Установка и центровка фундаментной рамы

После ремонта фундаментная рама монтируется на монтажном стенде цеха или непосредственно на фундаменте корабля. Опорные поверхности полки и верхней горизонтальной плоскости шпангоута должны быть параллельны, фундаментная рама должна лежать заподлицо своей полкой на горизонтальной плоскости судового фундамента или на опорных балках монтажной стойки. Каркас устанавливается с помощью зажимных блоков. В условиях судоремонта за основу обычно берут ось вала. Ремонт валопроводов и судовых гребных винтов.

Для проверки горизонтальности верхней плоскости рамы на монтажной стойке используйте шланговые уровни или натянутые стальные струны. Установка цельного каркаса не вызывает никаких сложностей. В этих случаях на обоих концах рамы устанавливают калиброванные стойки с роликами одинаковой высоты, через которые протягивают две струны диаметром 0,5 мм с нагрузкой по 20 кг с обеих сторон несущих станин рамы. Регулировкой прижимных болтов достигается параллельность верхней плоскости рамы по натянутым струнам.

Сборка и регулировка фундаментной рамы

Рис. 1 Монтаж рамных фундаментов с помощью гидравлических нивелиров: 1 — измерительные головки; 2 — воздушный шланг; 3 — водяной шланг; 4 — бак для воды; 5 — наконечник глубиномера

Для установки и центрирования каркаса фундамента, состоящего из нескольких перекрывающихся частей, проводят три струны, одну по оси симметрии и две по бокам. Положение деталей шпангоута определяют путем измерения расстояний от стрингеров до обрабатываемых плоскостей. Регулировка отдельных деталей осуществляется невыпадающими болтами. Удобно проверять горизонтальность верхней плоскости рамы с помощью гидравлических уровней.

Баллоны устанавливаются на плоскости рамы, соединяются шлангами и заполняются водой, уровень которой устанавливается согласно Акту о сообщающихся сосудах (рис. 1). Измеряя уровень воды в каждом цилиндре относительно плоскости шпангоута микрометрическим винтом, определяют водоизмещение и шпангоут выравнивают с помощью принудительных болтов.

После выравнивания деталей каркаса в горизонтальной плоскости измеряют зазоры между торцевыми поверхностями сверху и снизу. При необходимости подрежьте торцевые поверхности для плотного прилегания. После центрирования рамы по размерам между пластиной и опорным фланцем рамы изготавливают клинья, подгоняют их напильником и циклевкой по месту, и части рамы соединяют между собой болтами.

Сборка и регулировка фундаментной рамы

Рис. Рис. 2. Установка и подгонка фундаментной рамы: а — схема обмера реперами при установке на корабле; б — установка прижимного болта; 1 — сварка; 2 — гайка; 3 — зажимной болт; 4 — футы фундамента

При установке и центровке рамного фундамента на судне нельзя использовать нивелиры из-за раскатки и дифферентовки. По этой причине центрирование шпангоута на корабле осуществляется с помощью тетив и тестовых линеек. Составной каркас удобнее центрировать струнами. В журнале двигателя производитель указывает места установки струн и расстояния от струн до шатуна. Реперными точками, по которым натягиваются струны при установке шпангоута на моторный фундамент судна, служат специальные контрольные листы, изготовленные на заводе и поставляемые вместе с шпангоутом.

Перед натягиванием струн отдельные части сборной рамы машины предварительно устанавливаются по контрольным линейкам. Для точного контроля взаимного расположения деталей каркаса в горизонтальной и вертикальной плоскостях натягивают четыре струны (рис. 2, а). С помощью принудительных болтов детали каркаса устанавливаются в положение, при котором горизонтальная и вертикальная плоскости параллельны соответствующим струнам, то есть смещения деталей каркаса ни в горизонтальной, ни в вертикальной плоскости не будет. Количество невыпадающих болтов должно составлять 50% от количества отверстий в опорном фланце рамы.

Для удобства вращения верхний конец прижимного болта распилен на квадрат под стандартный ключ (рис. 2, б). Диаметры нагнетающих болтов необходимо выбирать так, чтобы зазор между ними и отверстиями в ножках каркаса фундамента был минимальным. После окончательной центровки детали каркаса соединяются монтажными болтами и надежно фиксируются. При прикладывании линейки к верхней плоскости рамки щуп 0,05 мм не должен проходить под линейкой. Плоскость контакта отдельных частей составного каркаса проверяют щупом. Щуп 0,05 мм не должен проходить через стыки торцевых частей рамы.

Монтаж рамы на сферические уплотнения и клиновые уплотнения. Применение самоустанавливающихся сферических и регулируемых клиновых уплотнений позволяет повысить производительность труда и производительность технологического оборудования на 20-30%. Набор сферических насадок состоит из двух дисков, один из которых имеет на границе раздела выпуклую форму, а другой вогнутую. Опорные поверхности обоих дисков плоские. Кроме того, верхний диск имеет специальное буртик, служащий для его зажима в креплении при снятии припуска (рис. 3, а). Сферические поверхности дисков изготовлены на токарном станке с помощью копировального станка. Радиус шарика для прокладок диаметром более 85 мм должен составлять 400 мм.

Сборка и регулировка фундаментной рамы

Рис. 3 Регулируемые прокладки: а — сферическая; б — клин

Благодаря сферическим поверхностям прокладок они легко устанавливаются по наклону опорной плоскости фундамента и рамы машины, не требуется трудоемкая ручная регулировка. При выборе размеров сферических прокладок следует учитывать, что давление от веса двигателя и затяжки болтов не должно превышать 20 МПа. При превышении указанного давления допускается увеличение диаметра прокладок на 10-15 мм, но таким образом, чтобы они не «свисали» с полки фундамента. Допускается свисание полки каркаса с прокладок, но не более 10-15 мм.

При использовании сферических прокладок развал фланцев фундамента или приварных поясов рекомендуется выполнять с уклоном наружу 1:50 или 1:100, чтобы не возникало необходимости в чрезмерно тщательных замерах и точной подгонке прокладок по высоте в процессе снятия припуска с верхней половинки. Шероховатость опорных поверхностей фундамента должна быть Ra=0,63 мкм.

К сферическим уплотнениям предъявляются следующие требования:

  • шероховатость шара должна соответствовать Ra=2,5 мкм, опорных плоских поверхностей Ra=5 мкм;
  • щуп 0,05 мм не должен проходить в сопряжение сферических поверхностей;
  • половинки упаковки должны быть взаимозаменяемыми.

После установки сферических уплотнений зазоры в соединениях проверяют щупом. В местах контакта прокладок с опорными поверхностями щуп 0,05 мм не должен заходить глубже 15 мм, а зазоры до 0,15 мм не должны превышать 35 % от общей окружности прокладки.

Сборка и регулировка фундаментной рамы

Каркас фундамента

Высота сферических прокладок, как и одинарных клиньев, не регулируется. При их установке необходимо точно определить расстояние между опорными фланцами станины машины и фланцем фундамента. Для лучшего контакта прокладок с опорными поверхностями рамы и фундамента рекомендуется делать в них неглубокие канавки, концентричные оси болта. Для предотвращения смещения прокладок при бурении их приваривают между собой и к фундаменту.

Двухслойные регулируемые клинья представляют собой комплект из двух дисков, один из концов которых имеет наклон 1:20. Диаметр верхнего диска обычно на 20 мм меньше диаметра нижнего (рис. 3б). Смещение верхнего диска относительно нижнего на 10 мм изменяет их общую высоту на 0,5 мм. Это дает возможность легко и быстро установить прокладки нужного размера.

Поворачивая один диск относительно другого, вы можете изменить наклон. Максимальный угол наклона 7°40′ достигается за счет поворота клиньев на 180°. Для свободного смещения клиньев отверстия в них делают на 10-15 мм больше диаметра болтов. После установки клиньев их приваривают между собой и к фундаменту, чтобы они не смещались при работе механизма.

Dream-yachts
Добавить комментарий