Формирование корпуса судна на построечном месте

Методы организации постройки судов

Важнейший период строительства любого современного судна связан со строительной площадкой, где:

  • Формирует его корпус;
  • Монтируется большая часть межаников;
  • Система;
  • Устройств;
  • Оборудование.

Этот период, называемый стапельным, во многом определяет технико-экономические показатели строительства корабля в целом. Трудоемкость всех работ, выполняемых на стройплощадке. Виды стройплощадок и их оборудование достигает 40 % от общей трудоемкости постройки судна.

Технология и организация работы стапельного периода, его продолжительность зависят от:

  • Способ постройки судна;
  • Спооба формирования его корпуса;
  • Технологии и организации, выполняющие предкорпусные работы.

Работы на строительной площадке выделены в самостоятельный вид судостроительного производства — корпусостроительное.

В кораблестроении применяют три метода организации судостроения:

  • Позиционный;
  • Поточно-бригадный;
  • Поток-позиция.

При позиционном способе судно находится на одной строительной площадке от закладки корпуса до спуска на воду. Бригады рабочих прикрепляются к этому судну на весь период строительства и перемещаются с участка на участок судна по мере выполнения работ. Позиционная форма чаще всего используется при одиночной постройке судов.

При серийной постройке судов реализуются ручейно-бригадный и струйно-позиционный методы. При непрерывно-бригадном методе создают специализированные рабочие бригады, которые перемещаются с одного судна на другое, выполняя на каждом судне ряд одних и тех же возложенных на них задач. Судно остается на строительной площадке до готовности к спуску.

При токопозиционном способе постройка судов осуществляется перемещением их судовозными тележками из одного положения строящейся площадки в другое через отрезки времени, равные ритму производства кораблей. Специализированные бригады рабочих закрепляются за должностями, на которых они выполняют требуемые объемы работ, повторяющиеся для каждого судна серии.

Формовка корпуса судна на строительной площадке

Инжир. 1 Схема кессона под монтажным стиком корпуса
1 — бортовой бак;
2 — дека бесплатного кессона;
3 — сухой отсек;
4 — скоба-ловушка;
5 — уплотнение по контуру корпуса;
6 — рабочий тоннель;
7 — нижний бак

Наиболее рациональной формой организации серийной постройки большинства судов является линейно-позиционная, позволяющая организовать ритмичное производство в местах строительства кораблей и в заводских цехах, механизировать работы на специализированных позициях и участках. Такая организация принуждает к эксплуатации зороков строительства и производит ритмичному выпуску содувов.

Особым вариантом организации стапельного периода является так называемый метод раздельной постройки, когда судно делится по длине на две (иногда три) части, каждая из которых строится отдельно на одной или разных строительных площадках, а затем спускается на воду. Части корпуса судна стыкуются в доке или на поплавке. Иногда при кооперативном строительстве корпус судна и его части изготавливаются даже на разных верфях. Раздельный метод должен применяться, если длина судна превышает размер доступной строительной площадки или пускового комплекса.

Стыковка частей корпуса судна на поплавок может осуществляться с помощью кессона или специально разработанного уплотнительного устройства. В первом случае, как видно из картинки. 1, в районе монтажного стыка установлен кессон, плотно прижатый к корпусу гидростатическим давлением воды. Работа по сборке и сварке монтажного стыка производится из рабочего тоннеля кессона, откуда удаляется вода. Основной сварочный шов между частями корпуса выполняется с внутренней стороны высушенного монтажного участка, а подварочный шов — со стороны кессона.

Формовка корпуса судна на строительной площадке

Инжир. 2 Схема формирования корпуса из секций
а — пирамидальная;
б — островная;
в — по отсекам;
I, II, III — островные;
1, 2, 3 — секции

Во втором случае для сборки и сварки монтажного стыка используйте показанный на рисунке. 3 герметизирующее устройство той или иной конструкции. Одна из конструкций такого устройства (рис. 3, а) представляет собой П-образную металлическую раму коробчатого типа, состоящую из двух симметричных половин, соединенных в ДП шарниром. Их опорный контур соответствует обводам корпуса. Герметизирующее устройство устанавливается на всю длину подводной части монтажного стыка. Они плотно прижимаются к наружной обшивке, затем откачивают воду из корпуса сосуда в районе стыка и из полости прибора.

Удифферентовав части доставки, собираемые кормки обшивки и бора по зварку и зваривают изнутри коропа ондромеханического зваркой с обратным формированием шва в ложнице, проемешиваемой росиком прозиком шва. Контроль качества шва, его зачистку и покраску с наружной стороны облицовки производят приборами, также перемещаемыми тросом. Возможно использование полужесткого ремня (рис. 3, б)

Формовка корпуса судна на строительной площадке

Инжир. 3 Герметизирующие продавач с подстыковой камерой
а — шарнирно-герметнзирующее (ШГУ);
б — полужесткий резинометаллический пояс;
1 — сварная камера плавучести ШГУ из стальных листов;
2 — уплотнение по контуру корпуса;
3 — натяжной канат с вифывым талрепом;
4 — шарнир;
5 — полужесткий пояс;
6 — канат-подвеска для примерйного прижатия пояса к корпусу;
7 — фланцевое соединение ремня;
8 — шланг воздушный для герметизации;
9 — приспособления для принудительного формирования изнаночной стороны шва;
10 — жесткий каркас пояса;
11 — эластичная оболочка

Перспективным направлением методов судостроения является разработка и применение модульного принципа, когда строительство ведется из ограниченного числа конструктивных или функциональных модулей. Модульные секции и модульные блоки относятся к конструктивным.

Функциональный модуль — конструктивно и технологически законченная единая сборочная единица (часть сосуда) с установленным в ней насыщением (системами, оборудованием).

Рекомендуем к прочтению:
Место работы
Плазовое обезечение корпусных цехов

Dream-yachts
Добавить комментарий