«Сибирский богатырь» — он же мотолодка Обь-4: характеристики, тесты, фото

Характеристики моторной лодки «Обь-4»

Максимальная длина, мм7200
Максимальная ширина, мм2000 г
Высота борта на миделе и т д820
Минимальная высота борта при полном ходе и т д640
Масса с оборудованием и расходными материалами, кг:600
Пассажировместимость, чел12
Грузоподъемность, кг600
Рекомендуемый эффект ПМ, л.с.100
Допустимая мощность ПМ, л.с130
Скорость при рекомендованной мощности, км/ч48-50
Выход разрешенный при высоте волны, м1,2
Материал домаД1Т
Технология подключениязаклепки

ОБЬ-4 — «Сибирский богатырь»

Моторная лодка «Обь-4» создана и выпускается на заводе «Алмаз», входящем в состав Новосибирского авиационно-промышленного объединения имени В. П. Чкалова. Этот катер получил название «Сибирский богатырь» за большую грузоподъемность. На самом деле не все лодки этого класса при массе 0,6 т имеют грузоподъемность до 1,5 т и при этом обеспечивают крейсерскую скорость около 50 км/ч при двигателе мощностью 100 л.с.

Создатели «Оби-4» во главе с автором проекта Н.П. Кошмелевым преследовали цель создать надежный многоцелевой катер, который можно было бы использовать в качестве торгового, почтового, туристического, патрульного или таксомоторного даже в суровых климатических условиях Сибирь. Использовался опыт конструкторского бюро завода более тридцати лет выпуска моторных лодок семейства «Обь» (см. «КиЯ» №160), а также пожелания и отзывы владельцев.

Перед нами оригинальное конструкторское решение — лодку можно использовать под любой двигатель мощностью в диапазоне 90-130 л.с. Можно использовать одиночные или двойные подвесные двигатели, подвесные внутренние двигатели с наклонными колоннами, восстановленные автомобильные двигатели с прямыми валами или коническими шестернями. В конструкции предусмотрены внешний подмоторный транец, крепящийся к корпусу четырьмя кронштейнами, и съемный пульт управления. Это решение позволяет учесть любые рекомендации производителей лодочных моторов. При установке стационарных двигателей катер не оснащается подвесным транцем.

По решению руководства завода «Алмаз» катер был принят в производство опытной группой из десяти кораблей. Изготовление лодки осуществляется только после предварительной оплаты расходов заказчиком.

Обводы и конструкция лодки «Обь-4»

Удлиненный корпус (Д/Ш = 3,5) имеет острые обводы глиссирования с углом становой тяги по днищу на миделе 12°. На корме применены обводы катамаранного типа из двух губок постоянного сечения с тягой 5-7°. Горизонтальный клиренс между спонсонами 0,82 м, вертикальный клиренс 0,125 м. Такие обводы улучшают гидродинамические качества на скорости глиссирования и обеспечивают повышенную прочность днища, повышают курсовую устойчивость. Разработчики назвали обводы «Оби-4» «комби-универсалом». На наш взгляд, это подходящее название. Обводы корпуса упрощены, имеют небольшую кривизну и могут быть легко развернуты на самолете.

Корпус «Оби-4» изготовлен из дюралюминия класса Д1Т; обшивка имеет толщину на днище — 2 мм, на бортах и ​​надстройках — 1,5 мм. Клепаные швы, выполненные по разработанной заводом технологии, обеспечивают прочность и герметичность конструкции на долгие годы. Так вот один из авторов этих строк купил моторную лодку «Обь-1» в 1971 году и за год эксплуатации (а это 18 сезонов с двигателем «Вихрь-20» и 9 с «Вихрь-25Э»), не один из швы разошлись и не текли — лодка и сегодня в хорошем состоянии.

Дополнительную прочность и жесткость корпуса «Оби-4» создают вертикальные стенки тоннеля между губками днища, а также перегородки в грузовой кабине, рубке и рубке, проходящие по всей длине и высоте корпуса стороны; пространство между ними, узкая палуба и внешняя обшивка заполнены жестким пенополиуретаном, который после отверждения также укрепляет корпус, а также является плавучим блоком с хорошими звукопоглощающими свойствами.

Поэтому при создании «Оби-4» конструкторы и технологи предприятия использовали современные технические решения в корабле- и авиастроении. «Обь-4» кажется достаточно крепким и надежным кораблем.

Корпус «Оби-4» представляет собой модуль, на базе которого были разработаны две модификации моторной лодки: грузопассажирская (базовая версия) и пассажирская, отличающиеся от первой лишь удлиненной рубкой, прикрывающей грузовой кокпит. Обе модификации катера могут быть выполнены как в обычном, так и в северном исполнении. «Обь-4» в северном варианте имеет утепленную отапливаемую кабину. Отопление подается от установки в доме карты к малому тепловому узлу от вагона «Запорожец».

Устройство и оборудование лодки «Обь-4»

«Обь-4» — быстроходный каютный катер с носовым (передним) расположением грузового кокпита и штурманской кабиной, расположенной в корме. Корпус обладает необходимой остойчивостью и хорошо приспособлен для приема пассажиров и грузов с носа лодки и за борт.

В самом носу лодки расположен герметичный багажный отсек объемом 0,5 м3 с доступом в него через люк. За ним открытая грузовая (или рабочая) кабина с расположенными по бокам сиденьями (кабинетными скамейками). Здесь, у переборки кабины, также находится запас топлива в двустороннем 200-литровом баке оригинальной конструкции (нижняя соединительная часть повторяет контуры днища). В непогоду кабина закрывается легкосъемным тентом. Объем кокпита 2,3 м3.

Грузовой кокпит соединен дверью с 4-местным пассажирским салоном, оборудованным раздвижным столом и двумя выдвижными спальными местами. Кабина проходная площадью 5,6 м2. Через дверь можно попасть в кормовую кабину — штурманскую рубку. В рубке непосредственно за кабиной и над ней, по правому борту, оборудовано место водителя, защищенное лобовым стеклом и двумя высокими бортами.

Лодка имеет встроенный блок питания, питается от аккумулятора и генератора лодочного двигателя 12 В. Аккумулятор расположен в штурманской кабине — под полом места водителя в отдельном корпусе. Система отопления отделена от него переборкой. Также есть место для переносного туалета. По желанию заказчика за отдельную плату катер «Обь-4» дополнительно оснащается системой отопления, комплексом для приготовления пищи и переносным туалетом.

Пол состоит из легкосъемных жестких и плотных стоечных планок, которые прикручиваются к поперечному комплекту. Лодка комплектуется двумя веслами и двумя тентами на кокпит вперед и на корму.

Далее продолжим описание устройства пассажирской моторной лодки «Обь-4», которую заказал бизнесмен из Салехарда под подвесной мотор «Меркурий» мощностью 100 л.с и которая участвовала в заводских испытаниях. В договоре на поставку катера заказчик указал высоту транца, расстояние от щита управления до двигателя, размеры щитка приборов и диаметр тросов управления, что и было выполнено заводом. Лодка заказывалась для дальних походов в северном исполнении и с окраской всей надстройки в ярко-желтый цвет, хорошо заметный издалека в условиях серого однообразного тундрового пейзажа.

Знакомство с этой «Обью-4» началось с транца. Пройдя от дока в заднюю кабину, мы осмотрелись. Первое, что привлекло мое внимание, это триплексное лобовое стекло от автомобиля Волга с дворниками для очистки от дождя и снега. Дело в том, что дождь со снегом в низовьях Оби и ее притоков частое явление даже летом, и в таких условиях использование на катерах ветрозащитных лобовых стекол из органических материалов недопустимо. Во-вторых: в подмоторной нише сделаны отверстия для проводки систем управления двигателем в боковых стенках. Такое решение позволяет разместить кабели управления, топливные шланги и электрические кабели непосредственно под полом кабины, что исключает их повреждение и случайное заклинивание; благодаря относительно высокому расположению упомянутых обрезиненных отверстий вода не попадает через них в корпус при быстром обратном ходе или от хвостовой волны.

Спустившись вниз и открыв дверь, мы попадаем в длинную каюту, которая состоит из двух комнат, разделенных переборкой: удобного гардероба и кокпита в обычном лодочном оформлении.

Салон, отделанный светлым деревом в сочетании с розовым винилом, оборудован зеркалом на переборке рубки, двумя раскладывающимися диванами и выдвижным столом между ними.

Кубрик с двумя мягкими спальными местами по бокам имеет двухстворчатые двери в носовой части, открывающиеся на всю ширину в стороны, что позволяет принимать крупногабаритный груз и обеспечивает свободный вход и выход пассажиров. Для безопасности посадки и высадки пассажиров в носовой части катера вдоль бортов установлены два поручня.

Снаружи рубки, на узкой палубе («потопке») размещены непотопляемые дюралевые крюки для весла.

Забегая вперед, отметим, что заказчик, получив эту лодку, выразил полное удовлетворение и поблагодарил коллектив завода за отлично выполненную продукцию.

Заводские испытания

В конце мая 1998 года на водной базе «Алмаз» на Оби были проведены заводские испытания моторной лодки «Обь-4», построенной в пассажирском и северном вариантах.

В ходе испытаний изучались остойчивость, непотопляемость и ходовые качества «Оби-4» под ПМ суммарной мощностью 46 л.с при загрузке три и семнадцать пассажиров; осадка лодки измерялась при полной загрузке.

Провести длительные и обширные испытания «Оби-4» не представлялось возможным из-за отсутствия БДМ рекомендованной заводом мощности, а также тяжелого финансового положения завода.

Испытания проводили в соответствии с методикой испытаний по ГОСТ 19356-79, ГОСТ 19105-79.

Нам удалось лично убедиться в непотопляемости и аварийной остойчивости «Оби-4» — он остается на плаву и выдерживает 12 человек, сидящих на крыше рубки и в затопленной кабине. Лодка не перевернулась из-за дополнительного удара массой 110 кг (два человека).

При ходовых испытаниях на мерном участке 500 м было зафиксировано время прохождения дистанции в обе стороны при установке на транце двух 23-сильных ПМ «Нептун-23». Получены следующие результаты:

  • скорость движения с грузом из трех человек — 28 км/ч (самолетный режим);
  • скорость движения с грузом 17 человек (1200 кг) — 13,5 км/ч (водоизмещающий режим).

 

Из опыта
Николай
Николай
Николай Иванович имеет многолетний стаж работы механиком по лодочным моторам, гидроциклам и другой технике. Заядлый рыбак, за плечами которого не один десяток километров, пройденных по рекам России. Его уникальный опыт поможет разобраться в теме.
Задать вопрос
При полной нагрузке 1200 кг осадка лодки составляла 18 см.

С помощью весел лодка с трудом трогается с суши. Чтобы им воспользоваться, откройте дверь багажника, опустите ноги в люк, упритесь в переборку и начинайте грести. По результатам испытаний конструкция весел была усовершенствована для повышения эффективности. Первоначально весла выполняли роль крюков, толкая лодку на глубину.

Лодка хорошо держит курс, маневренна, легко поворачивает и имеет малый радиус поворота, равный длине лодки.

Заключение

В целом «Обь-4» произвела благоприятное впечатление. Катер обеспечивает полноценное размещение шести человек в дальнем путешествии, безопасен и практичен в эксплуатации, может успешно использоваться в сложных погодных условиях и на водах с бурным течением.

Как показали первые же испытания опытного образца под два ПМ «Вихрь-30» суммарной мощностью 60 л.с и заводские испытания под «Нептун-23», катер может двигаться и под отечественными подвесными двигателями.

«Алмаз» продолжает работы по совершенствованию «Оби-4». Если финансовое положение завода позволит, то в следующем году лодка будет тщательно протестирована и пройден походный ход под мощным двигателем Yamaha».

Фотографии лодки «Обь-4»

«Обь-4» с открытой палубой и кабиной в корме

Dream-yachts
Добавить комментарий

Adblock
detector