Ремонт подводной части судов

Постановка судна в док Документация, принимаемая при ремонте судна — постановка судна в док для осмотра, покраски подводной части и проведения ремонтно-профилактических работ. Постановка судна может производиться на кильблоки, клети и смешанным способом (характерно для многих боевых кораблей).

Судоподъемные средства и их классификация

При ремонте судов для подъема судов из воды используется следующее судоподъемное оборудование:

  • эллинги;
  • галстук;
  • сухие (откачиваемые) и плавучие (плавучие) доки;
  • вертикальные судовые подъемники.

Эллинг — береговое сооружение для подъема судов, находящихся в ремонте, по железнодорожным коридорам. Наклонная подводная часть эллинга также выполняет функцию стапеля для судна. В зависимости от положения судна относительно подъемных путей эллинги бывают поперечными и продольными.

Ремонт подводной части кораблей

Контейнеровоз Мито пролив

На поперечном навесе диаметральная плоскость судна перпендикулярна рельсовым подъемным путям. Они предназначены для подъема судов водоизмещением до 6000 т. На продольном стапеле диаметральная плоскость судна параллельна рельсам. Они предназначены для подъема судов водоизмещением до 10 тысяч тонн.

Слип — береговое сооружение для подъема судов, находящихся в ремонте, по железнодорожным путям с движением на горизонтальной слиповой платформе. Завязки бывают продольные и поперечные.

Поперечный стапель является наиболее распространенным типом судоподъемного сооружения. Наиболее удачной конструкцией поперечного стапеля является кулачковый стапель, в котором судно поднимается на наборе подъемных тележек и передается для горизонтального движения на набор стапельных самоходных тележек.

Навесы и эллинги представляют собой сложные конструкции, оборудованные рельсами и большегрузными тележками, приводимыми в движение электрическими лебедками.

Погрузочный док — особенностью его конструкции является канал, в который направляется судно перед постановкой на кильблоки, а отметка места установки судна выше нормального уровня воды в бассейне.

Сухой (откачивающий) док (рис. 1) состоит из трех основных элементов:

  • камеры с водонепроницаемым дном (сосуд вставляется в камеру при ее наполнении водой);
  • затвор, с помощью которого доковая камера отделяется от акватории при ее осушении;
  • механическое оборудование.

Ремонт подводной части кораблей

Рис. 1 сухой док: 1 — батопор; 2 — флейта; 3 — запорная часть; 4 — кильблоки; 5 — насосная станция

Одной из наиболее важных частей сухого дока является входной порт. Его назначение — обеспечить водонепроницаемость, быстрое открытие и закрытие, благодаря затвору возможен ремонт дока без вывода его из эксплуатации.

В качестве жалюзи используются:

  • двустворчатые ворота (стальные, пустотелые), откатные специальные щитки или коробки;
  • батопорт — стальной плот особой формы, с балластными цистернами внутри, при наполнении, при погружении наглухо закрывает вход в док.

Сухие доки заполняются самотеком, а откачка производится насосами.

Рекомендуем прочитать: Организация технического обслуживания и ремонта судов на непрерывной системе

Плавучий док используется для вертикального подъема корабля из воды. Представляет собой плавучее сооружение, оборудованное механизмами затопления и подъема, устройством для входа в судно, механизмами его установки на киль и скуловые блоки. Плавучие пирсы строятся из стали и железобетона.

По конструкции корпуса понтонные и плавучие доки Г-образные с одной башней и П-образные с двумя башнями. Однобашенные доки имеют асимметричную форму корпуса. При погружении дока появляется момент качки. Для поддержания вертикального положения используются специальные береговые опоры, шарнирно соединенные с башней плавучего дока или контрпонтоном. Из-за присущих им недостатков они редко используются.

Различают следующие типы двухбашенных плавучих пирсов (рис. 2):

  • монолитный, где понтон и башня составляют одно целое, что обеспечивает наилучшие условия устойчивости,
    прочность, жесткость; Недостатком монолитного дока является
    что он не может заниматься самолечением;
  • составной, или секционный, т.е состоящий из нескольких
    доки монолитные, длина каждого понтона меньше ширины между башнями, что обеспечивает самостоятельную стыковку, но продольная
    его устойчивость и продольная жесткость меньше, чем у монолитного дока;
  • трехсекционная, секции по высоте башен соединяются болтами, каждая секция может самостоятельно стыковаться с двумя другими;
  • монолитный с вырезной средней частью понтона, который крепится к башням на днище в нижнем и верхнем положениях, этот док является самостыкующимся;
  • полнобашенный док, размещенный на нескольких понтонах и прикрепленный к ним вертикальными болтами, этот док является самостыкующимся.

Ремонт подводной части кораблей

Рис. 2 Двухбашенный плавучий пирс: а — монолитный; б — секционная; i — деревянная секция; г — монолитный с вырезной частью понтона; е — со всей башни

Основной док состоит из подъемной конструкции (дока с насосной станцией) и установленных в нем отдельных доковых понтонов. Наиболее распространены железобетонные и стальные доки, грузоподъемность которых достигает 80 тыс т и более при длине до 300 м и ширине до 50 м.

Вертикальный судоподъем – это новый тип судоподъемной конструкции. Он строится с доковым весом 3200-3500 тонн с высокими удельными нагрузками на 1 метр длины. Судоподъемник имеет платформу (рис. 3), установленную между двумя свайными опорами. Поднимается вместе с установленным на клети судном с помощью подъемного механизма (лебедки).

Ремонт подводной части кораблей

Рис. 3 Вертикальный судоподъемник: 1 — десантная тележка; 2 — барабанная лебедка; 3 — судоподъемная платформа в поднятом состоянии; 4 — подъемный сосуд; 5 — судоподъемная платформа в опущенном состоянии

На платформе уложены железнодорожные пути, по которым поднятое судно выкатывается на автосамосвалах на береговые сбрасываемые платформы к месту ремонта. Вертикальные судоподъемники компактны, не требуют наклонного спуска, имеют простое управление, обеспечивают быстрое и точное наведение судна на подъемные платформы, отличаются высокой степенью автоматизации судоподъемных операций. Потому что для их строительства требуется меньшая площадь.

Подготовка судов к докованию

Перед постановкой судна в док судовладелец обязан привести его в состояние, позволяющее вовремя приступить к причаливанию. Перечень необходимых для этого работ и сроки их выполнения согласовываются судовладельцем с верфью.

В доке на подводной части корпуса и поясе переменной ватерлинии судна выполняются следующие основные работы:

  • очистка поверхности от обрастаний, продуктов коррозии и отслоения старой краски;
  • разборка, дефектация, ремонт и сборка винто-рулевого комплекса;
  • разборка, дефектация, ремонт и испытание нижних подвесных лодок — загустителей, клинкеров;
  • съемка, ремонт и установка решеток Kingston и др.

При подготовке корабля к стоянке необходимо подготовить ремонтную и другую техническую документацию.

Ремонт подводной части кораблей

Контейнеровоз VI
Источник: www.shipspotting.com

Администрации верфи должны быть предоставлены сведения о размерениях и чертежах судна:

  • теоретически;
  • мидель-шпангоут;
  • продольное сечение;
  • док;
  • расположение балластного помещения;
  • наружные отверстия;
  • булыжники и др.

На основании этих данных завод готовит документацию на производство:

  • судно;
  • набор стержней;
  • клинья;
  • подушки и прочее и подготовка дока к приему судна.

Кроме того, предоставляются данные лабораторных анализов воздушной среды в дегазированных трюмах, резервуарах и разрешение на проведение огневых работ, согласованное с противопожарной службой в компании.

Перед постановкой судна в док необходимо устранить качку и дифферент, а минимальную величину согласовать с капитаном порта.

Во дворе строится стапель. Очищают стапельную палубу плавучего дока или подошву сухого дока, затем выравнивают кильблоки, готовят комплект бортовых, нормальных или специальных клетей или упоров. Высота кильблоков устанавливается не менее 1-1,2 м. На осевой линии килевой дорожки отмечают точки, фиксирующие положение форы и ахтерштевня, определяемые по чертежу так, чтобы центры тяжести судно и причал близко.

Ремонт подводной части кораблей

Контейнеровоз Baltic Fulmar, Бискайский залив

На палубе судна по линии диаметральной плоскости соответственно наносят такие же точки. Между башнями протянуты тросы с грузами, которые должны располагаться по осевой линии пути кильблока в точках, соответствующих положению форштевней корабля.

Ответственными за подготовку корабля к причаливанию являются капитан корабля, старший штурман и главный механик.

Перед постановкой судна к причалу необходимо убедиться, что все отверстия закрыты, в том числе иллюминаторы, расположенные близко к ватерлинии, через которые в случае крена на судно может попасть вода.

Также необходимо предоставить:

  • пожарная безопасность;
  • соблюдение строгого санитарного режима;
  • подготовка кранцев и концов;
  • расстановка экипажа судна по плану водной сигнализации.

Перед постановкой судна в док оно должно быть:

  • откачали топливо и балластную воду;
  • фиксированные грузы, которые могут перемещаться;
  • помещения и трюмные помещения должны быть очищены от грязи, вымыты и высушены.

Постановка судна в док и вывод его из дока

Способ стыковки корабля выбирают в зависимости от количества одновременно стыкуемых кораблей, размеров и формы его обводов.

Ремонт подводной части кораблей

Контейнеровоз A La Marine, Бискайский залив

Пришвартовать судно можно следующими способами:

  • три гусеницы — используются для кораблей с цилиндрическими вставками. Судно садится одновременно на кильблоки, приготовленные заранее на стапеле по диаметру дока, и на бортовые блоки с уложенными на них клиньями;
  • мальтийский — используется для кораблей с острыми формами. Судно, посаженное килем в виде кильблоков, удерживается в вертикальном положении бимсами, упирающимися в борта судна и башни;
  • на ячейках шаблона — судно размещается на кильблоках и ячейках эталонного шаблона или только на ячейках эталона, форма, высота и расположение которых выполняются по чертежу дока. Этот способ является наиболее трудоемким. Применяется при невозможности использования мальтийского метода.

После завершения подготовительных работ плавдок затапливают или заполняют сухой водой, оставляя зазор между килем судна и наивысшими точками клетей не менее 0,3 м. При стоянке двух и более судов судно с большой осадкой устанавливается первым.

Расстояние между бортом корабля и башней и бортами соседних судов должно быть не менее 1,2 м. Это расстояние может быть уменьшено до 0,5 м, если на стоящем судне не менять листы обшивки.

На верфях для контроля посадки судна на кильблоки во время докования используется специальная сигнализация, что исключает необходимость водолазного осмотра. Система состоит из двух датчиков, установленных в диаметральной плоскости на крайних кильблоках стапеля, и индикатора (табло), установленного на причальном посту управления.

При посадке корабля на прижимной шток датчиков воздействуют штоки, которые при опускании активируют контактные устройства и замыкают электрическую цепь. На указателе загораются огни, сигнализирующие о посадке судна на кильблоки. После этого приступают к плавному всплытию дока с судном.

Ремонт подводной части кораблей

Контейнеровоз Mayview Maersk, Желтое море

В период докования необходимо регулировать работу насосов и следить за тем, чтобы сила опоры дока соответствовала распределению нагрузки на устанавливаемое судно, а неравномерная нагрузка на слип в период монтажа судна не вызывала каблук.

Для точного определения явлений, происходящих при стыковке, каждая стыковочная станция имеет следующие устройства и аппаратуру:

  • индикатор давления воздуха и воды в каждом отсеке, заполненном водой,
  • гидравлический инклинометр для определения дифферента и крена дока при постановке корабля,
  • судовые датчики отклонения.

При стыковке необходимо обеспечить плавание и меры пожарной безопасности. На акватории в районе причалов должны быть установлены знаки навигационной обстановки, запрещающие бросать якорь и указывающие на снижение скорости проходящих судов.

Плавучий док должен быть надежно закреплен и иметь установленное освещение. Подъем и спуск судов Спуск судов на воду допускается при силе ветра не более 4 баллов. Запрещается поднимать судно с плавучим грузом.

При входе в док не должно быть крена и дифферента, в исключительных случаях крен не должен превышать 0°, 30°, дифферент — 1-1,5°.

Перед подъемом судно должно быть:

  • освобожден от бремени;
  • балласт;
  • топливо;
  • взрывчатые и легковоспламеняющиеся материалы;
  • дегазированный;
  • санитарные помещения должны быть заперты;
  • вентилятор и мусоросборник дезинфицируются.

После завершения доковых работ и их приемки составляется акт о готовности судна к снятию с дока. Копия закона, переданная капитану порта, служит основанием для отвода судна от причала. При снятии судна с причала необходимо соблюдать меры предосторожности. Последний трос (или тросы) не должен отпускаться от причала до тех пор, пока буксиры не возьмут судно с кормы или носа на буксировку.

Dream-yachts
Добавить комментарий