Громобой – броненосный крейсер императорского флота

Семь лет – именно столько Николай II планировал выделить на постройку новеньких броненосных крейсеров, которые могли бы конкурировать с британскими боевыми кораблями. В 1895 году на подпись императору поступил проект крейсера «Громобой», в основу которого был положен уже имевшийся в то время проект крейсера «Россия».

Строительство было поручено корабелам К.Я. Аверин и Ф.Х. Оффенберга, они разработали свой специальный проект, утвержденный лично императором, по которому на крейсере планировалось установить три паровые машины, а также увеличить толщину бронирования до 20 сантиметров, при этом используя его в конструкции Крупповская сталь. Водоизмещение «Громобоя» планировалось довести до 15 тысяч тонн.

Строительство корабля началось летом 1897 года и затянулось на несколько лет, во многом из-за серьезных проблем со снабжением крупповской стали. Ижорский завод, которому планировалось поручить производство стали, находился в то время на реконструкции и не мог поставить рабочим нужное количество крупповской стали. Для облицовки бортов строителям пришлось использовать частично старую сталь Harvey и частично сталь Krupp, которая прочнее на несколько десятков процентов.

Громобой — броненосный крейсер Императорского флота

Спуск крейсера «Громобой”

Кроме того, строителям пришлось изменить длину броневого пояса, а также толщину броневых траверс и жилой палубы, которая составляла всего 5 сантиметров. При этом была усилена броня казематов, из-за этого корабль потерял остойчивость, и строители были вынуждены значительно уменьшить толщину брони. Орудия, расположенные в корме, пришлось полностью лишить защитной брони, заменив ее специальными щитами, тогда как орудия, расположенные на носу корабля, защищали только продольными переборками.

Способный развивать скорость до 19 узлов в час, «Тандерболт» был вооружен четырьмя 203-мм, шестнадцатью 152-мм и таким же количеством 37-мм, двадцатью четырьмя 75-мм и восемью 47-мм орудиями. Кроме того, на крейсере были установлены еще два орудия Барановского и подводный торпедный аппарат современной модели, также на корабле имелась минная артиллерия.

Для дальнего и безопасного пути «Громобой», водоизмещение которого сократили с 15 до 12 359 тысяч тонн, должен был загрузить в трюм не менее 1700 тонн угля.

Первые испытания в условиях постройки были проведены в 1900 г и выявили множество нарушений, прежде всего в неправильно рассчитанном дифференте, даже при полной работе машин корабль не мог всплывать и несколько раз зарывался носом вниз, при этом через верхние палубы переборок пропускают воду в трюмы. Корпус «Тандерболта» так сильно вибрировал, что было неудобно находиться не только в машинном отделении, но и в каютах. К концу года все выявленные дефекты были устранены, а повторные испытания показали, что крейсер способен развивать скорость свыше 20 узлов в час, при этом развиваемая мощность машин была доведена до 15 000 лошадиных сил.

Поздней осенью «Громобой» вышел из Либавы в свой первый рейс и взял курс на Восток. Почти сразу же моряки вновь обнаружили значительный дифферент на нос, из-за этого им пришлось переместить часть груза и якорную цепь в другие части корабля. Обнаруженная неисправность была устранена, и корабль продолжил плавание.
Весной 1901 года Тандерболт принял участие в праздновании принятия Конституции Австралии. Русские моряки, которым довелось побродить по палубе Громобоя, считали его вполне пригодным для дальних плаваний кораблем, обладающим прекрасными мореходными качествами, в том числе скоростными характеристиками.

Громобой — броненосный крейсер Императорского флота

Одна из фотографий «Громобоя» во время визита в Австралию

При запасе воды в 1000 тонн крейсер с экипажем на борту мог пройти не менее 5000 морских миль, не заходя в порт более 100 суток. Единственным минусом, который не следует принимать во внимание, наличие которого не мог даже самый лояльный командир, были спартанские условия существования матросов, у которых практически не было свободного места.

«Громобой», в отличие от других крейсеров этого класса и типа, имевшихся у России, представлял серьезную угрозу для англичан, поскольку последние испугались и начали строить собственные корабли, ведь когда началась русско-японская война, у них были корабли, которые во многом русский боевой корабль превосходил его.

В ходе войны японцы нанесли «Тандерболту» несколько значительных повреждений, из-за чего крейсер находился в длительном ремонте до 1906 года. После ремонта крейсер смог участвовать не только в учебных вылазках, но и в морских сражениях Первая мировая война, в конце которой и начале революционных событий в России, крейсер простоял в доке и больше никогда не был продан на металлолом частной компании. Повинуясь политической конъюнктуре, один из лучших кораблей русского флота был уничтожен, хотя вполне мог прослужить еще не один десяток лет.

Также читайте:

Современные крейсера

Новороссийск — работа итальянских водолазов, или трагическая случайность

Dream-yachts
Добавить комментарий