Обзор лодки «Автобот»

Характеристики лодки «Автобот»

Общая длина, мм3500
Максимальная длина, мм3380
Общая ширина и т д1350
Максимальная ширина, мм1300
Глубина в носовой/мидельной части и т.д.500/450
Размеры упаковки и т д1550 х 1350 х 160
Полезная вместимость, кг225
Допустимая мощность подвесного двигателя, л.с.12,5
Масса с оборудованием и расходными материалами, кг58

Лодка «Автобот»

«Автобот» — секционная цельносварная моторная лодка для автомобилистов. Главной целью конструкторов, когда они приступили к разработке проекта «Автобот», было создание легкой и доступной переносной моторной лодки под двигатель «Ветерок» мощностью 12 л.с. С.; с таким подвесным мотором лодка должна была планировать с тремя людьми на борту. Особым требованием было удобство перевозки в легковых автомобилях отечественных марок.

Внешний вид моторной лодки «Автобот»

Из опыта
Николай
Николай
Николай Иванович имеет многолетний стаж работы механиком по лодочным моторам, гидроциклам и другой технике. Заядлый рыбак, за плечами которого не один десяток километров, пройденных по рекам России. Его уникальный опыт поможет разобраться в теме.
Задать вопрос
В качестве материала корпуса был выбран алюминиево-магниевый (АМг) сплав – он достаточно прочный и пластичный, устойчив к коррозии, хорошо сваривается.

В целях снижения трудоемкости изготовления корпуса и уменьшения количества необходимого технологического оборудования обводы катера, как и его конструкцию, было решено максимально упростить. При этом мы постарались, чтобы снижение веса и упрощение обводов корпуса не вызвали ухудшения мореходных качеств будущего катера. Чтобы обеспечить продажу, необходимо было максимально расширить площади возможной эксплуатации и использования лодки. Район плавания большинства разборных лодок ограничен небольшими реками и водохранилищами, и мы хотели приравнять Автобота в этом плане к существующим неразборным моторным лодкам. Высокий борт и наличие ниши под двигателем обеспечивают безопасное плавание лодки с полной загрузкой при волнении высотой до 0,5 м, что практически соответствует условиям эксплуатации выпускавшихся ранее моделей «Янтарь-2» и «Неман».

Обводы корпуса катера «Автобот» острые с постоянным углом наклона днища (12,5°) на две трети длины катера. Носовые стропы имеют большую килеватость, но сделаны достаточно толстыми, чтобы лодка хорошо забиралась в волну.

С учетом технологичности конструкции и для обеспечения возможности размещения лодки в малогабаритной и удобной для хранения и транспортировки упаковке, корпус лодки Автобот разделен на три жесткие секции. Секции катера соединены болтами через фланцы, представляющие собой жесткие шпангоуты (аналогичная конструкция используется на секционных катерах «Малютка» и «Малютка-2»). Герметичность соединений обеспечивается резиновыми прокладками между фланцами.

Основным способом соединения деталей и узлов в конструкции является аргонодуговая и контактная сварка. В небольших объемах также используются заклепки (где это позволяет снизить общую трудоемкость при изготовлении корпуса). При достаточно больших габаритах лодка, поднимающая 225 кг, весит всего 58 кг. Можно отметить, что показатель удельного объема (Д х Ш х В на 1 кг веса) лодки Автобот значительно выше, чем у выпускаемых в настоящее время 4-метровых моторных лодок. Это достигалось за счет того, что для обеспечения жесткости конструкции максимально использовались штамповки (шабровка обшивки на бортах, гофры на днище и т д.).

Но даже при таком малом весе существующие инструкции не рекомендуют штабелировать лодку на верхнем багажнике малолитражки. Дело в том, что масса самих стволов, выпускаемых нашей промышленностью, составляет 12-15 кг. Следовательно, масса лодки с багажником заведомо превысит 70 кг, при этом к дождевикам на крыше автомобиля допускается крепить груз массой до 65 кг. У этой проблемы было два решения: либо уменьшить массу лодки, пойти на ухудшение некоторых ее уже достигнутых положительных качеств, либо… оставить штатный багажник автомобиля. Мы выбрали второе решение и разработали специальные стержни для крепления лодки Автобот к автомобилю любой выпускаемой нами модели (одновременно эти стержни служат для раскрепления деталей в упаковке). Таким образом, мы добились того, что общая масса груза, перевозимого на крыше автомобиля, не превышает 62 кг; перевозка лодки автомобилем при таком варианте крепления вполне приемлема.

Снабжение и оснащение лодки автоботов также доведено до минимума. Имеются три съемных поперечных банка, под которыми крепятся блоки плавучести. Банки упираются краями в горизонтальную ломовую полку боком. Подключи сделаны съемными. Детали швартовно-буксировочного устройства являются конструктивными элементами корпуса. В комплект поставки входят два качающихся металлических весла с уключинами, спасательный круг, черпак, ремкомплект с инструментами для сборки и разборки лодки, а также крепления на крышу автомобиля.

Таблица плазовых ординат

нет.Половина широты от ДП, ммВысота от ОП, мм
Линия скул
-ск
Строка таблицы
— ФУНТ
ВЛ1ВЛ2ВЛЗВЛ4ФУНТСкЛиния киля — К
400500
1/228944482268
один51452640166292469432126
1/25305855520936351746030748
26416211623565425684552211. 3
3549649300552570608450137
4-10550650332555572614450125

Непотопляемость «Автобота» обеспечивают пенопластовые блоки, размещенные под бортом и на корме лодки под нишей двигателя. Запаса плавучести достаточно, чтобы удержать на плаву полностью залитую водой лодку с подвесным двигателем «Ветерок», установленным на транце, и одним человеком в кокпите.

Первые прототипы Автоботов были изготовлены в начале 1977 года. В течение последних лет они прошли всесторонние испытания в самых разных условиях эксплуатации, неоднократно участвовали в различных соревнованиях в области водного мотоспорта. Достаточно сказать, что дважды — в 1977 и 1979 годах — лодки типа «Автобот» принимали участие в маршрутных гонках на море на соревнованиях в Лиепае. В целом мы, конструкторы, довольны получившимся кораблем, хотя и видим ряд недостатков, над устранением которых сейчас работаем совместно с технологами. Что это за недостатки? В лодке нет шкафчиков или закрытых помещений, где можно хранить вещи в непогоду. Оформление сторон не совсем удачное.

При перевозке лодки Автобот на легковом автомобиле в салоне, если в нем кроме водителя находится более одного пассажира, разместить весла на съемных ящиках достаточно сложно. Мы надеемся решить все эти вопросы в ближайшее время.

О скорости и мореходных качествах «Автобота» лучше всего свидетельствует тот факт, что на традиционном призовом соревновании по сбору средств в 1979 году в классе Т-250 первые два общих места заняли спортсмены, соревнующиеся на «Автоботе». Победитель, разговаривая с двигателем «Ветерок-12», показал скорость более 35 км/ч.

Результаты, полученные при испытаниях лодки Автобот на мерную милю в безветренную погоду под двигатели мощностью 12 и 8 л.с., приведены в таблице.

Измерения скорости на мерную милю, км/ч.

Марка двигателяПолезная нагрузка
1 человек2 человека3 человека
«Ветерок-12»3832
«Ветерок-8»3127

При движении под веслами с двумя-тремя пассажирами на борту лодка легко преодолевает волны высотой до 0,3 м при всех углах курса. Против волны высотой до 0,6 м грести сложнее, но при этом лодку не затапливает, она хорошо поднимается на волне. На спокойной воде лодка при испытаниях за эти годы показала себя вполне удовлетворительно даже с нагрузкой в ​​шесть-семь человек. Я думаю, что Autobot также подходит для плавания под стакселем.

Фотографии лодки «Автобот»

Dream-yachts
Добавить комментарий

Adblock
detector