Адмирал Граф Шпее и его легендарный капитан

1 октября 1932 года в Германии началось строительство так называемых карманных линкоров, одним из которых, и, пожалуй, самым известным, стал линкор Admiral Graf Spee, спущенный на воду в конце июня 1934 года назван в честь командира немецкой эскадры адмирала фон Шпее, погибшего в Первую мировую войну в битве у Фолклендских островов.

Свое название карманное это судно получило из-за некоторых особенностей конструкции и оснащения, связанных с политической обстановкой, сложившейся в то время в мире. По договору, заключенному между Германией и ее противниками в Первой мировой войне, первая не имела права строить корабли водоизмещением более 10 тысяч тонн, что не позволяло ей иметь тяжелые боевые корабли, относящиеся к классу крейсера или линкоры.

Это ограничение официально действовало до прихода Гитлера к власти, но даже после его утверждения фюрером немцы некоторое время боялись явно противоречить существующим международным нормам и поэтому начали строить линкоры с большим количеством вооружения, но при этом время характеризовалось малым водоизмещением, что позволило сделать корабль абсолютно законным при условии, что западные державы закроют глаза на лишние 2000 тонн, которые строители не смогли убрать.

Адмирал Граф Шпее и его легендарный капитан

Немецкий линкор «Адмирал Граф Шпее”

Но надежды немцев оказались полностью оправданными, западные державы предпочитали закрывать глаза на лишние тонны, чем идти на конфликт с формирующимся государством, которое на тот момент могло быть единственным реальным препятствием на пути коммунистической угрозы, которая распространяется по Европе.

Немцы спокойно достроили линкор, сделав его длиной всего 186 метров и шириной 21,65 метра, при максимальной осадке чуть более 7 метров. Тонкая броня также позволила значительно уменьшить вес корабля и довести его до приемлемых норм, броневое покрытие, для обычных линкоров, достигавшее толщины 36 сантиметров, здесь не превышало 15, в некоторых частях измерялось всего несколькими миллиметры. Такая тонкая обшивка делала линкор очень уязвимым для подводных лодок и авиации противника, но в то же время не лишала его каких-либо преимуществ, прежде всего компактности и высокой маневренности.

Учитывая необычность конструкции линкора, немцы возлагали на него очень большие надежды, считая его непобедимым, известие о чем старались распространить как можно шире, стараясь при этом принизить значение английского флота, в составе которого имелись нет кораблей этого типа.

Весной 1936 года корабль прошел первые испытания, где ему предстояло выйти в Атлантический океан и достичь острова Санта-Крус. Учения с участием «Адмирала Графа Шпее» длились 20 дней, и линкор в них не фигурировал под своим именем, внешний вид и оснащение линкора немцы старались держать в секрете, опасаясь, что его вооружение выйдет из строя и кажутся западным шпионам незначительными и не важными и представляют реальную угрозу. В списках кораблей, направленных для участия в учениях, линкор значился как опытный артиллерийский корабль.

По возвращении с учения испытания орудий и оборудования линкора продолжились, осенью того же года корабль участвовал в учебных маневрах, и уже в декабре флагманский вымпел контр-адмирала фон Фишеля, командующего испанской эскадрой, поднялся в воздух над линкором, после чего направился в Испанию, чтобы стать непосредственным участником гражданской войны, где одного из участников поддержал Гитлер.

Адмирал Граф Шпее и его легендарный капитан

Возвращение с учебного линкора «Адмирал Граф Шпее”

В феврале 1937 года линкор вышел из Киля и взял курс к берегам Испании, целых два месяца линкор переходил из одного испанского порта в другой, и уже в начале мая вернулся в Германию, откуда отправился в Англию для участия в международный парад военных кораблей под командованием самого монарха. Этим летом линкор снова появился у берегов Испании, но в конце августа вернулся в Германию. До 1938 года корабль курсировал между Швецией и Испанией, совершая короткие, но необходимые рейсы в Германию. Летом 1938 года линкор совершил короткий поход к берегам Норвегии, а затем принял участие в военном параде под руководством самого Гитлера.

Осенью 1938 года командование линкором принял ветеран Первой мировой войны капитан Ганс Лангсдорф – смелый и вполне порядочный человек, который попросился в командиры корабля, и был не согласен с нацистской политикой гитлеровских прихвостней. У капитана была отличная репутация, он слыл даже среди своих врагов отличным менеджером, и поэтому экипаж встречал его с большими надеждами, которые не замедлили оправдаться, после месяца работы на посту. Капитану, как никому другому, удалось настолько поднять боевой дух экипажа и отточить их боевые навыки, что во время учений команда численностью более 1000 человек функционировала как единое целое.

В начале августа 1939 года капитан получил секретный приказ проследовать в Северное море, а оттуда в Атлантику, исследовать английский и американский морские пути, но ни в коем случае не раскрывать себя. Задание было получено всего за месяц до начала Второй мировой войны, о скором начале которой экипаж линкора даже не подозревал. Путешествие было скорее приятным, чем опасным, на палубе звучали популярные в конце 30-х песни, команда веселилась и отдыхала.

Ганс Лангсдорф взял курс на Северную Атлантику, когда корабль достиг ее уже через три дня, корабль резко повернул на юг и взял курс на британские торговые суда, задача потопления которых была основной секретной миссией линкора. Деятельность «адмирала графа Шпее» должна была оставаться в тайне не только потому, что немцы пытались скрыть его существование, но и потому, что официально война между Великобританией и Германией еще не началась, хотя подготовку к ней никто не скрывал в Третий рейх.

1 сентября Гитлер выступил с обращением к германскому народу, в котором сообщил о вероломном нарушении Польшей границы с аннексированной немцами Австрией, в результате чего немцам пришлось вступить в стычку и начать войну. Капитан «Адмирала Граф Шпее» получил известие о начале Второй мировой войны вместе с приказом о розыске и уничтожении британского торгового флота, неожиданно для Гитлера объявившего войну Германии и защищавшего Польшу.

Адмирал Граф Шпее и его легендарный капитан

1 сентября 1939 года Гитлер выступил с импровизированной речью в Рейхстаге

Линкор действовал в основном у берегов Южной Америки, нападая и уничтожая торговые суда, захватывая их экипажи в условиях военного положения. К концу первого месяца боевых действий отряду удалось обнаружить и потопить торговые суда общим водоизмещением более 50 000 тонн. Великобритания, еще не знавшая о таких потерях, ужаснувшись производимым расчетам, правительство выделило целых 8 военных эскадрилий для захвата неуловимого линкора, корабли которого из-за тщательной маскировки, использованной на немецком корабле, не могли его обнаружить за долго.

Капитан линкора днем ​​маскировал его под обычный крейсер, а ночью шел в полной темноте и с помощью небольшого гидросамолета находил своих жертв.

Лишь чудом линкор был найден, в ночь на 6 декабря капитан Лангсдорф приказал команде провести внештатные учения с использованием сигнальных огней, которые не полностью контролировались экипажем. В темную ночь корабль был хорошо освещен и виден издалека, так что проходивший мимо небольшой норвежский корабль тотчас увидел и узнал его, и известил об обнаружении ближайший английский военный корабль.

Рано утром британские боевые корабли обнаружили цель, адмиралу Графу Шпее было некуда бежать, к тому же капитан допустил еще одну непростительную ошибку — подпустил англичан слишком близко, хотя сам этого сделать не мог, его орудия смогли поразить цели, расположенные на расстоянии 22 километра, в то время как британская артиллерия не могла похвастаться такой дальностью. Отойдя на максимально необходимое для выстрела расстояние, линкор мог легко уничтожить большую часть английской эскадры и покинуть поле боя, не получив ни единого повреждения, но именно этого он почему-то не сделал.

Бой продолжался недолго, бронебойным снарядам немецкого корабля очень скоро удалось вывести английский флагман из-под Трои, но сам он получил значительные повреждения, поэтому был вынужден искать укрытия в ближайшем глубоководном порту. Одним из таких портов оказался уругвайский порт Монтевидео, где капитан немецкого корабля надеялся отсидеться и получить необходимые средства на ремонт. Британцы в порт не заходили, не желая нарушать территориальные воды нейтрального государства. В Уругвае капитан Лангсдорф надеялся найти поддержку, но был встречен требованием покинуть порт в ближайшие 4 дня, за это время он не успел бы произвести какой-либо ремонт. Уругвай придерживался нейтральной позиции, но все же не хотел ссориться с Великобританией, от которой находился в экономической зависимости.

17 декабря 1939 года капитан линкора принял единственно правильное в сложившейся ситуации решение – приказал похоронить погибших и выйти в море, позаботившись о загрузке в трюм линкора большого количества тротила. Как только корабль достиг выхода из бухты, за которым его поджидали англичане, раздался оглушительный взрыв. Капитан взорвал свой корабль, сам с командой переправился на берег и заблудился среди немецких поселенцев в Уругвае.

Потом его обвинили в трусости и измене, не выдержав чего, покончил жизнь самоубийством.
На сегодняшний день останки «Адмирала Графа Шпее» признаны национальным достоянием Уругвая, они тщательно охраняются и демонстрируются желающим в качестве музейного экспоната.

Рекомендуемое чтение:

Линкор Бисмарк

Крушение «Лаконии» — благородный поступок немецкого капитана

Dream-yachts
Добавить комментарий