитого океана только как театр военных действий. Истребительная и бомбардировочная авиация базировалась на наземных аэродромах.

Авианосец времен Второй мировой войны

USS Glories, ВМС США в сопровождении эсминца
Источник: wikipedia.org

На Балтийском заводе был спущен на воду первый советский авианосец «Красный авиатор» (1933 г.). Это была копия английского авианосца «Глориес».

За годы Великой Отечественной войны в состав ВМФ СССР вошли всего три авианосца (проект 54:

  • 1939 г. — «Чкалов» (Адмиралтейский завод);
  • 1940 г. — «Рычаги» (завод Руссуд);
  • 1942 г. — «Громов» (завод в Молотовске).

Строящиеся корабли полным водоизмещением 23 860 тонн планировалось включить в боевой состав флота СССР. Но о том, чтобы стать эффективным соперником американскому транспортному флоту, не могло быть и речи. «Чкалов» до 1944 года стоял у причальной стенки в Кронштадте. Только после прорыва блокады Ленинграда корабль смог приступить к боевой подготовке. Авиагруппа состояла из трех классов самолетов:

  • Бомбардировщик-торпедоносец «Эвенджер» (12 ед);
  • Пикирующие бомбардировщики «Бесстрашные» (24 ед);
  • Истребители «Корсар» (24 ед).

Авианосец «Громов» в 1942 году был приписан к Северному флоту. Оснащенный самолетами, поставленными в Красную Армию по ленд-лизу, он участвовал в нескольких боевых операциях. В феврале 1945 года корабль перевели на Тихий океан для борьбы с японским флотом.

Из-за малых размеров стапеля Русской судостроительной компании (Николаев) корабль «Рычагов» не был достроен. С началом войны корабль перевели в Новороссийск, а затем в грузинский порт Поти. Он никогда не участвовал во Второй мировой войне.

Авианосцы США

В 1922 г. (США, Вашингтон) состоялась конференция по военно-морскому вооружению. Результатом стало ограничение тоннажа линейных флотов, которое было подписано полномочными представителями пяти государств:

  • Соединенные Штаты;
  • Британская империя;
  • Германия;
  • Французская Республика;
  • Японская империя.

В 1913 году ВМС США первыми нанесли удар по угольному транспорту «Юпитер». Позднее он был переоборудован в военный корабль США «Лэнгли» (CV-1). Как страна с морскими границами по трем морям, Соединенные Штаты быстрее всех развернули флот авианосцев. На 7 декабря 1941 г в его составе было семь кораблей:

  • Лексингтон (CV-2);
  • Саратога (CV-3);
  • «Рейнджер» (CV-4);
  • Йорктаун (CV-5);
  • Предприятие (CV-6);
  • Оса (CV-7);
  • Шершень (CV-8).

Авиакрыло всех кораблей типа «Эссекс» было стандартным: 18 истребителей, 36 пикирующих бомбардировщиков, 18 торпедоносцев. Четыре корабля («Лексингтон», «Йорктаун», «Уосп» и «Хорнет») были потоплены японской авиацией в период с мая по октябрь 1942 г. Понимая, что важнейшей морской операцией с Японией будет Тихоокеанская, а с Германией — Атлантическая, американское руководство ускорило строительство новые корабли: 26 из них были спущены на воду за 6 лет.

Лёгкие авианосцы типа «Индепенденс»

Серия быстроходных малых кораблей насчитывала 9 единиц. Все они были введены в состав ВМС США в 1943 году. Полный список авианосцев водоизмещением 14 751 тонна, не включая головной корабль № 21:

  • Принстон (CVL-22);
  • «Белло Вуд» (CVL-23);
  • Каупенс (CVL-24);
  • Монтерей (CVL-25);
  • «Лэнгли» (CVL-26);
  • Кэбот (CVL-27);
  • Батаан (CVL-28);
  • «Сан-Хасинто» (CVL-29).

Четыре гребных винта, водотурбинные котлы и паровые турбины GE мощностью 100 000 лошадиных сил давали кораблям скорость до 31,6 узла. Толщина брони по поясу и траверсам: 127 мм. Палубы кораблей были защищены полуметровым слоем прочной стали. Судно длиной 190 м при полной загрузке имело осадку более 7 м.

Авианосец времен Второй мировой войны

Легкий авианосец «Батаан»
Источник: wikipedia.org

Авиагруппу, состоявшую из 30 самолетов, прикрывали зенитные орудия и пулеметы. При крейсерской скорости 15 узлов основные легкие авианосцы на Тихоокеанском театре военных действий были способны пройти в автономном режиме более 8000 миль. Только один корабль («Принстон») был потоплен японской авиацией в ходе боев на Тихом океане. Остальные продолжили военную службу после окончания войны.

Тяжёлые авианосцы типа «Эссекс»

Основу американского транспортного флота во время Второй мировой войны составляли 17 кораблей общим водоизмещением 34 881 тонна. Они были на 76 м длиннее (265,9 м) и на 12 м шире (45 м), чем легкие корабли класса «Индепенденс». Силовая установка с вдвое большим количеством котлов развивала мощность 150 тысяч лошадиных сил. При той же крейсерской скорости корабли класса «Эссекс» могли пройти без дозаправки не 8, а 15 тысяч морских миль.

Кроме палубы, пояса и траверс на авианосцах тяжелого класса броней покрыты основные коммуникации — крыша петли башни, румпель, кожухи для электрических кабелей и лифтов. В качестве защиты от авиации и сил флота противника использовалась новейшая на тот момент техника — РЛС обнаружения серий СК и СК. Зенитное вооружение:

  • Малый калибр — 20 мм «Эрликон» и 40 мм «Бофорс»;
  • Крупный калибр — 127 мм «Марка» Mk.12.

Хорошо вооруженные американские тяжелые авианосцы полностью господствовали на театрах военных действий: ни один корабль не был потоплен во время Второй мировой войны. Четыре из них («Йорктаун», «Интерпид», «Хорнет» и «Лексингтон») установлены в различных портах США в качестве музейных экспонатов.

Авианосцы Японии

Японский авианосный флот времен Второй мировой войны уступал по боевой мощи только кораблям ВМС США в Черноморской армаде американских кораблей. В этом классе есть три типа кораблей: тяжелые, легкие и эскортные. К 7 декабря 1941 года, в последний день перед атакой японцев на Перл-Харбор, в составе Императорского флота насчитывалось 10 кораблей легкого класса:

  • Тип «Сорю» («Сорю», «Хирю»);
  • Тип «Сёкаку» («Сёкаку», «Дзуйкаку», «Кага», «Акаги», «Снейк», «Рюдзё»);
  • Напишите «Сёхо» («Сёхо», «Дзуихо»).

Вспомогательная авианосная группа включает два авианосца («Ниссин», «Мидзухо») и восемь плавбаз. В 1941-1944 годах было спущено на воду еще 12 авианосцев пяти типов — «Хиё» (Hiyo, Junyo), «Тайо» (Tayo, Kanyo, Unyo), «Унрю» (Unryu). Амаги», «Унрю», «Кацураги») и «Тайхо». Корабли водоизмещением 20-40 тысяч тонн несли по 70-90 боевых самолетов каждый и представляли серьезную боевую силу против США на Тихом океане.

Самый большой авианосец Второй мировой войны

Самый крупный корабль, принимавший участие в боевых действиях 1939-1945 годов, «Синано» изначально планировалось строить как линкор. Было принято решение переоборудовать авианосец в российский авианосец «Штурм» после рокового для Страны восходящего солнца морского сражения за атолл Мидуэй (июнь 1942 г.). В ней Япония потеряла четыре ударных авианосца.

Размеры судна:

  • Длина — 266 м;
  • Максимальная ширина — 53 м;
  • Осадка — 10,8 м.

Полное водоизмещение — 71 890 тонн, мощность силовой установки — 153 тысячи лошадиных сил.

В первую боевую кампанию в составе авианосной группы «Синано» входило 18 истребителей, 12 штурмовиков и 6 самолетов-разведчиков. Спущенный на воду 5 ноября 1944 года уникальный боевой корабль провел на плаву всего 17 часов. 29 ноября в 10:55 он затонул, атакованный накануне вечером шестью торпедами с американской подводной лодки SS-311 Archerfish».

Авианосец времен Второй мировой войны

Крупнейший авианосец «Синано»
Источник: wikipedia.org

Авианосец «Синано» позволил Японии в течение 15 лет после войны оставаться страной с крупнейшим кораблем этого типа. В 1961 году его сменили США, когда в состав флота поступил первый в мире атомный авианосец «Энтерпрайз» (CVN-65) полным водоизмещением 73 858 тонн.

Немецкие авианосцы

Официально на день начала Второй мировой войны (1 сентября 1939 года) в составе ВМС Германии не было ни одного корабля, способного нести ударную авиацию. Главной силой флота были подводные лодки и легкие быстроходные крейсера.

Единственный немецкий авианосец Graf Zeppelin полным водоизмещением 32 600 т (длина 262,5 м, скорость 35 узлов) был спущен на воду 8 декабря 1938 г. Судно планировалось оснастить турбинной энергетической установкой мощностью 200 тыс л.с с авиагруппой из 42 самолетов:

  • Истребители — 10;
  • Торпедоносцы — 12;
  • Вспомогательная авиация — 20.

Считалось, что при крейсерской скорости 18 узлов «Граф Цеппелин» мог автономно преодолеть 8000 миль. Достройка корабля неоднократно приостанавливалась. В боевом составе Кригсмарине авианосец до окончания боевых действий не провел ни одного боевого похода. В качестве военного трофея достался СССР и в 1947 году был затоплен на учениях.

До сих пор не утихают разногласия по поводу того, как должен был называться второй корабль этой серии — авианосец «Б». Корабль был заложен в 1938 году на заводе Deutsche Werke в Киле, но строительство длилось чуть больше года. В сентябре 1939 года корпус авианосца, готовый на 85%, распилили на металлолом.

Авианосные корабли других стран

Помимо Соединенных Штатов, Великобритании и Японии, в день начала Второй мировой войны была только одна страна, которая имела в своем флоте корабль, способный нести боевые самолеты. Французский авианосец «Беарн» (1927 г.) — недостроенный линкор класса «Нормандия». Он прославился тем, что в 1943 году был использован Британской империей для перевозки золотых запасов павшей к тому времени Третьей республики на Мартинику.

В состав Королевского флота в начале Второй мировой войны входили авианосцы четырех типов:

  • Восторги (3 шт);
  • Прославленный (4 шт);
  • «Непримиримые» (2 шт);
  • Colossus (4 единицы), а также Argus, Audacity, Ark Royal, Eagle, Hermes, Activity и Unicorn».

Действия в замкнутых пространствах проводились с участием эскортных авианосцев типов «Эвенджер» и «Эттакер» (9 единиц).

Будет интересно: Атомные подводные лодки

Шесть британских ударных авианосцев были потоплены подводными лодками Кригсмарине в период с 1939 по 1943 год. Наименее успешным оказался авианосец «Корейджес», который до этого 30 лет плавал в качестве линейного крейсера. Он был потоплен подводной лодкой U-29 всего через 16 дней после начала Второй мировой войны. Атлантический океан также стал братской могилой для экипажей кораблей Glories, Audasity, Ark Royal, Eagle и Hermes».

Опыт Великой Отечественной войны в конечном итоге определил три направления развития авианосного флота:

  • Торпедно-бомбовые удары по кораблям противника, тактическая разведка — тяжелые ударные авианосцы;
  • Противовоздушные и противолодочные действия по прикрытию соединений ВМФ — легких авианосцев;
  • Защита наземных коммуникаций — эскортные авианосцы.

Для обороны при воздушных атаках противника корабли имели бронированную палубу и стены авиационных ангаров, противоминную защиту и зенитные орудия. Использование авианосного флота определило стратегию развития военных ведомств в эпоху холодной войны на несколько десятилетий вперед».

Dream-yachts
Добавить комментарий