«Сибирячка» — легкая и маневренная моторная лодка

Основные характеристики лодки «Сибирячка»

Максимальная длина, мм4270
Максимальная ширина, мм1270
Высота борта на миделе и т д500
Угол килеватости на транце
Пассажировместимость, чел4
Грузоподъемность, кг300
Масса снаряженной лодки, кг83
Материал домаД1, Д16
Максимальная мощность ПМ, л.с8
Скорость с ПМ «Ветерком-8»), км/ч
с водителем
с полной загрузкой
32
четырнадцать

Лодка «Сибирячка»

Сибирячка — марка лёгкой моторной лодки (до 1999 года маркировалась заводом как винто-моторная), выпускаемой Новосибирским авиационно-промышленным объединением. Чкалова (НАПО) с 1989 года по настоящее время.

О катере «Сибирячка» рассказывает один из создателей катера — конструктор Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова Евгений Александрович Сенцов (1991 г.р.).

Катер «Сибирячка» — наш первый катер в этом классе, выпускаемый большой серией из дюралюминия. И, пожалуй, стоит сравнивать его не с фанерной «Кефали», которая гораздо меньше по размерам, а со стеклопластиковыми лодками «Пелла-фьорд» (длина 4,3 м) или «Чуб» (4,01 м). При той же грузоподъемности и цене дюралевая лодка выгодно отличается значительно меньшим собственным весом, наличием места для багажа и более удачными линиями движения, как на веслах, так и под двигателем.

Эта лодка родилась, можно сказать, случайно. На наш завод поступил заказ от подшефного рыболовецкого совхоза — изготовить несколько простых и неприхотливых в эксплуатации универсальных — для «Ветерок» и весел — лодок. Заказчик остался доволен. Замечаний было немного, в основном просьбы увеличить высоту надводного борта.

После корректировки чертежей для рыбаков было изготовлено еще 20 таких же дюралевых лодок. А позже, с учетом всех пожеланий, Новосибирский авиационный завод. В. П. Чкалова стала выпускать их более крупной серией для продажи через торговую сеть. В прошлом году завод выпустил их 900 штук. В 1991 году торговля заказала уже 1000 сибиряков».

Таблица плазовых ординат моторной лодки «Сибирячка»

 

нет.Половина широты от ДП, ммВысота от Олимпиады и т.д.
ДоскаСкулыДоскаСкулыХолодильник
540540
один31613253223165
24912795242136
3575388516155
четыре6194575081162
56374965008610
66365125008819
76305155008928
восемь6265135008937
962051050089,546
106155085009055
Примечание: расстояние — 420 мм.

Корпус клепаной лодки «Сибирь» изготовлен из алюминиевых сплавов Д1, Д16, 1925Т. Обшивка бортов и днища (толщиной 1,0 и 1,2 мм соответственно) раскатывается на плоскости, поэтому нет необходимости делать дорогие и сложные штампы — листы подаются на монтажную поверхность. Перед клепкой швы заклеивают тиоколовой лентой.

Практически все детали набора выполнены на блоках простой формы.

Продольную жесткость лодки обеспечивают две профильные струны, установленные внутри днища. Поперечные жесткость и прочность обеспечивают три штампованных П-образных шпангоута и переборки: носовая, кормовая и две сплошные под центральной канистрой (последняя делит интерьер кокпита на два объема — носовой и кормовой). Верхняя кромка сбоку усилена выпуклым профилем и штампованным револьвером.

Транец Сибирячка — штампованный, с наружной обшивкой под двигатель из ДСП толщиной 5-7 мм и буковой пластиной под хомуты изнутри; они не только помогают закрепить двигатель на транце, но и значительно снижают вибрацию корпуса.

Центральная часть кормового бака сделана открывающейся — в отсек у транца можно поставить бак с горючим, положить инструмент и т.п. Носовая часть также имеет открывающуюся крышку. Рюкзак и другое туристическое снаряжение размещается в носовом отсеке лодки.

Поверхности банок покрыты деревянными рейками. Из них же изготавливаются съемные полки с сетками: кормовая и носовая. При движении по лодке не гремят, обеспечивают теплоизоляцию и комфорт для экипажа.

«Сибирячка» сразу нашла своего покупателя. Его стали приобретать рыбаки, охотники, дачники, базы отдыха и пункты проката.

В нашей стране лодки этого класса выпускаются достаточно большими партиями, в основном из шпона и стеклопластика. Однако шпонированные лодки часто через два-три года расшатываются, начинают гнить, а Сибирячка при бережной эксплуатации прослужит владельцу 15-20 лет. Кроме того, он выгодно отличается от других гребных лодок широкой, почти плоской кормой, позволяющей скользить под «Ветерок-8» одним водителем со скоростью 32 км/ч.

С двумя пассажирами лодка идет в режиме, близком к глиссированию, а при полной загрузке скорость падает до 14-15 км/ч. На «Ветеркоме-8» «Сибирячка» идет стабильно, на крутых поворотах катер кренится внутрь поворота, но опасных кренов нет.

Естественно, при движении по волне плоскокилевое днище «Сибирячки» испытывает довольно сильные удары, но волны высотой до полуметра лодка преодолевает уверенно. При большой нагрузке, когда лодка находится в водоизмещающем режиме, брызги воды проходят через скулу. Поэтому в дальнейшем будет дополнительно устанавливаться скуловая защита от брызг.

Конструкторы рассчитывали на то, что лодка будет оснащена «15-сильным двигателем», но даже с «Ветерок-12» при полной загрузке «Сибирячка» глиссирует со скоростью около 28 км/ч. К сожалению, двигатели с такой мощностью у нас не выпускаются Лодка также проходила испытания под двигатель Нептун-23.Но в этом случае от водителя требуется опыт и осторожность.

Хорошие ходовые качества на веслах подтверждает второе призовое место, занятое лодкой «Сибирячка» во Всесоюзных соревнованиях на приз журнала «Катера и яхты», проходивших в Нарве в 1987 году.

Непотопляемость лодки обеспечивают плавучие блоки из вспененного полистирола ПСВ, размещенные в носовой части под палубой, под средней и под кормовой кромками. Лодка, полностью залитая водой, удерживает на плаву 95 кг стального балласта.

Лодка имеет практичные ручки для переноски и швартовки.

Лодка окрашена высокопрочной эмалью ХВ16 в один слой, поверх которой нанесен водостойкий лак ХВ-784. Перед покраской кузов грунтуется грунтовкой ГФ-032. На краску завод дает гарантию 18 месяцев, как собственно и на всю лодку.

Автор: Е.А. Сенцов.

Фотографии лодки «Сибирячка»

Лодка «Сибирячка» на видео

Dream-yachts
Добавить комментарий