Флот в Англо-голландских войнах

Ни одна серия войн в истории человечества не сделала для развития флота столько, сколько противостояние Англии и Нидерландов во второй половине XVII века. Именно в ходе трех тяжелых вооруженных столкновений двух государств — претендующих на господство на море в мире — парусный флот разделился на военный и гражданский, и парусный флот окончательно занял подобающее ему место в структурах морских государств.

И хотя рейдерский флот не был полностью изгнан и оставался в странах Балтики и Средиземноморья еще полтора века, парусник отныне стал единоличным хозяином моря.

Экономика – причина войн

Не сумев победить в антииспанской войне за независимость, сочетавшейся с буржуазной революцией (1555-1609), Нидерланды приступили к активной колонизации. Жемчужиной голландской цепи колоний стала Голландская Ост-Индия (современная Индонезия), захват которой начался в 1596 г. Этому во многом способствовал формирующийся довольно мощный военно-морской флот страны, созданный многочисленными отрядами хавгезов.

Но гораздо более многочисленным был голландский рыболовный и торговый флот. Если первые практически не выходили за пределы Северного моря и состояли в основном из «круглых» парусников из Северной Европы с «круглой» холкой, то вторые к середине XVII века оказались практически монополистами мировых морских перевозок. Большое количество голландских винтиков, карраков, галеонов и других малоизвестных разновидностей голландских транспортных парусных судов плавало почти по всем морям и океанам мира, выполняя разнообразные торговые и транзитные операции.

Флот в англо-голландских войнах

Голландские корабли в Малакке. Гравюра на меди. 1676

Несколько позже, в 1640 г., буржуазная революция началась и в Англии. Четыре десятилетия спустя она привела к власти очень амбициозных политиков, которые не потерпели бы голландской монополии на мировую морскую торговлю. К тому же, несмотря на революционные потрясения, Англия сохранила достаточно мощный военно-морской флот, который уже состоял из полноценных боевых парусных кораблей. Да и многие торговые парусники тоже имели на борту артиллерийские установки, и в случае необходимости, даже не вооружая их, их можно было развернуть в боевые порядки. Итак, 15 ноября 1651 года голландской монополии на морскую торговлю был брошен вызов.

В этот день английский парламент принял так называемый навигационный акт. Суть заключалась в том, что товары можно было доставлять на Туманный Альбион и во все британские колонии либо на английских кораблях (хотя кораблей, пригодных для такого транспорта, было не так много), либо на кораблях из стран, имеющих товаропроизводителей. Но вот парадокс: вообще почти все эти страны не имели собственного торгового флота для такого массового транспорта.

Гордые правители и жители страны, которую они же сами и создали (вспомним известную поговорку «Бог создал землю, а голландцы создали Голландию!»), научившись к тому времени успешно бить испанский флот, они приняли английский вызов без колеблющийся.

Флот в англо-голландских войнах

Королевский Соверен в море

Но теперь им приходилось воевать в крайне невыгодных условиях, потому что любой корабль или корабли, идущие в Нидерланды из колоний, должны были проходить английское побережье либо с востока (через Ла-Манш), либо с запада, через Ирландское море. Первый маршрут был короче, но обходил основные британские военно-морские базы, но второй путь увеличивал путь домой к голландским кораблям.

Рекомендуемая литература: Парусный флот и его предыстория

В результате голландские моряки, уставшие после многомесячного плавания по бурным водам Тихого, Индийского и Атлантического океанов, просто не могли избежать встречи со свежими силами английского флота, вышедшего из собственных портов всего на несколько часов или дней назад. Но игнорировать британскую угрозу было нельзя — такая пассивная позиция могла привести к потере, причем очень быстро, колониальной империи, а значит, и статуса великой державы. И Нидерланды решили воевать.

Флоты дилетантов и корабли для разнообразных задач

Весь парадокс положения в начале англо-голландских войн как раз и состоял в том, что Англия, парламент которой принял оскорбительный для Нидерландов навигационный закон и тем самым спровоцировал войну, сама не была к ней готова. Прежде всего потому, что с 1640 года в стране свирепствовала революция и одна за другой гремели две гражданские войны. Военно-морской флот особого участия в этих событиях не принимал; в то неспокойное время этим просто никто не занимался. Теоретически у Англии были хорошие боевые корабли (знаменитый «Властелин морей» чего стоил), но их экипажи были плохо обучены, а о командном составе и говорить не приходится.

Все английские адмиралы поддерживали монархию и были либо казнены, либо погибли на фронтах гражданских войн. Те, кто эмигрировал (в основном во Францию), естественно, не хотели возвращаться домой.

В то же время именно во время борьбы с королем Англии Карлом I была создана самая сильная армия того времени, которой руководили отважные и талантливые полководцы. А потому, за неимением других кадров, именно на этих генералов парламент возложил ответственную миссию — противостояние с Нидерландами на море, присвоение экзотических воинских званий генералов на море.

Флот в англо-голландских войнах

Британские бело-красно-синие флаги эскадрильи с 1620 по 1707 год

В Нидерландах дела обстояли не лучше. И хотя страна за столетие фактически не вышла из различных войн ни с бывшей метрополией Испании, ни с какими-то экзотическими туземными племенами, у нее не было того, что принято называть флотом со всеми присущими ему атрибутами. Зато было большое количество моряков и огромный торговый и рыболовный флот. Только последние насчитывали свыше 15 000 различных парусных лодок, но к сожалению большую часть из них составляли мелкие разновидности холков — перлов водоизмещением 80-100 тонн с экипажем в 20 человек.

Но зато в Нидерландах была развитая судостроительная промышленность, целая когорта талантливых корабелов и, как показали дальнейшие события, выдающихся адмиралов.

Флот в англо-голландских войнах

Современные нарукавные знаки высшего командования военно-морских сил Нидерландов слева направо: адмирал флота, лейтенант-адмирал, вице-адмирал, шаубенахт, командир

В целом оба флота не были готовы к войне, хотя уже с самого начала имели четкую организационную структуру. Правда, это не заслуга конкретного флотоводца, а результат стечения обстоятельств. Дело в том, что весь английский флот не мог быть размещен в одной базе, и поэтому он был разделен на три части: белую, красную и синюю эскадры. Аналогичная ситуация была с флотом в Нидерландах. Только вот гавани были очень близко друг к другу, и боевым кораблям приходилось делить причал со многими «купцами» и «рыбаками». Поэтому голландский флот делился на еще более мелкие соединения, чем эскадры — дивизии. Вскоре эту практику переняли англичане.

Звания и флаги

Именно во время англо-голландских войн сформировалась стройная система военно-морских воинских званий и флагов. Так командующим флотом был адмирал флота. Первоначально этот титул принадлежал главе государства, поэтому английскими эскадрами командовал адмирал, а голландскими — лейтенант-адмирал, то есть заместитель командира. Эскадра адмирала или его дивизия в составе эскадры всегда была под красным флагом и находилась в центре.

Флот в англо-голландских войнах

Современные эполеты высшего командования британского Королевского флота (слева направо): адмирал флота, адмирал, вице-адмирал, контр-адмирал

Передовой дивизией — авангардом, шедшим под белым флагом, командовал вице-адмирал, а тыловой дивизией или эскадрой, шедшей под голубым флагом, — контр-адмирал. Кораблями командовали капитаны. Правда, вскоре выяснилось, что капитану часто приходилось вести небольшой отряд кораблей для выполнения только что возникшей задачи. Этот отряд был численно меньше дивизии, а потому даже самому младшему, контр-адмиралу, было не престижно руководить такой незначительной боевой группой. Но каждым кораблем в группе командовал капитан, а потому он был на равных с назначаемым командиром. Для отличия капитана, который уже перерос свой чин, но еще не достиг звания адмирала, вводился промежуточный чин. В Великобритании его называли боссом, а в Нидерландах — schaubenacht, что в переводе означало «сторожить ночь».

Будет интересно: Корабли парусного флота

Впоследствии в Нидерландах количество шаубенахтов, не дослужившихся до контр-адмиралов, стало во много раз превышать численность последних. И все назначались и назначались, потому что задачи флота все усложнялись. Не мудрствуя лукаво, голландцы просто переименовали звание контр-адмирала в Шаубенахта и ввели звание «командир», взятое из английской традиции. При этом каждому чиновнику соответствовал особый военно-морской флаг.

Каждый военный корабль в кампании поднял вымпел. Это означало, что корабль находился в походе. На базе на переднем флагштоке поднимался специальный флаг — гюйс. Это по-прежнему означает, что военный корабль – это неприступная крепость.

Силы противников

Так что к сражениям Первой англо-голландской войны (1652-1654) оба флота оказались не совсем готовы. Однако и англичане, и голландцы высоко оценивали свои шансы на успех. Преимуществом англичан считались их превосходные боевые навыки и превосходство в артиллерии, а также близость собственных баз. Голландцы полагались на большой размер своего торгового флота, который можно было быстро вооружить, и на профессионализм своих моряков и адмиралов. Но у голландцев было и особое вооружение — брандеры и фрегаты. Первыми были какие-то корабли, что не стыдно. Их начиняли горючими и взрывчатыми веществами и стремились отправить на вражеские корабли с целью поджога.

Флот в англо-голландских войнах

Выдающийся голландский адмирал Мартин Харпертсон Тромп (1598-1653)

А вот фрегат, военный корабль, которому через 100 лет предстоит долгая и прекрасная жизнь, появился в составе флота Нидерландов совершенно случайно.

В ряде экспедиций голландские командиры заметили, что некоторые корабли их эскадрилий были гораздо быстрее всех остальных. Этим преимуществом решили воспользоваться, возложив на них функции связи, разведки и захвата призов — так тогда называли торговые парусники противника, попавшие в руки военных моряков. У англичан последнюю из этих функций традиционно выполняли многие каперы, на которых британское руководство возлагало большие надежды.

Интересно знать

Ветер для парусного корабля – это все, поэтому умение использовать его для плавания адмиралов, командиров и простых матросов (всех их принято называть матросами) – жизненная необходимость. Конечно, ветры бывают разные (об этом мы уже не раз говорили), но самое главное, откуда и как дует ветер. Именно на этом строится курс парусника по отношению к ветру.

Еще со времен Средневековья мореплаватели делили угловое пространство вокруг корабля на курсовые углы — ромбы. Всего их 32. Однако корабль имеет геометрически правильную конструкцию, а потому ветер может дуть как с правого, так и с левого борта. Соответственно и называется движение корабля в ту или иную сторону.

Корабль не может идти против ветра. Противоположный ливентик не только буквально останавливает парусник, но и может привести к разрушению мачтового хозяйства. Поэтому, чтобы двигаться, корабль вынужден поворачивать либо вправо, либо влево, т е двигаться попеременно на правую и левую горловину. Конечно, скорость в этом случае небольшая, парусник все равно движется вперед. Попутный ветер, который дует в паруса сзади — встречный ветер теоретически позволяет развивать полную скорость. Но на практике из-за сильного ветра нос корабля проседает глубже, чем нужно, и происходит некоторое торможение. Поэтому гораздо выгоднее задняя стойка, т.е положение, когда ветер дует сзади сбоку. При этом паруса развивают максимальную тягу, корпус нормально лежит в воде, и судно движется с максимально возможной скоростью.

Флот в англо-голландских войнах

Современная копия типичного военного корабля из Нидерландов начала англо-голландских войн. И, наконец, полуветер — полуветер и ветер, дующий впереди и сбоку, — косой ветер также благоприятен, но в то же время затруднен для движения парусного судна.

Ход войны

Первое сражение англо-голландских войн произошло 19 мая 1652 года под Дувром. Здесь голландская эскадра из 42 боевых кораблей ждала свой ост-индский караван и встретила две английские эскадры из 9 и 8 кораблей соответственно. Английский морской генерал Роберт Блейк вел себя вызывающе.

Зная, что британский флот из 60 боевых кораблей готов в любой момент прийти ему на помощь из устья Темзы, он потребовал от голландского лейтенант-адмирала Мартина Тромпа отдать честь английскому флагу — ведь встреча происходила у британских берегов. Тромп не ответил.

Флот в англо-голландских войнах

Английский морской генерал (адмирал) Роберт Блейк (1599-1653 (по другим данным — 1657))

Когда британский флагман произвел три предупредительных выстрела, корабль Тромпа ответил бортовым залпом. Началась битва, ничем не отличающаяся от того, что мир видел прежде: бессистемное маневрирование отдельных кораблей и бесполезная стрельба по противнику. Голландцы попытались использовать брандеры, но по разным причинам потеряли два из них, не причинив англичанам никакого ущерба. С наступлением темноты флоты без особого сожаления разошлись, так как битва фактически велась за честь флага.

Сделав выводы, Блейк целыми эскадрами стал атаковать голландских рыбаков, охотившихся в Северном море. Тромп, добавивший к своим 32 кораблям и 6 брандерам еще 54 мобилизованных «купца», начал охоту на англичанина, но разразившийся 5 августа 1652 года сильный шторм уничтожил 53 из его 92 кораблей. Талантливого адмирала сняли с поста, а голландский флот возглавили Витте де Витт и Михаэль де Рюйтер. А уже 16 августа они попытались взять реванш в Па-де-Кале.

С 30 военными кораблями они выступили навстречу каравану из 60 торговых судов, путь которому преградила английская эскадра Джорджа Аскью из 52 боевых кораблей. Дж. Аскью попытался атаковать голландцев с наветренной стороны, прорвав их строй, но в результате этого теоретически правильного, но практически неудачного маневра оставил соперника по ветру и таким образом выиграл матч.

Это сражение можно считать первым морским сражением классической эпохи мореплавания, где главным действующим лицом был ветер. Именно управление ветром, то есть такой маневр, который позволял бы эскадре оставаться с наветренной стороны, и стало главной задачей адмиралов, ведших в бой парусные корабли.

Флот в англо-голландских войнах

Битва при Схевенингене — последнее сражение Первой англо-голландской войны, состоявшееся 10 августа 1653 года.

Это правило подтвердилось уже 10 декабря 1652 г., когда Тромп неожиданно заставил вступить в бой эскадру Блейка, стоявшую у входа в Темзу. Ветер с берега не позволял англичанам укрыться в своих базах, а выгодное расположение кораблей Тромпа с наветренной стороны давало им преимущество в маневре и скорости.

В это время голландцы поняли, что эскадры должны комплектоваться исключительно боевыми кораблями специальной постройки, мощность которых примерно эквивалентна. Англичане при отсутствии большого флота продолжали вооружать торговые парусные суда, которые сильно выделялись как количеством пушек на них, так и ходовыми и маневренными качествами.

Однако это не помешало англичанам в конце концов выиграть эту первую войну, и жирную точку в ней поставила битва при Схевенингене 10 августа 1653 г. Здесь англичане уже активно использовали ветер в своих интересах, научившись, в отличие от Голландцы активно маневрировать во всех направлениях. И хотя это сражение англичан, как и прежде, на первый взгляд характеризовалось отсутствием какой-либо системы, оно раз и навсегда сделало ветер союзником адмиралов. Примечательно и то, что три голландские эскадры в этом бою двигались все время при помощи попутного — встречного ветра, то есть развивали максимально возможную скорость.

Флот в англо-голландских войнах

Битва при острове Тексел 21 августа 1673 г

Англичане не только осмелились сразиться со своим грозным противником в бою, но и, разбив единый строй и активно маневрируя, несколько раз прорезали строй противника и подвели его корабли под два огня. Эти маневры продемонстрировали сильно возросшее военно-морское мастерство английских моряков и принесли им убедительную победу. Потеряв всего 2 корабля из 120, они потопили 14 голландских кораблей из ста своего флота. Кроме того, артиллерийским огнем англичане отбили 4 атаки голландских брандеров и убили их выдающегося полководца Мартина Тромпа. Правда, Роберт Блейк недолго пережил своего противника: через три недели он погиб на берегу.

Рождение линейной тактики

Сражения Первой англо-голландской войны выявили все недостатки молодых военных парусных флотов. Голландцы сделали из этого главный вывод: все торговые караваны отныне должны были сопровождаться сильными боевыми эскадрами. При этом другие наиболее подготовленные к бою эскадры, состоящие исключительно из специально построенных боевых кораблей, должны не только встречать караваны, прибывающие из колоний в метрополию, но и активно атаковать эскадры противника, его базы и верфи.

Британцы сделали аналогичные выводы и, как и голландцы, приступили к строительству большого флота. Инициатором ее создания был морской генерал Джон Монк, которому часто приписывают победу в битве при Схевенингене.

Флот в англо-голландских войнах

Выдающийся английский военачальник и политик, реставратор монархии генерал и морской генерал Джон Монк (1608-1670 гг.)

Именно Монк добился решения парламента о целевом и постоянном государственном финансировании строительства военно-морского флота (это решение отменило печально известные корабельные сборы, которые не могли финансировать строительство массового флота). Он также перешел к британцам, но вскоре стал всемирно известным как Королевский флот, принципы, на которых была построена новая Революционная парламентская армия.

Самым главным было вот что: Корабль, как боевой организм, должен всегда содержаться в чистоте и порядке, как и матросы, личная гигиена которых отныне была особой заботой командиров.

Такое же решение приняли голландские адмиралы. Стало ясно, что мощь артиллерии боевых кораблей, двигающихся единым строем и точно выполняющих флагманские маневры, помноженная на их количество, является залогом победы в предстоящих боях. Это стало основой линейной тактики, господствовавшей на морях в течение следующих двух столетий. Именно при линейной тактике стали строить боевые корабли со значительным количеством орудий в нескольких батареях на борту.

Именно эти корабли стали основой мощи флотов всех морских держав и получили название линейных. Время, когда быстровооруженные торговые суда действовали в едином строю со специально построенными боевыми кораблями, навсегда ушло в прошлое.

Все эти выводы подтвердились в ходе сражений Второй англо-голландской войны 1665-1667 гг и уже окончательно укоренились в решающих сражениях Третьей англо-голландской войны 1671-1673 гг. Затем в знаменитом четырехдневном сражении 1–4 июня 1666 г оба флота (голландский — 101 боевой корабль под командованием Михаэля де Рюйтера и английский — 109 боевых кораблей под командованием принца Руперта и генерала Джона Монка) сражались с исключительным ожесточением и, несмотря на это, сохраняли четкий боевой порядок и вели активный артиллерийский огонь по противнику с разных дистанций.

Командующие обоих флотов постоянно стремились оказаться с подветренной стороны, и именно поэтому сражения велись на постоянных встречных курсах. Именно в этом бою выдающийся голландский адмирал М де Рюйтер впервые применил маневр, ставший классическим в военно-морском искусстве, — и захватил головной, то есть флагманский корабль противника. В то же время этот бой доказал, что сила и разумность применения брандеров в сочетании с мощью артиллерии в бою гораздо важнее абордажа, а также то, что боеприпасами следует распоряжаться разумно.

На этот раз именно англичане, воспользовавшись своим превосходством в скорострельности, в самый решающий момент боя остались без снарядов и не смогли отразить атаку голландских огневых стен.

Флот в англо-голландских войнах

Выдающийся голландский адмирал, основоположник классического военно-морского искусства Михаэль де Рюйтер (1607-1676 гг.)

Кроме того, была подтверждена относительно высокая живучесть военных деревянных парусных кораблей, потопить которые артиллерией того времени было практически невозможно. При этом поврежденные и практически лишенные подвижности боевые единицы создают огромную проблему как для их экипажей, так и для командования флотом в целом.

Несмотря на то, что это сражение закончилось в пользу Нидерландов, чей флот потерял 6 кораблей, но сжег и захватил 20 английских, вынудив эскадры Монка и Руперта укрыться в базах, это сражение не поставило точку во втором Англо-голландская война. Летом 1667 года де Рюйтер совершил дерзкий рейд на английские побережья, в ходе которого за два месяца уничтожил и сжег почти все английские базы на юго-восточном побережье острова Великобритании, перекрыл Темзу и заставил англичан подписать выгодный для Нидерландов мир.

Рекомендуем прочитать: Корабли ВМС США в Черном море

Правда, Третью англо-голландскую войну англичане выиграли, хоть и с большим трудом. Однако в анналы истории вошла не их стратегическая победа, а последний успех де Рюйтера — знаменитое сражение 14 англо-голландских войн, произошедшее в конце июля 1673 г у острова Тексел в Северное море.

Затем голландский флот из 75 кораблей во главе с адмиралом де Рюйтером встретился с объединенным англо-французским флотом под командованием адмирала принца Руперта из 95 кораблей (30 французских и 65 английских).

На первый взгляд соотношение сил было не в пользу Нидерландов, но г-н де Рюйтер думал иначе. По опыту предыдущего сражения при Сольбее (7 июня 1672 г.) он знал очень низкие боевые качества французских моряков (лучший их час еще не наступил), их пассивность во время боев, а потому решил немедленно отойти вывести французский авангард из боя, используя свою артиллерию.

Флот в англо-голландских войнах

Модель образцового французского 104-пушечного линкора Soleil Royal постройки 1670 года, ставшего образцом для целого поколения подобных линкоров

Так и случилось: голландский авангард вице-адмирала Банкерста в составе 10 кораблей решительной артиллерийской атакой вывел из боя французскую эскадру. И хотя французы получили относительно небольшие повреждения и были вполне способны продолжать бой, их экипажи предпочли произвести ремонт.

Далее, как говорится, дело техники: удачное маневрирование голландского авангарда помогло де Рюйтеру поставить английский авангард под два огня, вынудив французский арьергард уйти, когда голландские корабли вошли в просветы между французскими. (голландцы вели огонь из бортовых орудий по носу и корме французских судов). При этом голландцы ни на шаг не отступали от ставшей уже классической линейной тактики, которая и принесла им победу.

Но дополнительным фактором, среди прочих, определившим победу де Рюйтера, было активное использование впервые в истории войны оперативной связи между кораблями голландских эскадрилий. Доставлялось очень маленькими парусниками — авизо (в переводе с французского — «предупреждаю»). Именно эти юркие одно- и двухмачтовые катера быстро перемещались по району боя, передавая приказы знаменитого голландского адмирала своим подчиненным.

А что же французы?

Решающая победа Нидерландов в битве при Текселе расколола англо-французскую коалицию, что помогло де Рюйтеру предотвратить высадку англичан на побережье Нидерландов. Но в то же время он наглядно демонстрировал все недостатки военно-морского флота Французской империи, который по приказу знаменитого французского короля Людовика XIV создавался с невероятной скоростью под непосредственным руководством выдающегося политического и экономического деятеля королевство, Жан Батист Кольбер (1619- 1683 гг.).

Когда этот человек стал морским министром в 1661 году, парусный флот Франции насчитывал всего 9 кораблей, 3 фрегата и 8 галер, и их техническое состояние было весьма плачевным. По указанию своего короля энергичный министр, несмотря на скромные возможности тогдашней французской экономики, развернул крупнейшую в то время в Европе судостроительную программу. В результате французский флот стал быстро расти: в 1666 г он насчитывал 71 корабль, а в 1671 г. — уже 196. В 1683 г. — году смерти Кольбера — французский флот насчитывал 112 линейных кораблей, 25 фрегатов и 80 галер.

Вместе с различными боевыми кораблями других классов французский флот насчитывал 276 единиц — на 72 единицы больше, чем Англия могла выставить в то время. При этом две эскадры — Средиземноморская (FloMed) и Атлантическая (FloAnt), названия которых сохранились до наших дней, были укомплектованы кораблями разной идеологии.

Флот в англо-голландских войнах

Знаменитый французский государственный деятель, первый министр военно-морского флота Франции и фактический создатель военно-морского флота страны Жан-Батист Кольбер (1619-1683 гг.)

Если французы в Средиземноморье массово использовали галеры и легкие парусники типа коха и шебека, корабли с парусами из новгородцев и поморовшебеков, то в Атлантике (главным образом в Северном море) они плавали исключительно многопушечными кораблями. В их конструкции воплотились многие передовые решения, особенно по прочности корпуса, ставшие не только визитной карточкой французской школы кораблестроения, но и главным ее секретом на долгие полтора века.

Но поднять подготовку французских моряков на должный уровень тогда не удалось, что подтвердила Третья англо-голландская война. Однако начало было положено: Франция постепенно вышла на второе место в мире по строительству и увеличению мощи морского парусного флота.

Источник: «Парусные лодки. История парусных кораблей с древности до наших дней» Поспелов А.С.

Dream-yachts
Добавить комментарий