История якоря

На вопрос, какой символ больше всего подходит для мореплавания, наверняка подавляющее большинство людей ответит — якорь. Они изображаются на лентах морских бескозырок, якоря, словно памятники, стоят в портах на постаментах, модели якорей украшают кабинеты морских министров и главных корабелов.

Конструкцию якоря знает почти каждый. Она и в самом деле простейшая: якорная цепь крепится к массивному основанию, которое в конце разделяется на два изогнутых заострённых крюка. Ими он цепляется за дно, чтобы надёжно удерживать корабль на одном месте. Кроме того, в верхней части якоря есть массивная перекладина.

А вот как называются части якоря, скажет уже далеко не каждый. Оказывается, цепь крепится к якорному веретену, поперечная перекладина — это якорный шток, а изогнутые крючья носят названия рогов. На их концах — плоские лапы. Да и об истории якоря большинству ничего не известно. А ведь это одно из самых замечательных изобретений человечества.

История якоря

Древний каменный якорь

Во время раскопок Помпей, древнеримского города, погибшего в 79 году при извержении вулкана Везувий, археологи обнаружили на стене одного из зданий любопытный рисунок. На нем был изображён большой камень с просвер­лённым в центре отверстием. Латинская надпись сообщала, что это не что иное, как якорь.

Надо полагать, неизвестный древнеримский художник хорошо знал историю древнего мореходного дела: дело в том, что изображённым им якорем мореходы пользовались за 2000 лет до гибели Помпей. Именно так и выглядели древнейшие якоря Земли — увесистые камни, к которым можно было прикрепить верёвку. У самих же древних римлян в I веке нашей эры уже были железные якоря, имеющие определённое сходство с современными. Их подводные археологи не раз находили на дне Средиземного моря. Однако на первых римских кораблях якорями тоже были большие камни на верёвках.

Трудно сейчас предположить, почему человек впервые задумался о том, как остановить своё суденышко вдали от берега, среди воли. Быть может, это понадобилось ему, чтобы спокойно ловить рыбу, быть может, по какой-то другой причине. Как бы то ни было, древнейший якорный камень доказал свою работоспособность и, как положено любому изобретению, стал совершенствоваться.

Финикийские якоря изготавливались из тяжёлого дерева и были, в отличие от якорных камней, куда надёжнее. Якорь ложился на подводный грунт нижним концом веретена и одним из концов штока. Стоило его чуть-чуть протащить по дну, один из рогов крепко цеплялся за грунт.

«Адмиралтейский» — это классический, наиболее распространённый, знакомый, наверное, всем тип якоря.

История якоря

Якорь с качающимися лапами

Но, как и любое другое изделие рук человеческих, якорь и дальше совершенствовался, видоизменялся, приобретая те качества, которые нужны были морякам и кораблестроителям для определённых условий. Некоторые современные якоря изготавливаются без штоков и с поворотными лапами. Называются по именам своих конструкторов — Хойла, Грюзона — Хейпа, Матросова, Байерса, Дэпфорда.

Кроме того, существует ледовый якорь, есть якорь, который называется «кошкой».

Статья в тему: Профессия Лоцман

Dream-yachts
Добавить комментарий