Элементы корпусных конструкций — обшивка, палубная и платформенная обшивка, переборки — все это составляет каркас судна.
В комплект корпуса входят поперечные и продольные балки, стойки и нервюры катаного или составного профиля. Для усиления сечения обшивки, пола или стен балками составного профиля к ним приваривают ребра жесткости из полосы или катаного профиля.
Мантия и пол изготовлены из листового металла. Листы обычно располагают длинным краем вдоль сосуда, образуя пояса. Места вваривания листов в пояс называются стыками, а пояски между ними – пазами. Отдельные пояса, более толстые, чем остальные и имеющие одинаковую ширину почти по всей длине сосуда, имеют свои названия.
Крыша — часть корпуса, которая состоит из панели (отрезка обшивки или пола) и укрепляющих ее балок, ограниченных опорным контуром, выполненным из других крыш.
Перекрытия делятся на:
- нижний,
- воздушно-десантный,
- палуба,
- платформы
- переборка.
Параллельно одной из сторон крыши часто устанавливают и приваривают к панели балки обычно катаного профиля, которые называют балками главного направления. Для обеспечения жесткости этих балок в поперечном направлении на относительно большом расстоянии друг от друга к панели и балкам приваривают более высокие балки, обычно составного профиля, называемые шпалами. Часть балок главного направления может быть усиленной конструкции и иметь ту же высоту, что и поперечные связи.
Концы поперечных стоек и усиленных балок в основном направлении разных этажей жестко связаны между собой, образуя продольный, поперечный (шпангоут) и горизонтальный шпангоуты, что обеспечивает общую жесткость корпуса корабля.
Армированные балки, из которых состоят поперечные рамы, называются рамами.
При составлении технической документации на ремонт, модернизацию или переоборудование судов, актов осмотров и обследований корабля, поврежденного при аварии, и других подобных документов важно иметь единую терминологию и обозначения элементов корпуса и повреждений корпусных конструкций.
Наименования основных частей, конструкций и элементов корпуса корабля и их определения приведены в табл. 1.
Таблица 1. Наименования деталей, конструкций и элементов в корпусе корабля | ||||
---|---|---|---|---|
Имя | Определение | |||
русский | английский | |||
1 | Рамка | Халл | Металлоконструкция коробчатой формы, состоящая из каркаса, обшивки, настила и переборок | |
2 | Халат | Покрытие | Поверхность листового металла, прикрепленная к набору, образующему контуры корпуса или внутренних вертикальных поверхностей | |
3 | Напольное покрытие | Покрытие шин | Поверхность металлических пластин, прикрепленных к набору, расположенных горизонтально или близко к нему | |
4 | Груша | Груша | Выступающее каплевидное образование в подводной части носовой части корпуса для улучшения ходовых качеств | |
5 | Транец | Транец | Нахлест образует срез кормы в форме транца | |
6 | Кормовой обтекатель | Счетчик хеджирования | Часть кормы, выступающая над ахтерштевнем | |
7 | Корень | Корень | Особо прочная балка, являющаяся продолжением киля и окончанием корпуса, установленного в носовой части | |
8 | Ахтерштевен | Каркас живой изгороди | Горизонтальная треугольная или трапециевидная пластина для соединения форштевней с боковой рамой, палубой и обшивкой корпуса | |
9 | Набор | Обрамление | Каркас из поперечных и продольных балок и нервюр, придающих жесткость и прочность корпусу | |
10 | Перекрывать | Сборка покрытия | Участок обшивки или пола, усиленный набором и ограниченный опорным контуром, образованным соседними этажами | |
одиннадцать | Джет | Луч | Жесткий элемент корпуса, вид со стороны катаного или составного профиля | |
12 | Рамка кадра | Поперечная рама | Поперечная рама, состоящая из пола, рамных рам и рамной балки | |
1. 3 | Струны | Струны | Усиленная продольная балка комплекта нижнего или бокового перекрытия | |
14 | Приходящий | Приходящий | Структура, окружающая вырез в настиле или облицовке | |
15 | Жестче | Жестче | Профильный элемент, усиливающий обшивку, террасу или стенку балки композитного профиля для обеспечения местной жесткости | |
16 | Съемный лист | Съемная пластина | Деталь из листов с комплектом или без комплекта для закрытия отверстия в корпусе, фиксируемая съемным соединением | |
17 | Скобка | Скобка | Листовой элемент прямоугольной или закрытой формы, предназначенный для соединения балок комплекта между собой или крепления их к полу или облицовке | |
18 | Кница | Колено | Треугольный или почти треугольный кусок металла, предназначенный для соединения набора | |
19 | Конец | Луг | Пластинчатая деталь, предназначенная для герметизации вырезов в конструкциях корпуса, через которые проходит комплект | |
Внешняя кожа | ||||
20 | Внешняя кожа | Покрытие корпуса | Непроницаемая оболочка корпуса, образующая борта, днище и оконечности судна | |
21 | Нижняя наружная обшивка | Нижняя пластина | Часть внешней обшивки, образующая днище корабля со скуловым поясом | |
22 | Боковая обшивка | Боковая оболочка | Часть внешней кожи над скулой | |
23 | Плащ пояс | Прямой | Ряд продольных панелей наружной облицовки, соединенных стыками | |
24 | Ширстрейк | Чисто-прямо | Верхний пояс бортовой обшивки рядом с верхней палубой корабля | |
25 | Скуловой ремень | Линза прямая | Ремень к наружной коже в области скулы | |
26 | Ледяной пояс | Ледяной пояс | Утолщенные наружные листы обшивки в зоне ледовой нагрузки | |
Нижняя крышка | ||||
27 | Скулы | Трюм | Участок перехода с бортов на дно | |
28 | Двойное дно | Двойное дно | Часть корпуса корабля, ограниченная снаружи днищевой обшивкой, а изнутри палубой до второго дна и крайних плит двойного дна | |
29 | Второе дно | Внутреннее дно | Крышка с усиливающими балками, закрепленными на флоре, киле и нижних стрингерах | |
тридцать | Этаж второго дна | Внутреннее покрытие дна | Непроницаемый пол, ограничивающий двойное дно сверху | |
31 | Чрезвычайно двойное дно | Тарелка костного мозга | Горизонтальный или наклонный пояс на другой нижней палубе рядом с наружным покрытием | |
32 | Холодильник | Холодильник | Продольная главная балка корпуса в составе нижней палубы, установленная в диаметральной плоскости корабля | |
33 | Вертикальный киль | Центральный луч | Усиленный вертикальный нижний пояс, установленный в центральной плоскости | |
34 | Туннельный киль | Швеллерный киль (GB) Трубчатый тоннель (США) | Киль образован двумя вертикальными стрингерами, обычно симметричными осевой линии, с расстоянием между ними не более 1,8 м | |
35 | Горизонтальный киль | Ключ (ГБ) Листовой киль (США) | Утолщенный пояс нижнего покрытия, симметричный относительно диаметральной плоскости | |
36 | Пол | Пол | Поперечная балка нижнего этажа, обычно состоящая из двух сплошных листов с вырезами, соединенных на вертикальном киле | |
37 | Непроницаемый пол | Водонепроницаемый пол | Сплошной пол без вырезов, разделяющий двойное дно на непроницаемые помещения | |
38 | Кронштейн пола | Кронштейн пола | Пол, состоящий из верхней и нижней балок, соединенных на продольных лентах скобами | |
39 | Нижний стрингер | Боковые драконы | Нижние стержни установлены вертикально | |
40 | Полуструны | Полуструны | Нижняя колонна с частичной высотой, установленная на наружной обшивке или под палубой второго днища | |
41 | Килсон | Килсон | Нижняя продольная балка сосуда без второго днища из листового или составного профиля | |
42 | Продольная нижняя балка | Нижний продольный | Продольная балка на первом этаже с системой продольного каркаса, усиливающая покрытие пола | |
43 | Продольная балка второго днища | Внутренний нижний продольный | Продольная балка на первом этаже с системой продольного каркаса, укрепляющая террасу второго этажа | |
Перекрытие страниц | ||||
44 | Рамка | Рамка | Поперечная балка боковой балки | |
45 | Рамка кадра | Рамка сетки | Каркас судна увеличенных размеров, входящий в состав шпангоута | |
46 | Промежуточный кадр | Промежуточный кадр | Рама, установленная между основными рамами | |
47 | Вращающаяся рама | Не могу попасть | Шпангоут в носовой или кормовой оконечности корабля, стенка которого расположена перпендикулярно бортовой обшивке, а не в поперечной плоскости | |
48 | Скуловой эластичный | Кронштейн объектива | Стяжки, соединяющие нижний конец рамы с балками нижнего этажа | |
49 | Боковые струны | Боковые струны | Боковые балки крыши, являющиеся частью горизонтальной рамы | |
50 | Продольная боковая балка | Боковая продольная | Продольная балка в боковой части крыши с системой продольного каркаса, усиливающая боковую обшивку | |
Покрышка | ||||
51 | Палуба | Палуба | Горизонтальная конструкция, проходящая по всей длине судна или между верхними переборками и ограничивающая основной корпус сверху или делящаяся на помещения (трюм, промежуточная палуба) | |
52 | верхняя палуба | верхняя палуба | Непрерывно по всей верхней палубе судна | |
53 | Палуба переборок | Палуба переборок | Верхняя палуба, на которую выведены непроницаемые переборки, делит главный корпус на отсеки | |
54 | Палуба переборок | Палуба переборок | Верхняя палуба, на которую выведены непроницаемые переборки, делит главный корпус на отсеки | |
55 | Танковая палуба | Прогностические шины | Крышка, ограничивающая бак сверху | |
56 | Юта шины | Какашки шины | Шина ограничивает какашки сверху | |
57 | Пол палубы | Покрытие шин | Пол из листов вместе с усиливающим его комплектом образует палубный потолок | |
58 | Струны шин | Струны шин | Крайний пояс покрытия шины, рядом с боковым покрытием | |
59 | Стрингер квадрат | Угол стрингера | Угловой профиль, обеспечивающий заклепочное соединение бандажа шин с боковым покрытием | |
60 | Джет | Джет | Поперечная балка бортового настила или платформы, проходящая из стороны в сторону | |
61 | Рамная балка | Крышка поперечно | Балки увеличенных размеров, входящие в состав каркаса | |
62 | Концевая балка | Концевая балка люка | Усиленная балка-несущая поперечина люка | |
63 | Полубалки | Вилочная балка | Бимсы, которые не проходят по всей ширине судна (от борта к клетям или между клетями) | |
64 | Лучевая книга | Лучевое колено | Стяжки соединяют раму с балками настила | |
65 | Рама люка | Рама люка | Далее окаймляет вырез люка на палубе по периметру | |
66 | Карлинг | Палубные драконы | Усиленная продольная палубная балка, входящая в продольную раму | |
67 | Продольная палубная балка | Крышка продольно | Продольная палубная балка с системой продольного набора, усиливающая палубную плиту | |
68 | Платформа | Платформа | Внутренняя палуба, занимающая часть длины или ширины корабля | |
69 | Стойка | Пилар | Отдельностоящая подставка для поддержки палуб или отдельных конструкций | |
70 | Рампа | Рампа | Слегка наклонная плоскость между палубами для проезда колесной или гусеничной техники | |
71 | Полоса водного пути | Полоса водного пути | Вертикальная полоса на палубе или платформе сбоку для защиты водного пути | |
Переборка | ||||
72 | Переборка | Переборка | Вертикальная стенка из листов и набора, которая делит основной корпус на отсеки или ограничивает надстройки и рубки судна | |
73 | Непробиваемая переборка | Водонепроницаемая переборка | Переборки, которые должны быть закрыты в аварийных или особых условиях эксплуатации | |
74 | Противопожарная переборка | Огнеупорная переборка | Переборки с изоляцией, выдерживающей воздействие пламени и не допускающей значительного нагрева с другой стороны | |
75 | Проницаемая переборка | Негерметичная перегородка | Переборки не должны быть герметичными | |
76 | Поперечные переборки | Поперечная переборка | Переборки, расположенные поперек корабля | |
77 | Форпик переборка | Насыпная головка форпика | Непроницаемая поперечная переборка, отделяющая форпик | |
78 | Ахтерпиковая переборка | Наливная головка афтерпика | Непробиваемая поперечная переборка, отделяющая ахтерпик | |
79 | Продольные переборки | Продольная переборка | Переборка вдоль корабля | |
80 | Горизонтальная переборочная балка | Горизонтальные связи | Горизонтальная балка катаного или составного профиля переборочного набора | |
81 | Каркас горизонтальной переборки | Горизонтальные воздушные змеи | Усиленная горизонтальная переборка, включенная в горизонтальный шпангоут | |
82 | Переборка столба | Распорка переборки | Вертикальная балка из катаного или составного профиля переборочного набора | |
83 | Стойка каркаса переборки | Вертикальные драконы | Усиленная перегородка, включенная в продольный шпангоут | |
84 | Док-стенд для переборок | Поддержка перегородки центральной линии | Усиленная поперечная переборочная стойка, соединенная с вертикальным килем или нижними тетивами, под которыми размещаются кильблоки при стоянке судна | |
85 | Полупереборка | Частичная переборка | Переборки, которые не проходят по всей длине или ширине отсека | |
86 | Путать | Корпус | Стена с каркасом или без него, разделяющая помещения внутри отсека, надстройки или рубки | |
87 | Каркасные двери | Дверное покрытие | Часть перегородки или шкафа под дверным вырезом с деталями дизайна этого выреза | |
Надстройка и рубка | ||||
88 | Надстройка | Надстройка | Часть корпуса над верхней палубой, образованная продолжением бортов основного корпуса, палубы и транцевой переборки | |
89 | Бак | Прогноз | Надстройка в носовой части, начиная от форштевня | |
90 | Расширенный бак | Долгое уведомление | Цистерна, длина которой не менее 0,25 длины судна | |
91 | Вне | Какать | Надстройка в корме, доходящая до конца | |
92 | Рубка | Палубный дом | Конструкция продольных и поперечных переборок и палуб, расположенных на верхней палубе или палубе надстроек, не заходящая в борт более чем на 0,04 ширины судна | |
93 | Мост | Мост | Палуба надстройки, на которой расположены приборы управления кораблем, а также навигационная и рулевая рубки | |
94 | Бастион | Бастион | Плитная конструкция с комплектом усиления для ограждения открытых частей палубы корабля | |
95 | Бастионный пост | Бастионная поддержка | Подставка для укрепления фальшборта и крепления его к палубе судна | |
96 | Ганвале | Ганвале | Деталь пластинчатого или профильного материала, который граничит с верхней кромкой фальшборта или другого ограждения | |
97 | Переходный мост | Подиум | Структура на верхней палубе для сообщения между надстройками или поперечного перемещения | |
Выступающие части и особая конструкция | ||||
98 | Козырек | Противооткатная пластина для лука | Конструкция, являющаяся продолжением бортовой обшивки выше уровня открытой верхней палубы или палубы полубака в носовой части для уменьшения затопления встречными волнами | |
99 | Филе | Оправа для очков | Выгнутая часть наружной обшивки в районе выхода гребного вала | |
100 | Кронштейн карданного вала | Вал остается | Внешняя конструкция для поддержки гребного вала, состоящая из ступицы и одной или двух ножек для крепления к корпусу | |
101 | Скуловой киль | Скуловой киль | Продольная внешняя конструкция из листовой или формованной стали, усиленная перпендикулярно покрытию в нижней части до умеренной качки |
В зависимости от положения относительно корпуса балок в главном направлении различают поперечную и продольную систему набора этажей. В зависимости от шпангоутных систем в средней части корпуса различают поперечные, продольные и комбинированные каркасные системы.
При комбинированной системе набора часть этажей (нижний и верхний ярусы) имеют продольную систему набора, а остальные (бортовые и второй ярусы) — поперечную систему набора. Каркасные системы показаны на рис. 1.
Рис. 1 Системы каркаса корпуса: а) поперечные; б) продольный; в) комбинированный
Элементы комбинированной каркасной системы показаны на рис. 2, а их названия приведены в таблице. 2.
Рис. 2 детали комплекта корпуса корабля
Таблица 2. Элементы комбинированной каркасной системы корпуса корабля | ||
---|---|---|
Деталь | Имя | |
1 | Бастион | Бастион |
2 | Ганвале | Ганвале |
3, 15 | Струны шин | Струны шин |
4, 14 | Пол палубы | Покрытие шин |
5 | Рама люка | Рама люка |
6 | Полубалки | Вилочная балка |
7 | Рамная балка | Крышка поперечно |
8 | Стрингер квадрат | Угол стрингера |
9 | Ширстрейк | Чисто-прямо |
10 | Жемчужные брекеты | Боковая распорка |
одиннадцать | Продольная палубная балка | Крышка продольно |
12, 19 | Таблетки | Пилар |
1. 3 | Промежуточный кадр | Промежуточный кадр |
16 | Боковая обшивка | Боковая оболочка |
17 | Боковые струны | Боковые струны |
18 | Карлинг | Палубные драконы |
20, 26 | Продольная балка второго днища | Внутренний нижний продольный |
21 | Пол | Пол |
22 | Этаж второго дна | Внутреннее покрытие дна |
23 | Скуловой эластичный | Кронштейн объектива |
24 | Рамка | Рамка |
25 | Чрезвычайно двойное дно | Тарелка костного мозга |
27 | Кница таблетки | Колено колонны |
28 | Реберная флора жесткости | Крепление пола |
29 | Туннельный киль | Швеллерный киль |
тридцать | Нижний стрингер | Боковые драконы |
31 | Скуловой кронштейн | Кронштейн объектива |
32 | Скуловой ремень | Линза прямая |
33 | Продольная нижняя балка | Нижний продольный |
34 | Нижние струны жестче | Распорки боковой балки |
35 | Нижняя наружная обшивка | Нижняя пластина |
36 | Туннельные охлаждающие стойки | Канальные килевые стойки |
37 | Горизонтальный киль | Холодильник |
На чертежах используются следующие типы линий:
- твердый,
- пунктирная,
- пунктирная линия.
Каждый тип имеет варианты. Назначение и характеристики линий на чертежах корпусных конструкций приведены в таблице. 3, при этом в основной набор входят рамы, балки, стойки, продольные балки, раскосы, а в рамный набор входят рамные рамы, балки, стойки и нервюры (полки), карлинги, боковые тетивы, нижний набор при отсутствии другого года.
Таблица 3. Линии на чертежах корпусных конструкций | |||
---|---|---|---|
Название линии | Размеры линии | Цель | Картина |
Сплошной толстый основной провод | толщина s=0,6…1,5 мм | Видимые контурные линии, линии разреза. Борта, палубы, платформы переборок, настил и комплект второго днища с видимой стороны. | |
Сплошной тонкий | толщина от 1/3s до 1/2s | Размерные и выносные линии, линии штриховки, следы плоскостей. Видны стыки и пазы листов. | |
Сплошной волнистый | толщина от 1/3s до 1/2s | Линия разреза, границы вида и сечения. | |
Пунктирная линия стала толще | толщина от 1/2s до 2/3s длина хода 2..8 мм между ходами 1..2 мм | Борта, палубы, переборочные площадки, настил и другие комплекты дна с невидимой стороны. | |
Вязать хорошо | толщина от 1/3s до 1/2s длина хода 2..8 мм между ходами 1..2 мм | Линии невидимого контура. Основной набор с невидимой стороны. | |
Штрих-точка утолщена | толщина от 1/2s до 2/3s длина хода 3..8 мм между ходами 3..4 мм | Набор рамок с невидимой стороны. | |
Точечная тонкая | толщина от 1/3s до 1/2s длина хода 5..30 мм между ходами 3..5 мм | Линии бывают осевые, центровые и симметричные. Основной набор с видимой стороны. | |
Гофры (по оси по всей длине с чертежом разреза: для вертикального вида сверху, для горизонтального вида слева). | |||
Пунктир с двумя утолщающими точками | толщина от 1/2s до 2/3s длина хода 3..8 мм между ходами 4..6 мм | Рамка установлена на видимой стороне. | |
Стрелки на наборе символов линии | Концы профилей комплект. |
Некоторые обозначения, используемые на нательных чертежах, приведены в таблице. 4.
Таблица 4. Условные графические изображения нательных рисунков | |||
---|---|---|---|
Имя | Обозначение | Пример | |
Стыки и пазы пластин, изображенных в профиль | |||
Сборка стыков и пазов секций | видимый | ||
невидимый | |||
Соединения простых и составных профилей | видимый | ||
невидимый | |||
Накладной лист | |||
Таблетки на палубе самолета | ниже палубы | ||
на палубе | |||
на палубе и под палубой | |||
Кронштейны | |||
Вязаный |
Особенностью конструкции корпуса корабля является широкое использование стального проката в виде пластин, полос и различных профилей, а также составных балок. Прокат, выпускаемый металлургической промышленностью, имеет сортамент, определяющий характеристики (размеры) профиля. Изображения и обозначения стального проката представлены в таблице. 5.
Таблица 5. Изображения и обозначения листов и профилей | ||||
---|---|---|---|---|
Имя профиля | Изображение в прямоугольных проекциях | Символ | Пример | |
Лист | s с толщиной или толщиной, шириной и длиной | s10 или 10 х 1200 х 7000 | ||
Группа | толщина и ширина или толщина, ширина и длина | 12 х 100 или 8 х 300 х 7000 | ||
Квадрат | прямая нога | L, который указывает ширину полок и толщину или номер профиля | L160x160x14 или L16 | |
другой | L160x100x12 или L16/10 | |||
Канал | ⊏ и номер профиля | ⊏ 16 | ||
Полосатая груша | асимметричный | G и номер профиля | G24a | |
симметричный | Т и номер профиля | Т30810 | ||
Z-профиль | Z и номер профиля | Z6/4 | ||
Т-профиль сварной | ⊥ с указанием размеров стены над линией и пояса под линией | ⊥10×32014×180 | ||
Трубка | ○ с внешним диаметром и толщиной стенки | ○ 110 х 8 | ||
Основной | круглое сечение | ● с указанием диаметра | ● 70 | |
сегментарное и полукруглое сечение | ◓ с шириной и высотой | ◓ 40 х 14 |
Все размеры на судостроительных чертежах, необходимые для монтажа и сборки конструкций, задаются от теоретических, базовых и контрольных линий. Теоретическими линиями каркаса считаются линии, совпадающие с поверхностью стенки, ближайшей к одной из главных плоскостей (диаметру, миделю или главной плоскости). Расположение частей корабельных конструкций относительно теоретических линий показано в таблице. 6.
Таблица 6. Расположение деталей конструкций корабля относительно теоретических обводов | |
---|---|
Имя | Обозначение |
Вертикальный киль размещен в ДП, днищевой обшивке и другом настиле днища | |
Нижние стрингеры, килевые зоны и скуловые кили | |
Флора | |
Этаж, совпадающий со средней секцией | |
Продольные балки горизонтальных крыш и консолей | |
Балки, рамы и стойки переборок | |
Продольные балки вертикальных перекрытий, бортовых стрингеров и нервюр переборок | |
Переборки, стены кают и ограждений | |
Палубы и платформы | |
Люковые рамы и валы | |
Гофрированные переборки | |
Гофрированные перегородки |
Наиболее распространенным способом соединения деталей и корпусных деталей является сварка. Сварное соединение представляет собой совокупность деталей, соединенных сварным швом. По способу выполнения различают сварку плавлением и сварку давлением. Сварка плавлением делится на газовую, дуговую, электронно-лучевую и термитную.
Наиболее распространенная дуговая сварка делится на:
- ручной (П),
- полуавтоматический (П),
- автоматически (А).
По способу взаимного расположения свариваемых деталей различают соединения:
- ягодица (С),
- угол (У),
- круглый (Н),
- тройник (Т).
Виды сварных соединений показаны на рис. 3.
Рис. 3 Сварные соединения пластинчатых конструкций: а — стыковые; б — угловой; в — перекрытие; г — тройник
Стыковое соединение выполняется встык, а уголком, внахлестку и тавровое соединение. Сварной шов с отверстиями по всей длине называется прерывистым. Для накладных и Т-образных швов применяют также пунктирный шов, а для Т-образных швов — еще и двусторонний прерывистый шов (цепной и шахматный).
Виды сварных швов показаны на рис. 4. Для улучшения качества сварного шва можно использовать и тыльный шов.
Рис. 4 шва: а — сплошной; б — прерывистая цепь; в — прерывистые шахматы; г — пунктирная
Сварные швы различают также по внешней форме (выпуклые, плоские и вогнутые), количеству проходов (однопроходные и многопроходные), форме подготовки кромок (без скоса, со скосом одной или двух кромок, д.), а по типу исполнения одностороннее, одностороннее с подвалом и двустороннее).
Основные характеристики ручной сварки и их обозначения приведены в табл. 7.
Таблица 7. Основные типы и конструктивные элементы сварных соединений | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Тип соединения | Форма подготовленных краев | Характер шва | Форма поперечного сечения | Толщина свариваемых деталей | Символ сварки | |
подготовленные края | законченный шов | |||||
Крупа | Без скошенных краев | Односторонний | 1-6 | С2 | ||
Двусторонне | 2-8 | С4 | ||||
Скошенный на одном краю | Односторонний | 4-26 | С5 | |||
Двусторонне | 4-26 | С8 | ||||
С двумя симметричными фазами ребра | Двусторонне | 12-60 | С11 | |||
Со скошенными двумя кромками | Односторонний | 3-50 | С15 | |||
Двусторонне | 3-50 | С18 | ||||
С двумя симметричными фазами с двумя ребрами | Двусторонне | 12-60 | С21 | |||
Угловой | Без скошенных краев | Односторонний | 1-6 | U2 | ||
1-30 | U4 | |||||
Двусторонне | 2-8 | U3 | ||||
2-30 | U5 | |||||
Скошенный на одном краю | Односторонний | 4-26 | U6 | |||
Двусторонне | 4-26 | U7 | ||||
С двумя фазами ребра | Двусторонне | 12-60 | U8 | |||
Со скошенными двумя кромками | Односторонний | 12-50 | U9 | |||
Т-образный | Без скошенного края | Односторонний | 2-30 | Т1 | ||
Двусторонне | 2-30 | Т3 | ||||
Скошенный | Односторонний | 4-26 | Т6 | |||
Двусторонне | 4-26 | Т7 | ||||
С двумя симметричными кромками | Двусторонне | 12-60 | Т9 | |||
Перекрытие | Прерывистый в одну сторону | 2-60 | H1 | |||
Двусторонне | 2-60 | Н2 |
Сварные швы, независимо от способа сварки, условно изображают:
- видимая — сплошной основной линией толщиной s;
- невидимый — пунктир толщиной s/2;
- видимая одиночная сварная точка — плюс с линиями толщиной s и длиной 5…10 мм.
От шва, изображенного линией или одиночной точкой, проводят линию-выноску с наклоном 30… 60°, начиная с односторонней стрелки. Допускается одиночный разрыв в линии лидера. К концу кондукторной линии присоединяют горизонтальную полку, над которой (для видимого шва) или ниже которой (для невидимого шва) прикрепляют условное обозначение шва сварного соединения, включая вспомогательные знаки.
Рекомендуем прочитать: Обозначение и расшифровка всех составных частей корпуса корабля
Вспомогательные обозначения для обозначения сварных швов приведены в таблице. 8. Эти знаки выполняются сплошными тонкими линиями, их высота равна высоте цифр, входящих в обозначение шва. Вспомогательные знаки шва по замкнутой линии и монтажного шва прикрепляют в месте пересечения линии-выноски и полочки. Перед вспомогательными знаками прерывистых швов прикрепляют размер длины свариваемого участка в мм, а после них — размер шага в мм. Группа знаков, определяющая один из признаков сварного соединения, отделяется от остальных групп дефисом (дефисом).
Таблица 8. Вспомогательные обозначения сварочных аппаратов и их значение | |||
---|---|---|---|
Знак помощи | Нарисуй смысл | Расположение знака по отношению к полке линии-выноски, проведенной по изображению шва | |
спереди | на обратной стороне | ||
Удалить усиление шва | |||
Спилы и неровности шва обработать с плавным переходом к основному металлу | |||
Шов должен выполняться при монтаже изделия (при установке изделия по установочному чертежу на месте использования) | |||
Прерывистый или точечный стежок с цепным расположением (угол строчки 60 °) | |||
Швы прерывистые или пунктирные в шахматном порядке | |||
Шов по замкнутой линии (диаметр знака 3…5 мм) | |||
Шов по разомкнутой линии (знак используется, если из чертежа понятно место шва) |
Структура условного обозначения сварки показана на рис. 5.
Рис. 5 Структура условного обозначения шва: 1 — вспомогательный знак шва по замкнутой линии (а), либо знак сборочного шва (б), либо пустой; 2 — буквенно-цифровое обозначение шва по стандарту; 3 — условное обозначение способа сварки по стандарту; 4 — знак катета шва и размер катета по стандарту; 5, 6 и 7 — величина длины свариваемого участка, обозначение смещенного (а) или цепного (б) шва и величина шага (только для прерывистых швов); 8 — указание на обработку шва: снять усиление шва (а) или обработать неровности (б); 9 — шероховатость поверхности шва (для машинных швов); 10 — вспомогательный знак шва по незамкнутой линии применяют, если расположение шва ясно из чертежа и знак шва по замкнутой линии отсутствует
Некоторые типовые соединения отдельных частей дома приведены в таблице. 9.
Таблица 9. Типовые соединения корпусных конструкций | |
---|---|
Шпангоут с шпангоутом на верхней палубе, набранный по системе продольного шпангоута | |
Рама с балкой платформы | |
Рама с балкой и двойной декой | |
Рама с шиной с продольной шинной рамной системой | |
Продольные нижние балки с черновым полом без второго дна | |
Боковая струна с рамами и боковой крышкой | |
Carlinger разной высоты с переборками | |
Ребро поперечной переборки с продольным бортом | |
Полки продольных и поперечных переборок | |
Доковый стеллаж с поперечными переборками с карлингами | |
Стыковочные опоры на поперечной переборке со второй нижней палубой | |
Рама продольного люка с верхней палубой | |
Фальшборт с верхней палубой | |
Нижний конец стоек с настилом | |
Верхняя перекладина с комплектом шин |