Эксон Вальдиз – величайшая экологическая катастрофа прошлого столетия

Канада и Аляска считаются с экологической точки зрения самыми благополучными регионами Североамериканского континента, именно здесь обитает большее количество охраняемых законом редких птиц, животных, млекопитающих и рыб. До начала 1960-х всякая добыча полезных ископаемых в этих местах была запрещена, но в 1968 году крупные нефтяные компании получили от правительства разрешение на добычу нефти на Аляске, заверив местных жителей, что такая добыча не будет угрожать природным ресурсам. Кроме того, местные власти получили солидный куш от определенных компаний и с большим удовольствием дали им разрешение на проведение любых работ в этой сфере.

Первоначально нефть планировалось перевозить по железной дороге, но от такого плана быстро отказались, так как сочли его нерентабельным. Нефть стали грузить на огромные танкеры, которые доставляли ее на нефтеперерабатывающие заводы в Техасе и Калифорнии. Процесс транспортировки нефти был хорошо налажен, им занималась компания «Эксон», владевшая несколькими современными танкерами и гарантировавшая полную безопасность, что ни одна бочка груза не попадет в чистейшие воды залива. В Exxon работали одни из самых опытных и доверенных людей, которые знали, насколько важна их работа и насколько опасна она может быть, если они будут уклоняться от своих непосредственных обязанностей. Но не все можно предугадать, особенно в таком опасном деле, как транспортировка нефти.

Exxon Valdez — крупнейшая экологическая катастрофа прошлого века

Однобортный танкер «Exxon Valdez”

Настоящая экологическая трагедия разразилась 23 марта 1989 года, когда на выходе из порта Вальдес потерпел крушение большой однокорпусный танкер Exxon Valdez. Поздним вечером танкер забрал из трубопровода более 1 260 000 баррелей свежей нефти и приготовился к отплытию, прежде чем капитан Хэзлвуд и его помощники решили заглянуть в ближайшую гавань-постоялый двор. Все в округе знали, что капитан был пьяницей, но свое дело он знал хорошо, потому что плавал десятилетиями и регулярно получал зарплату, превышающую несколько сотен тысяч долларов в год. В биографии капитана были не только успешные полеты, но и лечение в алкогольном диспансере, штраф за вождение в нетрезвом виде и лишение водительских прав. Так что в тот мартовский день капитан Хэзлвуд вышел из столовой, только дозаправившись.

После того, как офицеры поднялись на борт, матросы снялись с якоря и вышли в море, а капитан ушел в каюту для составления квартального отчета, оставив управление танкером третьему помощнику, не имевшему значительного опыта управления судами этого типа. Первые часы плавания танкер сопровождал местный лоцман, который весьма успешно вывел корабль из опасной бухты, но после высадки лоцмана управление полностью перешло к третьему помощнику. Двигатели корабля работали нормально, ничего не предвещало катастрофы, но кораблю предстояло совершить еще один опасный поворот, где он попадет в незамерзающий проход. Капитан, внимательно следивший за ситуацией, проинформировал береговую охрану о планируемой акции, но ответа не получил, так как береговая охрана потеряла связь с кораблем и не могла видеть, что танкер проходит в опасной близости от острых подводных рифов.

Именно за это короткое время все и произошло, произошла небольшая трещина, и танкер застрял на одном из острых рифов. Капитан немедленно поднялся на мостик и взял управление кораблем на себя, приказав не предпринимать попыток снять судно со скал, понимая, что они могут вызвать еще больший разлив нефти, уже начавшей вытекать из поврежденных цистерн.

Несмотря на то, что вызов о помощи был отправлен сразу после инцидента, первые спасатели прибыли на место только спустя 3 часа, а средств для ликвидации нефтяного пятна у них практически не было. Свежее масло пытались поджечь, собрать обратно и даже смыть, но ничего не вышло. Уже на следующий день когда-то самые чистые и красивые места покрылись дохлой рыбой, тюленями и птицами. Нефть вместе с прибоем обрушилась на берег, проникла в скалы, уничтожила тысячи обитавших там птиц и зверей, убила десятки сотен белоголовых орланов — редчайших птиц в мире. Морские ежи и выдры задохнулись в залитой нефтью воде, а более 86 тысяч птиц, 25 тысяч рыб и тысячи других животных отравились химическими продуктами, которыми спасатели пытались смыть нефть.

Exxon Valdez — крупнейшая экологическая катастрофа прошлого века

Очистка побережья от нефти после крушения танкера «Эксон Вальдес”

Компания выделила более одного миллиарда долларов на ликвидацию последствий аварии, но только спустя много месяцев загрязненная территория была окончательно очищена. Было решено привлечь виновного капитана к ответственности, но в ходе следствия выяснилось, что именно благодаря его компетентности и настойчивости удалось предотвратить еще больший ущерб природе, поэтому капитана оправдали, ограничившись увольнением со службы.

Затонувший танкер Exxon Valdez стал первым кораблекрушением такого масштаба у берегов Америки. В результате был принят закон, запрещающий использование одномачтовых танкеров для перевозки нефти.

Рекомендуемое чтение:

Нефтяные платформы

Загрязнение морской среды

Dream-yachts
Добавить комментарий