В связи с развитием химической промышленности и расширением использования веществ, отнесенных к опасным после Второй мировой войны, значительно возросла их перевозка различными видами транспорта. В повестку дня включены вопросы предотвращения негативного воздействия вредных веществ на людей, транспортные средства, здания и сооружения, окружающую среду; На первый план вышла проблема Международных морских кодексов опасных грузов, регламентирующих перевозку опасных грузов (ОГ) всеми видами транспорта. Безопасная транспортировка выхлопных газов в море обусловлена усилиями по предотвращению аварий в различных водах.
Ряд стран предприняли шаги по созданию национальных правил перевозки ДГ. Подготовленные правила оказались разными по классификации, используемым в тексте терминам, знакам опасности, правилам упаковки, структуре правил и т д., что привело к затруднениям участников транспортного процесса при перевозке отработавших газов двумя и более транспортными средствами виды транспорта.
В 1957-1958 гг. Комитет экспертов ООН (UNEC) разработал рекомендации, предназначенные для правительств и международных организаций, занимающихся регулированием перевозки ДГ, по модернизации глобальной транспортной системы.
Танкер для перевозки сыпучих материалов
Источник: Pixabay.com
Рекомендации СЕ ООН включали классификацию ОГ, основные требования к упаковке, перечень ОГ и предлагали систему знаков опасности для маркировки транспортных упаковок при транспортировке.
До сих пор рекомендации ЕЭК ООН остаются достаточно гибкими, учитывают самые специальные требования и не мешают международным перевозкам ДГ.
Международная конференция по охране человеческой жизни на море, 1960 г. (Лондон), приняла рекомендации СЕ ООН и рекомендовала ИМКО (Межправительственная морская консультативная организация, с 1982 г. ИМО, Международная морская организация) разработать ГД Морской транспортный кодекс (код МПОГ).
В сентябре 1965 г. IV Ассамблея ИМКО рассмотрела, одобрила и рекомендовала к публикации проект кодекса, представленный Подкомитетом по перевозке ОГ, и чтобы правительства членов ИМКО использовали его в качестве основы для разработки национальных правил.
В эти же годы также велись работы в международных организациях по разработке правил перевозки выхлопных газов различными видами транспорта (МАГАТЭ, Комитет по внутреннему транспорту ЕЭК ООН, ИКАО и др.).
Результатом этой работы стало:
- Европейское соглашение о международных автомобильных перевозках опасных грузов (ADR), правила перевозки опасных грузов морем);
- Европейские правила международной перевозки опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ);
- Правила ИКАО по воздушной перевозке опасных грузов (Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху, Приложение 18).
После почти 35 лет использования в качестве рекомендуемого ОГ для международных морских перевозок редакция МПОГ 1994 года (последняя опубликованная) была тщательно пересмотрена с целью упрощения для использования на практике.
В соответствии с резолюцией Ассамблеи ИМО А.716 (XVII) от 1 января 2004 года вводится в действие новая редакция МПОГ МК в качестве обязательной международно-правовой нормы для стран, присоединившихся к Конвенции по охране человеческой жизни на море, 1974 г для использования в международных перевозках компанией OG.
Ниже приводится краткое изложение Международного кодекса морской перевозки опасных грузов, изданного ИМО в 2002 году.
Общая информация. Кодекс состоит из 7 частей, разделенных на главы, разделы и подразделы, а также двух приложений и алфавитного указателя. Состоит из двух томов.
Том 1
- Часть 1. Общие положения, определения и подготовка кадров.
- 1.1. Основные положения.
- 1.2. Термины, единицы измерения и сокращения.
- 1.3. Обучение персонала, задействованного в перевозке опасных грузов.
- Часть 2. Классификация.
- 2.0. Введение.
- 2.1-2.9 Классификация товаров (классы, подклассы).
- 2.10. Морские загрязнители.
- Часть 3: Перечень опасных грузов и ограниченных количеств (см. Том 2).
- 3.1. Основные положения.
- 3.2. Список опасных грузов.
- 3.3. Специальные положения.
- 3.4. Ограниченное количество.
- 3.5. Особые условия перевозки грузов 7 класса (радиоактивные вещества).
- Часть 4. Требования к упаковкам и цистернам для опасных грузов Упаковка опасных грузов и цистерны для перевозки отработавших газов.
- 4.1. Использование упаковки, включая промежуточные контейнеры для массовых грузов и крупногабаритную тару.
- 4.2. Использование переносных резервуаров.
- 4.3. Использование контейнеров для перевозки сыпучих грузов.
- Часть 5. Порядок отправки опасных грузов.
- 5.1. Основные положения.
- 5.2. Этикетировочные и упаковочные знаки для контейнеров средней грузоподъемности.
- 5.3. Знаки опасности и маркировка грузовых транспортных единиц.
- 5.4. Документация.
- 5.5. Специальные положения.
- Часть 6: Проектирование и проверка упаковок, временных контейнеров, крупногабаритных упаковок, съемных цистерн и автоцистерн.
- 6.1. Требования к упаковке для товаров, не относящихся к классу 6.2.
- 6.2. Требования к баллонам для газов.
- 6.3. Требования к упаковке товаров класса 6.2.
- 6.4. Требования к упаковке и материалам класса 7.
- 6.5. Требования к контейнерам средней грузоподъемности.
- 6.6. Требования к большим контейнерам.
- 6.7 Требования к переносным цистернам.
- 6.8. Требования к танкерам.
- 6.9. Требования к таре для твердых веществ.
- Часть 7. Требования к транспортной деятельности.
- 7.1. Хранение груза.
- 7.2. Разделение груза.
- 7.3. Инциденты и противопожарные мероприятия.
- 7.4. Транспортные единицы на борту.
- 7.5. Разделение и крепление груза на судне Упаковка груза транспортными единицами.
- 7.6. Корабельные баржи.
- 7.7. Обеспечивает контроль температуры.
- 7.8. Перевозка отходов.
- 7.9. Утверждение компетентными органами.
Том 2
- Приложения.
- A. Перечень неуказанных товаров (NOS). Правильное отгрузочное (торговое наименование) наименование (транспортное наименование груза).
- Б. Глоссарий.
- Алфавитный указатель.
- Дополнение к МК РИД.
- Аварийные процедуры (EMS).
- Руководство по оказанию первой помощи (MFAG).
- Процедуры отчетности.
- Упаковочные единицы грузового транспорта.
- Использование пестицидов на кораблях.
- Международный кодекс безопасной перевозки обогащенного ядерного топлива, плутония и высокорадиоактивных отходов на борту судов (код INF).
В настоящее время в мире накоплен богатый опыт и разработаны соответствующие правила перевозки опасных грузов различными видами транспорта.
Для обеспечения безопасности транспортного процесса необходимо, чтобы все участники четко осознавали степень опасности, четко понимали и соблюдали установленные требования:
- безопасность должны обеспечивать все — персонал, участвующий в перевалке грузов в портах, на железнодорожных станциях, складах;
- водители транспортных средств, экспедиторы, операторы, экипажи морских, речных и воздушных судов.
В транспортных и других компаниях, занимающихся перевозкой ДГ, необходимо закрепление специалистов, осуществляющих планирование перевозки ДГ и детальное изучение маршрута движения транспортных средств и условий перевозки с целью предотвращения всех рисков и финансовых потерь, связанных с перевозкой ДГ опасные грузы.
Рекомендуем прочитать: Малотоннажные пластиковые бадьи
Такую работу может проводить только обученный человек, обладающий необходимыми знаниями и опытом. В странах Европейского Сообщества таких специалистов называют Exhaust Transport Safety Advisors или Exhaust Gas Advisors.
В их компетенцию входят вопросы выбора вида транспорта, разработки проекта перевозки, выбора маршрута движения транспорта, оформления деклараций на опасные грузы и, при необходимости, справки о состоянии груза при погрузке (при перевозке наливом на судно), сертификаты на контейнеры, а также другие необходимые документы.
Консультант ОГ должен детально разбираться во всех технических и организационных вопросах перевозки данных грузов всеми видами транспорта, так как к каждому из них предъявляются специфические требования.
При организации мультимодальных перевозок к планированию должны привлекаться консультанты, прошедшие обучение по всем используемым видам транспорта, или консультанты, специализирующиеся на перевозках ДГ отдельными видами транспорта. В ЕС присутствие консультанта по выбросам в транспортной компании является обязательным.
В июне 1996 года ЕС принял Директиву Совета 96/35 ЕС о назначении и профессиональной квалификации консультантов по безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным, автомобильным и внутренним водным транспортом, в которой излагаются требования к консультантам по опасным грузам на автомобильном, железнодорожном транспорте и внутреннем водном транспорте (не относится к советникам по Требованиям к упаковкам и цистернам для опасных грузов на морском и воздушном транспорте).
Требования к обучению береговых офицеров, занимающихся морской транспортировкой DG, изложены в главе 1.3 Международного кодекса морской перевозки опасных грузов (IC DGDG).
Транспортное судно KOTC LPG
Источник: Pixabay.com
Спрос на консультантов по опасным грузам растет. Вполне возможно, что транспортные компании, не имеющие в штате должным образом подготовленных специалистов — консультантов по выхлопным газам, в будущем столкнутся с дальнейшим контролем со стороны регулирующих органов ЕС, либо с запретом перевозки этими компаниями опасных грузов через территории стран ЕС.
Это также объясняется тем, что развитые страны в связи с угрозой терактов принимают строгие меры по недопущению использования ОГ в терактах, так как они потенциально опасны для жизни и здоровья человека. Поэтому страны, по территории которых проходят маршруты транспортировки выхлопных газов, требуют от перевозчиков соответствующих гарантий безопасности своего населения и транспортной инфраструктуры.
Этой же цели служит принятое ИМО решение о разработке комплекса мер по обеспечению безопасности портов и судов.
Международная дипломатическая конференция (Лондон, декабрь 2002 г.) приняла ряд поправок к Конвенции СОЛАС-74. В частности, глава XI СОЛАС-74 (Специальные меры по повышению безопасности на море) была переименована в Главу XI-1; добавлена совершенно новая глава — Глава XI-2 Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. — «Особые меры безопасности на море». Он распространяется на пассажирские и транспортные суда валовой вместимостью 500 и более, в том числе на быстроходные суда, мобильные морские буровые установки и портовые сооружения, обслуживающие суда в международных рейсах (Резолюция 1-10 конференции от 12 декабря 2002 г.).
В соответствии с Резолюцией 2 Конференции с 1 июля 2004 г вводится Международный кодекс по охране судов и портовых средств (Кодекс IPSP), подготовленный ИМО, который обеспечивает наличие инфраструктуры, обеспечивающей международную морскую охрану. Информационное обслуживание судов и портов удобства.
В Законе Украины «О перевозке опасных грузов», принятом в 2000 году, указано (статья 2): Украина, а также другие нормативные правовые акты, определяющие условия перевозки опасных грузов, требования к видам и оснащение транспортных средств, порядок обучения, переподготовки, обучения, повышения и подтверждения квалификации работников, привлекаемых к перевозке опасных грузов, порядок получения разрешений на осуществление этих перевозок”.
Перевозка опасных грузов морем регулируется следующими документами:
- Международная конвенция по охране человеческой жизни на море, 1974 г;
- Рекомендации Комитета экспертов ООН по перевозке опасных грузов 1957-58 гг с дополнениями 1994 г.;
- Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ), редакция 2002 г., вступает в силу с 1 января 2004 г.;
- Руководство по оказанию первой помощи при несчастных случаях, связанных с перевозкой опасных грузов (Рекомендуемое приложение к МПОГ);
- Международный кодекс по охране судов и портовых сооружений (вводится в действие с 1 июля 2004 г.);
- Международный кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом;
- Международный кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом;
- Закон Украины «О перевозке опасных грузов”;
- Закон Украины «Об охране окружающей среды”;
- Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха”;
- Закон Украины «Об отходах”;
- Закон Украины «О транспорте», Кодекс торгового мореплавания Украины;
- ГОСТ 19433-88 «Груз опасный. Классификация и маркировка”;
- ГОСТ 26319-84 «Груз опасный, поставляемый на экспорт. Упаковка”;
- ГОСТ 14192-96 «Маркировка товаров» (межгосударственный стандарт, действующий в Украине с 1 июля 2001 г.);
- Тарифный справочник 4-М «Общие и специальные правила грузовых перевозок”;
- Тарифный справочник 5-М «Правила морских перевозок опасных грузов» (Правила МОПОГ — Том 1.2);
- Правила безопасной морской перевозки генеральных грузов. Общие требования и нормы (КНД 31.1.003-94);
- Постановление Кабинета Министров от 30 декабря 1998 г. № 2098 «Вопросы безопасности мореплавания в Украине”;
- Государственные санитарные правила для морских судов Украины;
- Правила оформления операций с вредными веществами на судах, морских установках и в портах Украины;
- Правила охраны внутренних вод и территориального моря от загрязнения и отходов (утверждены КМУ 29 февраля 1996г.);
- Положение о порядке подготовки и представления сведений о грузах к безопасной морской перевозке, сохранность которых при морской перевозке должна быть обеспечена участниками транспортного процесса при подготовке грузов к перевозке, погрузочно-складских работах, перевозке грузов морским и речным транспортом (утверждены приказом Министерства транспорта Украины № 497 от 14 декабря 1998 г.).