Удивительные судьбы экспедиции, сражения и катастрофы

Корабли, как и люди, имеют свои имена и судьбы. А если кому, то совершенно правильно писать драмы и трагедии, а иногда и комедии. Судите сами… Гибель «Лузитании» можно назвать самой загадочной катастрофой.

Секрет «Лузитании»

вторая катастрофа века — гибель гигантского английского лайнера «Лузитания». Это произошло при странных и до сих пор невыясненных обстоятельствах. Эту катастрофу назвали одним из самых трагических и загадочных событий Первой мировой войны. Многие подробности этой катастрофы по тем или иным причинам до сих пор считаются секретными.

Между тем, на первый взгляд, ничего особенно загадочного в этой истории быть не должно. Хроника событий такова. 7 мая 1915 года огромное четырехтрубное английское затонувшее судно «Лузитания» во время рейса Нью-Йорк — Ливерпуль было атаковано немецкой подводной лодкой U-20 у южного побережья Ирландии. Через 18 минут после взрыва «Лузитания» была полностью затоплена. Из 1959 человек на борту корабля погибло 1198 человек.

Фантастические экспедиционные судьбы, сражения и катастрофы

Трансатлантический пассажирский пароход «Лузитания»
Источник: wikipedia.org

причины, по которым немецкая подводная лодка торпедировала пассажирское судно, поначалу вызывали недоумение. Не забывайте, что в начале 20 века даже среди немецких подводников царил рыцарский дух и лозунг «Всех топить!» стал актуальным в нацистской Германии лишь четверть века спустя.

Официальное заявление представителей британского правительства также мало что прояснило. Дескать, на борту лайнера не было оружия, боеприпасов и военных моряков.

Но со временем стали появляться и другие гипотезы. По свидетельству английского журналиста К. Симпсона, заинтересовавшегося делом Лузитании, официальная версия содержит «принципиальные упущения и явные неточности», а также обилие тщательно сфабрикованных и подтасованных данных. Документы, найденные в архивах британской пароходной компании Cunard Lines, а также в американских правительственных архивах, заставляют взглянуть на эту историю несколько иначе.

Так рано утром 1 мая 1915 года помощник капитана «Лузитании» по традиции встречал пассажиров у трапа. Но тут к нему подошли репортеры и показали утренний выпуск «Нью-Йорк Трибьюн», в котором среди оплаченных рекламных объявлений содержалось зловещее предупреждение посольства Германии. Он настоятельно рекомендовал американцам не пользоваться услугами британских пассажирских линий из-за возможности нападения немецких подводных лодок.

Пассажиры были в восторге. Однако представитель компании Kunard поспешил всех успокоить:

«Пехота нашей роты была и остается самым быстрым кораблем в Атлантике. И ни один немецкий военный корабль или подводная лодка не могут просто угнаться за «Лузитанией»».

А во второй половине дня, точно по расписанию, «Лузитания» вышла из дока в нью-йоркской гавани…

Во время Первой мировой войны английским гражданским морякам приходилось выполнять приказы офицеров Адмиралтейства. Именно военные определяли курс торговых и пассажирских судов, сообщали капитанам сведения о немецких подводных лодках. Зная секретные радиокоды германского флота, британские военные радиостанции улавливали радиосигналы немецких подводных лодок в море и определяли их местонахождение.

Капитан «Лузитании» Тернер не получил предупреждения перед выходом в море. Только вечером 6 мая на лайнер пришла радиограмма: у южного побережья Ирландии замечена немецкая подводная лодка. Причем радиограмму передало не военно-морское командование, а командующий противолодочной флотилией адмирал Кокс, который, получив донесения о гибели двух малых пароходов, определил район действия подводная лодка.

Радиограмма пришла, когда лайнер подходил к проливу Святого Георгия. Именно там подводные лодки противника чаще всего подстерегали добычу. Но капитан не мог изменить курс корабля без приказа адмиралтейского офицера или, в крайнем случае, без указания командира военного корабля. Поэтому капитан Тернер спустился в кают-компанию, небрежно сообщил пассажирам о возможности появления вражеских подводных лодок и успокоил всех, сказав, что лайнер находится под охраной Королевского флота. Это были не пустые слова, так как у мыса Фастнет-Рок атлантические лайнеры обычно сопровождались английскими крейсерами. Но туманным утром 7 мая рядом почему-то не было ни одного боевого корабля Королевского флота. И никто не мешал немецкой подводной лодке атаковать «Лузитанию», затонувшую после первой же торпеды.

Даже после окончания войны многих историков интересовал вопрос: почему так быстро затонул такой большой парусник STV Royal Helena? По британской версии, это произошло потому, что по кораблю была выпущена не одна, а две торпеды. Однако даже правительственная комиссия не смогла объяснить, почему даже две торпеды нанесли кораблю такие катастрофические повреждения…

В 1926 году известный английский военно-морской историк Вильсон попытался прояснить ситуацию, отметив, что среди груза «Лузитании» были «коробки с винтовочными патронами и незаправленные пустые болванки для шрапнели». Всего 3800 ящиков, обтянутых брезентом — груз, отмеченный для большей секретности в корабельных документах как пакеты с сыром. Согласно тем же документам, отправителем загадочного груза значился американский гражданин А. Фрейзер. Но, как показала проверка, Фрейзер был в тот момент неплатежеспособным должником и не мог себе позволить отправить такую ​​крупную партию через океан.

Основываясь на этом факте, К. Симпсон предположил, что Фрейзер был подставным лицом, с помощью которого англичане оформляли экспорт военных материалов, произведенных на заводах компании «Дюпон», из США».

В Германии получила широкое распространение версия, что взрыв торпеды вызвал детонацию значительного количества боеприпасов, находившихся в трюме возле угольных бункеров. Именно по этой причине были разрушены палубы и надстройки тонущей «Лузитании», отмечал в своих мемуарах бывший министр германского флота Тирпиц.

Косвенно эту же версию подтвердил и пассажир «Лузитании» канадский профессор Дж. Маречаль, утверждавший, что после взрыва торпеды он услышал второй взрыв, представлявший собой звук разрывающихся боеприпасов. Профессор не мог ошибиться, ведь за годы военной службы он приобрел некоторый опыт.

В свете всего этого даже председатель Королевской комиссии лорд Мерси признал «дело Лузитании» «грязной историей»…

И попытка пролить на него свет истины много позже также оказалась безрезультатной. Когда шотландский корабль «Мервиг» в апреле 1982 года подошел к месту гибели «Лузитании» и с корабля был спущен на воду маленький, легендарный «Миры», историю исследований дистанционно управляемой подводной лодки ГОА, подводные телекамеры показали что носовые помещения спускаемого лайнера очищены от обломков, а крышка грузового люка сорвана. Когда камеры «заглянули» в трюм, появилось изображение внутренней обшивки корабля с глубокими продольными канавками, которые мог оставить ковш для подъема затонувших предметов и груза. Кто-то явно пытался замести все следы.

Урок Цусимы

Во время русско-японской войны, 14-15 мая 1905 года, в Корейском проливе, у острова Цусима, произошел бой между русскими и японскими моряками. Японский флот во главе с адмиралом X. Того нанес поражение русским Тихоокеанским эскадрам вице-адмирала З. П. Рожественского.

Такого тяжелого поражения история русского флота еще не знала. Всего артиллерийским огнем и торпедами японцы потопили 21 русский корабль, в том числе 3 новейших линкора. Еще 5 кораблей сдались, 6 ушли в нейтральные порты, и только крейсер «Алмаз» с 2 малыми эсминцами дошел до Владивостока. Потери противника исчислялись всего тремя эсминцами…

Почему так случилось? Даже спустя более 100 лет специалисты все еще пытаются найти рациональное объяснение этому факту. Ведь до Цусимского сражения никто и представить не мог, что результат окажется столь плачевным для русских. Итак, что случилось?

Летом 1904 года японцы осадили военно-морскую крепость Порт-Артур в Бохайской бухте. Для оттеснения противника Тихоокеанская эскадра под командованием В. К. Витгефта 10 августа вышла в Желтое море и встретила неприятельский флот под командованием адмирала X. Того. В последовавшей за этим артиллерийской дуэли броненосцам «Цесаревич» и «Пересвет» удалось дать врагу достойный отпор. Флагман боевого флота России X. Того получил серьезные повреждения и собирался выйти из боя.

Но и здесь японцам невероятно повезло. При взрыве очередного снаряда погибли контр-адмирал В. К. Витгефт и несколько старших офицеров, вышла из строя рулевая колонка. Оставшись бесконтрольной, русская эскадра вышла из строя и отступила к Порт-Артуру.

Фантастические экспедиционные судьбы, сражения и катастрофы

Хейхатиро Того на мостике флагманского линкора «Микаса

Тогда на помощь защитникам крепости была отправлена ​​Вторая Тихоокеанская эскадра адмирала З. П. Рожественского. При переходе его состав пополнился четырьмя устаревшими линкорами и одним крейсером под командованием контр-адмирала Н. И. Небогатова. Адмирал Рождественский надеялся, что, имея достаточно сил и опыта, он не повторит ошибок, допущенных командованием Порт-Артурской эскадры, и сможет прорваться во Владивосток. Но на деле все оказалось иначе.

В Цусимском проливе армада, первоначально состоявшая из 38 вымпелов, потеряла 24 корабля потопленными и еще 5 кораблей захваченными.

После этих событий японский адмирал Х. Того получил прозвище «Азиатский Нельсон». Но только ли его талант и военная удача?

Большинство выживших в Цусиме говорили об ужасном артиллерийском огне японцев. Тогда, по словам капитана 2 ранга В. Семенова, от японских снарядов в клочья разорвало стальные листы бортов и надстроек. Вместо попаданий броня расплавилась и сгорело все, что могло гореть. Кроме того, при этом были выпущены удушающие газы…

На основании этого историк А. Шталь предположил, что японцы тайно создали новое оружие — жидкостный огонь. А французский историк Ж. Блон отмечал, что японцы применяли новый тип бронебойных снарядов, снаряженных шимозой (тринитрофенолом), который тогда был неизвестен русским. Такой же версии придерживался англичанин Р. Хамбл. Таким образом, по мнению исследователей, исход Цусимы определили японские секретные снаряды.

С другой стороны, российские гранаты якобы не взрывались, что затрудняло пристрелку и поражение целей. Говорили, что Морское ведомство подарило адмиралу Рождественскому «картонный меч», что привело к тяжелому поражению.

Но так ли это было на самом деле? Почему преимущество японских боеприпасов не сказалось в сражении 8 февраля 1904 года у Чемульпо, когда 15 японских кораблей в течение часа вели огонь, но не потопили крейсер «Варяг», защищенный лишь броневой палубой.

А в сражении 10 августа 1904 г флот X. Того, превосходивший русский в тяжелых орудиях, не потопил ни одного корабля. Если у японцев действительно были «чудо-снаряды», то почему они только сильно повредили Рюрика в бою 14 августа в Корейском проливе, который потом был затоплен самой командой? Ведь японцы тогда имели 17-20-кратное превосходство над владивостокскими крейсерами. Нет, это, кажется, что-то совсем другое.

Некоторые исследователи считают, что линкор «Ямато» — последнее сражение, выигранное японским флотом в результате грубой тактической ошибки адмирала X. Того. Русская эскадра вошла в Корейский пролив двумя колоннами — справа стояли четыре новых броненосца типа «Бородино», слева — старые броненосцы во главе с Ослябеем. Крейсера, эсминцы и транспорты держались справа и сзади.

В 13:10 противник был замечен с флагманского корабля «Суворов» по ​​правому борту в 70 кабельтовых. Отдав соответствующие команды другим кораблям, Суворов повернул налево, чтобы пройти в верхнюю часть левой колонны. Эскадра начала перестраиваться в кильватер — единая колонна с новыми броненосцами впереди.

Адмирал X. Того заметил русских и тоже начал маневрировать. Направляясь на северо-восток, примерно через 16 минут он повернул на восток, пересек ход колонны З. П. Рожественского и оказался уже впереди, слева от Суворова. Здесь он снова изменил направление боя на совпадающие курсы. Это был знаменитый «поворот Того», который некоторые исследователи считают грубой ошибкой.

Ведь он разворачивался перед противником, и адмирал заставлял свои корабли поочередно проходить определенный пункт, где русские, произведя обстрел, могли тут же обрушить артиллерийский огонь на соседний корабль.

Однако адмирал Рождественский этим не воспользовался. Занятый перестройкой собственной эскадры, он не заметил ошибки Того и быстро попытался вывести на ударные позиции свои новейшие линкоры. X. Того понял это и без промедления отдал приказ атаковать русских во время перестройки.

Эскадрильи подошли, и японцы сосредоточили огонь всех кораблей на «Суворове» и «Ослябе», постепенно прикрывая «голову» русских. И тогда З.П. Рожественский, уже под огнем противника, отменил свой первый приказ и, сбавив скорость, поднял сигнал:

«Второй отдел должен быть в кильватере первого».

То есть старые парусные линкоры он отправил в стык для переделки техники линкоров в хвост колонны. Приказ мог бы быть разумным, если бы реконструкция уже не была проведена под огнем противника. В результате для выполнения приказа «Ослябя» тоже замедлил ход, а затем и вовсе остановился, позволив броненосцам типа «Бородино» двигаться вперед. Корабли, следующие за ней, также стали останавливаться. Построение рассыпалось, а практически неподвижные корабли стали отличной мишенью для вражеской артиллерии.

И стали целиться в «Суворова» и «Ослябу». Кроме того, адмиралу Того удалось организовать огонь таким образом, что один из кораблей, прикрывая цель, тут же передавал ее точные координаты остальным, чтобы они наверняка поразили.

Адмирал З. П. Рожественский также приказал своим кораблям бодаться головой, но сам стрельбу не организовал. Русские сразу же начали стрелять по «Микасе», сбивая друг друга с ног, так как офицеры не могли определить, какой линкор попал в цель, а какой еще не хватало для корректировки огня.

В результате уже через полчаса после начала боя «Ослябя» вышел из строя, а еще через 20 минут медленно лег на правый борт и перевернулся. Через шесть минут затонул и флагманский корабль «Суворов». В результате русская эскадра полностью потеряла управление. А расправиться с оставшимися кораблями японцам уже не составляло труда.

Ипостаси императорской яхты

Удивительную историю этого корабля раскрыл историк Г. И. Зуев. Получается, что ветеран флота во многом разделил судьбу страны и времени. За 65 лет морской службы кораблю, кажется, суждено было принимать императорскую семью и их гостей, героически сражался в трех войнах, участник крупных исторических событий. Да, палуба и роскошные салоны повидали монархов и известных государственных деятелей. Но корабль пережил и унизительный период забвения, а впоследствии был возрожден для служения Балтийскому флоту и защиты отечества. Дважды награждался Гвардейскими знаменами, трижды переименовывался.

Его история началась, когда 27 сентября 1893 года петербургские газеты опубликовали телеграмму из Копенгагена, сообщавшую гражданам столицы, что

«Государь император в этот день заслужил приказать строящемуся здесь пароходу считаться императорской яхтой. Назначить закладку корабля на пятницу, 1 октября…».

В этот же день временный начальник Морского министерства генерал-адъютант А. Кремер издал приказ по Морскому ведомству № 123, извещая о решении императора Александра III

«Корабль, строящийся в Копенгагене, следует назвать императорской яхтой «Штандарт”»

А 27 ноября особым приказом генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича яхта была включена в список кораблей 1-го ранга 5-го морского экипажа.

Фантастические экспедиционные судьбы, сражения и катастрофы

Императорская яхта «Штандарт»

Хотя строительство продолжалось без промедления, при торжественном спуске на воду флагмана эскадры императорских яхт уже присутствовал новый российский монарх Николай II, по команде которого адмирал Ф. В. Дубасов телеграфировал из Копенгагена в Петербург:

«Сегодня, 26 февраля 1894 года, в 02:15 Императорская яхта «Штандарт», несмотря на лед, удивительно плавно ушла в воду.. На спуске присутствовали датский кронпринц, принцесса и члены королевской семьи».

Названная в честь первого русского корабля на Балтийском море, 28-пушечного фрегата Петра, построенного на Олонецкой верфи, императорская яхта «Штандарт» стала четвертым русским кораблем с таким именем.

Это был хороший для своего времени корабль водоизмещением 5400 т, длиной 128 м. Условиями контракта со строителем предусматривалась установка на «Штандарте» двух главных паровых машин тройного расширения, развивавших мощность 12 000 литров во время приемочных испытаний. С на максимальной скорости 90 об/мин. Скорость яхты на приемочных испытаниях достигла 22 узлов, а экономический ход корабля составил 14 узлов при задействовании 12 котлов из 24. А запасы угля в 680 тонн обеспечивали дальность плавания корабля экономической скоростью около 1400 миль.

Интересно, что на палубе «Штандарта» устанавливались четыре 47-мм орудия. Правда, предназначались они в основном для торжественных салютов, а не для защиты корабля.

Борта императорской яхты были тщательно покрыты черным вагонным лаком, а чуть выше ватерлинии проведена золотая полоса. Помещения корабля были тщательно отделаны ценными породами дерева, щедро украшены золоченой бронзой и разноцветной тисненой кожей. Центром корабля были императорские покои — огромная гостиная, просторный царский кабинет, спальня и ванная комната. Неподалеку находились великолепные апартаменты королевы. По бокам помещались каюты для статс-дам, почетных дам, лорда-камергера.

Штандарт, всегда готовый к походу, постоянно закрепился на Кронштадтской дороге. На ней служили командиры и офицеры гвардии, кандидатуры которых утверждал сам царь. Как правило, это были моряки, имевшие некоторый опыт службы на других кораблях и побывавшие в боевых действиях.

Члены царской семьи регулярно путешествовали по Балтийскому и Черному морям на «Штандарте», посещали официальных глав других государств. Николай II каждый год проводил с семьей и сопровождал некоторое время в летних банях и на Финляндском архипелаге для осмотра живописных заливов и островов.

Летом 1907 года яхта, которой руководил финский лоцман Иоганн Блумквист, 35 лет водивший корабли по архипелагу, неожиданно наткнулась на не обозначенную на карте скалу. Машины были остановлены, а яхта приведена в аварийное состояние.

При ударе о скалу треснул форштевень, появились две меры по обеспечению безопасности судна при движении в штормовой воронке в носу, затоплены два носовых стока, промялось первое днище под машиной и прогнулся фундамент в корме . Императорскую семью перевели на посыльный корабль «Азия» и взяли на борт гребной яхты «Александрия». Капитан и команда остались на борту, чтобы убрать после аварии.

Корабль был спасен. Тем не менее 12 ноября 1907 года в зале Военно-морской библиотеки Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге состоялся суд над виновниками аварии, в том числе над командиром «Штандарта» И. И. Чагиным. Суд учел боевые заслуги Чагина в Цусимском сражении, где он командовал крейсером «Алмаз», и лишь сделал ему выговор, отстранив от командования императорской яхтой. Однако Чагина такой приговор не удовлетворил, и он подал кассационную жалобу. Второй суд, состоявшийся 21 декабря, полностью оправдал его и восстановил в должности главы «Штандарта». Позднее И. И. Чагин даже был зачислен в свиту царя и произведен в контр-адмиралы.

Судьбоносный камень был взят со дна моря, доставлен в Кронштадт и с соответствующей надписью заложен в Петровском парке.

В 1906 г на яхте были установлены совершенные для того времени приборы дальней связи, о чем 1 июня командующий доложил в Управление морского генерального штаба:

«На вверенной мне яхте установлены искровые телеграфные установки системы «Телефункен». Дальность управления — 100 миль, как для отправки, так и для приема радиограмм».

В 1912 году Штандарта отправили на франко-русский завод для капитального ремонта. На корабле проведены техническое обслуживание и ремонт судовых дизелей, произведен ремонт главных двигателей и вспомогательных механизмов, заменены водосборники и нижние трубы котлов. Но плыть на отремонтированной яхте король уже не мог.

Через шесть лет яхту переименовали в «18 марта» — в память о первом дне Парижской коммуны, и на долгие годы корабль разместили в военном порту Кронштадта. О ней вспомнили только 14 января 1927 года и стали думать, что с ней делать. Яхте требовался ремонт и замена части оборудования. Так, например, нужны были новые котлы, так как те, которые планировалось поставить при ремонте в 1914 году, по воле случая были отправлены на крейсер «Аврора».

Средств на это не было, и яхту решили использовать как базу для подводных лодок.

«Яхта должна быть переоборудована для обслуживания дивизии подводных лодок, с установкой дизелей для зарядки аккумуляторов, с грузовыми помещениями, мастерскими, а также палубами для размещения 200 человек экипажа»,

определили специалисты.

Еще одно предложение заключалось в том, чтобы переоборудовать яхту для перевозки торпедных катеров в район боевых действий. По словам начальника технического управления Балтийского флота,

«Вооруженный новыми мощными шлюпбалками или стакселями, модернизированный корабль мог разместить на палубе до 46 торпедных катеров. Скорость «Штандарта» позволяет плавать модернизированному кораблю вместе с эскадрой».

Наконец, был задействован третий вариант, по которому решили переоборудовать бывший «Штандарт» в горнозаводскую бригаду. В то же время 22 января 1934 г командующий военно-морскими силами на Балтийском море М.Л.Галлер приказал переименовать штандарт в «Марти».

По крайней мере, корабль отремонтировали, и после ряда проволочек 25 декабря 1936 года «Марти» официально вошел в состав КБФ. Корабль и его экипаж в новом воплощении вписали яркие страницы в историю Балтийского флота. Немалая заслуга в этом его командира, капитана 1 ранга Н. И. Мещерского. Под его руководством «Марти» стал образцовым кораблем — флагманом блокадно-тралового соединения Краснознамённого Балтийского флота. В 1939 году корабль поставил мины у берегов Финляндии, за что получил благодарность Военного совета Балтийского флота.

Уже в ночь на 23 июня 1941 года отряд кораблей в составе тральщиков «Марти» и «Урал», лидеров «Ленинград» и «Минск», нескольких эсминцев вышел в море для постановки мин в устье Финского залива. За первые полгода войны в сложных навигационных условиях, в тяжелых условиях минирования, под обстрелами и бомбежками экипаж «Марти» произвел десять минных постановок.

В октябре 1941 года Военный совет Ленинградского фронта приказал начать эвакуацию защитников полуострова Ханко. Операция проводилась тайно, в несколько этапов. Первый отряд кораблей в составе эсминцев «Стойкий» и «Слава», тральщика «Марти» сорвался со своих причалов и, воспользовавшись наступившей темнотой, отправился в путь.

Это интересно: Подготовка дизельных двигателей к ремонту

Ночью на подходе к Ханко в правом параване заградителя взорвалась мина. От сотрясения на корабле вышел из строя генератор. Свет погас. Протекли три котла, вышло из строя почти все грузоподъемное оборудование по правому борту, в рубке оторвало штурвал. Силой взрыва стал погнутый шток одного из цилиндров машины. И все, пошел «Марти», дошел до Ханко и взял на борт два дивизиона 343-го артиллерийского полка, всю артиллерию 270-го сп и боеприпасы. Тяжело поврежденный корабль выполнил свою боевую задачу, благополучно доставив в Кронштадт 2029 защитников Ханко и 60 орудий.

Зима 1941 года выдалась суровой, полной испытаний для экипажа «Марти». Скованный льдом минзаг был лишен маневра. И хотя «Марти» был замаскирован, в него несколько раз попадали вражеские снаряды. Отражая атаки вражеской авиации, его группа сбила 6 вражеских самолетов. Боевыми наградами награждены 117 матросов, старшин и офицеров.

В послевоенные годы «Марти» продолжали нести службу. В 1948 году корабль Его Величества был в третий раз переименован и стал называться «Ока». Произошло это после публикации в газете «Юманите» статьи Андре Марти с резкой критикой в ​​адрес ВКП(б) и лично И.В. Сталина.

В начале 1950-х корабль-ветеран был выведен из состава боевого флота, разоружен и переоборудован в плавучую казарму. В последний раз корабль служил флоту в 1961 году, когда командование Балтийского флота использовало его в качестве мишени для испытательных стрельб нового ракетного оружия в морской акватории. А то, что осталось после этих расстрелов, было отправлено на металлолом.

Dream-yachts
Добавить комментарий