Анализ характерной аварии крупнотоннажного танкера в открытом море

Столкновение теплохода «Новороссийск Партизан» и американской баржи «Интермак-600» в Северном море можно рассматривать как типичную аварию крупнотоннажного танкера в открытом море. 13 марта 1978 года танкер «Новороссийский партизан» с 35 тысячами тонн сырой нефти следовал по Северному морю из порта Вентспилс в порт Антверпен. В 00:00 14 марта вахту принял второй помощник капитана. Курс корабля составлял коррекцию гирокомпаса 213° (+7°) (рис. 1), скорость 16 узлов, сила ветра ЮЮЗ 5, волнение моря 3–4, видимость ок. 7–8 миль. Корабль управлялся автопилотом и автопилотом.

Анализ типичной аварии крупнотоннажного танкера в открытом море

Рис. 1 План столкновения теплохода «Новороссийский партизан» с баржей «Интермак-600»

В 01:13 вахтенный командир дал команду перевести машину в маневренный режим в связи с кратковременными осадками и ухудшением видимости до ок. 5 миль. Примерно в 01:30 вахтенный офицер визуально обнаружил скопление оранжевых огней слева от носа.

В 01:41 был взят пеленг на огни (GKP=193°). Не предпринимая никаких попыток определить элементы движения обнаруженного объекта и даже его удаленность от РЛС, второй помощник вахтенного поручил матросу наблюдать за огнями и периодически пеленговать их.

В 01:45 ОКП для света было 195°, в 01:48 — 197°. В 01:48 матрос обнаружил белый свет над оранжевыми огнями и зеленый свет под ним, о чем он немедленно сообщил второму помощнику. Дав команду матросу перейти на ручное управление, второй помощник не предпринял никаких действий на переходе самостоятельно и не сообщил капитану о наличии встречного судна, полагая, что изменение пеленга было достаточным для четкого проходить.

В 01:56 наблюдатели обнаружили в непосредственной близости слева на курсовом угле ок. 6° зеленый бортовой огонь, принадлежащий барже «Иитермак-600», буксируемой впереди стоящим судном — буксиром «Капитан Энди» под парусом ИК-300º. Отданная в этот момент команда «оставить борт» не позволила избежать
столкновение после левого поворота. После удара носом по барже танкер двигался переменными курсами в течение 7-8 минут без торможения.

В 02:03 вахтенный офицер доложил капитану о случившемся. В 02:11 судно выходит на обратный курс для выяснения последствий столкновения и, при необходимости, оказания соответствующей помощи другому судну.

В 03:10 к корме танкера подошел буксир «Капитан Энди», из переговоров с которым было установлено, что танкер столкнулся с баржей «Интермак-600», которую буксировал буксир «Капитан Энди». Танкер и баржа получили значительные повреждения. После выгрузки в порту Антверпен танкер «Новороссийск, Партизан» был поставлен в аварийный ремонт, затраты на который составили свыше 400 тыс инв. Р. Характерным для этой аварии является сочетание грубых ошибок и нарушений в действиях штурманов обоих судов в процессе прохождения и низкой организации вахтенной службы.

Анализ типичной аварии крупнотоннажного танкера в открытом море

Теплоход Новороссийск Партизан

По материалам обследования установлено:

  • на судне «Новороссийск Партизан» надлежащего визуального и слухового контроля, а также контроля всеми доступными средствами (Правило 5 МППСС-72) не проводилось. При ухудшении видимости наблюдательный пост не выставлялся, капитану об ухудшении видимости и обнаружении приближающегося судна не сообщалось, радиолокационное наблюдение не велось;
  • недооценил риск столкновения при незначительном изменении пеленга (правило 7 МППСС);
  • не использовалась РЛС для определения элементов движения цели и наличия буксируемого объекта (положение 7 МППСС);
  • судно, идущее по пересекающемуся курсу, приближается на близкое расстояние и не принимает никаких мер во избежание столкновения (правило 17);
  • звуковые и световые сигналы не использовались (правило 34).

Эти основные нарушения МППСС-72 свидетельствуют о плохой организации штурманской службы на танкере, несоблюдении многих требований устава службы на кораблях МЧС СССР и НШС-77.

На буксире «Капитан Энди»:

  • не было надлежащего надзора (Правило 5);
  • буксируемый объект не освещен должным образом (Правила 22 и 24);
  • не предприняты действия по привлечению внимания встречного судна (правило 36);
  • было нарушено правило 15, согласно которому буксир «Капитан. Энди» пришлось уступить дорогу танкеру «Новороссийский Партизан»;
  • не принимались заблаговременные меры по устранению угрозы столкновения (Правило 7).

Поломка буксира «Капитан Энди» также свидетельствует о низкой организации навигационной службы, которой следует уделять особое внимание при буксировке.

Рекомендуемое чтение:
Функции руководства судов в случае отклонения от других судов
Выбор пути навигации

Dream-yachts
Добавить комментарий