В настоящее время работа на сайте в основном автоматизирована. В отечественном и зарубежном судостроении разработаны и внедрены системы автоматизированного проектирования судов (САПР), в состав которых входят подсистемы, решающие космические задачи математическими методами на основе математических моделей формы и конструкции корпуса корабля. Подсистемы содержат так называемые модули, каждый из которых решает определенную задачу.
В отечественном судостроении известны подсистемы АТОПС (автоматизированная технологическая поддержка постройки судов), СИБОС (система нелокализованной поддержки постройки судов), ПЛАТЭР (плазотехнологические расчеты), РИТМ-Корабль и другие.
Из зарубежных систем в отечественном судостроении используются системы FORAN, TRIBON, CATIA. Все системы и подсистемы решают одинаковые задачи и дают одинаковые результаты. Отличаются они главным образом используемым математическим аппаратом и алгоритмами решения задач.
Основная структура модулей автоматизированной подсистемы космических работ, присущая большинству существующих САПР кораблей, содержит:
- Банк с исходными данными (исходная информация);
- Математическая модель (система математических уравнений, описывающих геометрию корпуса);
- Математический метод (алгоритм) решения задачи;
- Программы решения проблем;
- Вычислительные материалы и алгоритмы, выполняемые ПК для решения задач;
- Результаты решения;
- Графические и текстовые представления результатов решения, выполненные чертежными машинами и печатающими устройствами.
Модули подсистемы наземных работ рассчитывают и строят:
- Теоретическая форма корпуса (генерируются его теоретические контуры и вычерчивается теоретический чертеж);
- Положения теоретических гусениц, стыков наружной обшивки, поперечного и продольного наборов (генерируются теоретические линии и рисуется практический корпус);
- Наносят контуры и размеры плоских деталей и выработок неплоских деталей корпусных конструкций и эскизы деталей и выработок;
- Вычерчиваются карты раскроя листового и профильного проката и карты раскроя;
- Контуры и размеры гибочных шаблонов для контроля формы криволинейных деталей при гибке;
- Высоты стоек или формы станинных схем для установки секций, расположение теоретических линий комплекта секций, отмеченных на панелях, для монтажа комплекта, размеры контурных секций в сетку размер;
- Управляющие программы термической резки листового металла для станков с ЧПУ.
Первыми данными для формирования теоретической формы корпуса являются, как указывалось ранее, главные размерения судна, их соотношение и конструктивные характеристики формы корпуса (коэффициенты полноты, коэффициенты полноты, форма корпуса и мореходные качества буксиров, траверс, поперечных палуб), и другие).
Кроме того, форма корпуса может быть задана графически в виде теоретического чертежа, практического корпуса и таблиц ординат точек с теоретическими линиями. Затем на основе чертежей и таблиц строят математическую модель формы корпуса путем сглаживания теоретических линий математическими методами с последующей их аппроксимацией уравнениями.
Рисунок корабля
Для расчета формы и размеров корпусных деталей необходимы дополнительные исходные данные о корпусных конструкциях, т.е.:
- О расположении и конструкции флоров, продольных и поперечных переборок, продольного и поперечного набора, наборе переборок, размерах форштевней;
- О форме и размерах сечений всех ребер жесткости корпуса, их толщине, толщине наружной обшивки;
- О форме и размерах колен, фундаментов, пиллерсов и т.д. Данные взяты из рабочих чертежей корпуса.
Модули проектирования появляются в САПР для судов, которые рассчитывают, проектируют и чертят корпусные конструкции на основе банка унитарных элементов корпусных конструкций. Конструкции синтезируются из этих элементов в диалоговом режиме Дизайнер — ПК на экране ПК.
Исходными данными для расчета обводов, формы и размеров корпусных деталей являются данные о конструкциях корпуса, разработанные в САПР, что исключает необходимость детализации чертежей корпуса корабля, обычно выполняемую космическим разметочным агентством.
Рекомендуемое чтение:
Плаза опоры для корпусных цехов
Плаза работает