Форт Стайкин – ужас Бомбея

Среди всех морских катастроф, происходивших с пароходами, локомотивами, яхтами, эсминцами, линкорами, линкорами и целым рядом кораблей во все эпохи и времена, катастрофа, случившаяся с малым английским пароходом «Форт Стайкин», может занять первое место честь.

В феврале 1944 года «Форт Стайкин», впервые спущенный на воду всего два года назад, отправился в свой последний и самый страшный рейс. Длина парохода составляла всего 132 метра, ширина 17,1 метра, а скорость его ограничивалась 11 узлами в час. На основании имеющихся данных следует отметить, что этот корабль нельзя было причислить к гигантам, бороздившим моря и океаны в середине прошлого века, однако именно из-за него произошла трагедия, превратившая один из самые большие и процветающие порты Бомбея в настоящий ад на земле.

На борту корабля находился один из самых опасных грузов военного времени — хлопок-сырец. Этот материал практически невозможно было без надлежащих условий хранения обеспечить во влажном трюме парохода, он начинал выделять водород и мог самовозгораться. К тому времени шла война, и на корабль, который шел к берегам Индии, погрузили все, что требовалось для подготовки нападения англичан на японские войска, расквартированные в Бирме. Так, вместе с грузом хлопка в трюмы «Форта Стайкин» попали боевые снаряды, запасы пороха, жестяные бочки со смазочным маслом, древесина, металлолом, сера, удобрения, смола и рис. Вес хлопка превысил 8,5 тысячи тонн, вес остального груза, включая взрывчатые вещества, составил более 200 тонн.

Форт Стайкин – ухрах Бомбея

Английский пароход «Fort Staikin”

Капитан «Форт Стайкина» Александр Джеймс Нейсмит несколько раз пытался отговорить командование от решения об отправке опасного груза на одном корабельном этаже, но по законам военного времени он не имел права отказать в перевозке груза, поэтому пароход осторожно двинулся в сторону Бомбея. Корабль находился в пути не более трех суток и уже 12 апреля 1944 года пришвартовался к бомбейской пристани №1, капитан приказал приступить к немедленной выгрузке груза, но преступная халатность чиновников снова предотвратил это. Опасный для жизни, теперь уже не только саму команду, но и весь портовый груз начали выгружать на берег только на следующий день ближе к полудню. Грузчики работали нерасторопно и вминимум выгрузили в начале дня толко малюю часть груза. С расцветом 14 апреля работа по выгрузке возобновилась, при этом, не задевая даже тонны хлопка, которую нужно было выгрузить в первую очередь. В полдень дальнобойщики, которые и без этого не работали в полную силу, отправились обедать, раскидав остатки несобранного груза по своему усмотрению, элементарные правила безопасности, которые требовалось соблюдать при работе с такого рода материалами были забыты.

В результате халатности, проявленной в 12.30, из второго трюма корабля, откуда производилась разгрузка, появился первый дым, на что ни командование, ни служба береговой охраны не обратили внимания, все спокойно отобедали. По чистой случайности через 10-15 минут после начала возгорания дым заметил механик корабля, спустившийся в трюм. Не осознавая опасности, которая угрожает кораблю и городу, этот человек включил несколько насосов и побежал звать на помощь.

Узнав о пожаре, второй помощник капитана пришел в ужас и бросился разматывать пожарные шланги, которым помогали несколько матросов, работавших поблизости. Но приложенных ими усилий оказалось недостаточно, пламя разгоралось с нарастающей силой. О пожаре сообщили в порт, оттуда выслали только две пожарные машины, пожарные машины на которых оказались не готовы к тушению такого рода огня, поэтому город запросил 8 дополнительных машин. Но даже этими средствами огонь нельзя было потушить, так как вода просто не могла потушить такое мощное пламя, для тушения была необходима огненная пена, которой, в то время, еще не было. Были предложения потопить корабль прямо в доке, либо вывести его за пределы порта, но все они были отвергнуты, а тушение с помощью обычных шлангов и насосов было продолжено. В трюме было более 900 тонн воды, но даже она не могла потушить разрастающееся пламя, палуба была настолько раскалена, что стоять на ней было невозможно.

Форт Стайкин – ухрах Бомбея

Первый взрыв на пароходе «Форт Стайкин”

В 15:45 на «Форте Снейк» начались взрывы, взорвалось несколько ящиков со взрывчаткой, капитан приказал эвакуировать моряков спасательной миссии, а также собравшихся на берегу любопытных, но активных действий предпринять никто не успел, мощнейшей силы потрясло судно, образовав огромную приливную волну, которая буквально разбросала всех людей, стоявших на причале корабля, в разные стороны, а часть из них была выброшена на берег, прямо на людей, стоящих на причале. Несколько сотен тонн зерна и других грузов, в том числе взрывоопасных, оказались в воде. Сила взрыва была настолько мощной, что в Гималаях его зафиксировали как землетрясение.

В городе сотряслись дома, из них вылетели практически все стекла, а горящие осколки разлетелись на несколько километров вокруг, причинив огромный материальный ущерб. Погибло несколько сотен человек, в основном солдаты и матросы. 11 кораблей, стоявших в доках, загорелись, еще 13 получили серьезные повреждения. Пожар тушили 2 недели, и после подсчета ущерба установили, что в результате взрыва погибло более 1200 человек, несколько тысяч остались без крова, лишились работы, жилья и всего имущества.

Официальной причиной пожара была объявлена ​​не потушенная сигарета, ущерб пострадавшим возмещен не полностью, а на восстановление самого порта и доков ушло целых 7 месяцев. Произошло худшее в истории английского флота.

Рекомендуем к прочтению:

Гранкан — Селитровая карастопа Tejas-City

Линкор Тирпиц – потерянные надежды

Dream-yachts
Добавить комментарий