Атомные подводные лодки СССР

После Второй мировой войны началась холодная война между социалистическими и капиталистическими странами. Именно в то время главной задачей высшего советского руководства было стратегическое наращивание военного потенциала. В этом материале вы найдете интересную информацию об атомных подводных лодках СССР, их создании, характеристиках и эксплуатации.

На этом фоне проектирование и создание атомных подводных лодок выглядело весьма перспективно, ведь одна подводная лодка, «нагруженная» ядерными боеголовками, могла уничтожить целое небольшое государство. За весь период его существования в Советском Союзе было создано всего 243 атомохода.

Самая крупная спроектированная и построенная подводная лодка, основным топливом которой является атомная энергия — «Акула» (проект 941). Он имел подводное водоизмещение 48 000 тонн.

Самая глубоководная подводная лодка — атомный ледокол «Плавник» (проект 685). Он мог без последствий погрузиться на глубину 1200 м.

Самая быстроходная подводная лодка за все время существования Советского Союза — подводная лодка «Анчар» (проект 661). Она могла развивать скорость до 45 узлов, что в то время считалось феноменальным результатом. Самая маневренная советская подводная лодка — 705 К «Лира».

Атомный реактор подводной лодки

В сентябре 1952 года начались работы по разработке и созданию первой в Советском Союзе атомной подводной лодки. Специально для этих целей был основан Научно-исследовательский и проектный институт энергетики им. Н.А. Доллежаля (НИИ № 8, г. Курчатов). Главной задачей этого института было создание атомной электростанции.

Успешный пуск первого советского реактора состоялся в Обнинске в 1956 году. Тогда он имел официальное название — стенд 27/ВМ.

Таблица проектируемых и строящихся типов ядерных реакторов и их тепловой мощности
Тип ядерного реактораМощность, МВт
ВМ-4СГ90
ВМ-4С90
ВМ-4Б90
WC-4A72
WC-4-189,2
WC-490
WC-А70

Ядерные реакторы серии ВМ были созданы на базе ядерных установок, работающих на тепловых нейтронах. Эти нейтроны были размещены на кораблях с ядерными двигателями. В качестве ядерного топлива использовался высокообогащенный диоксид урана. Более того, этот диоксид был обогащен изотопом 235.

Ядерные реакторы первой серии типа ВМ-А успешно применялись на первых атомоходах СССР, в частности на АПЛ «Кит». Атомная подводная лодка «Кит» получила кодовое название «Проект 627». Ядерные реакторы типа ВМ-А относились к самому первому поколению, ВМ-4 ко второму.

История атомных подводных лодок СССР

История развития советских атомоходов насчитывает более 30 лет, от первого до четвертого поколения. За это время атомные подводные лодки стали едва ли не самым важным оружием массового поражения в стране. История атомных подводных лодок Российской Федерации неразрывно связана с Советским Союзом. Ведь все технические разработки в этом направлении, которые были сделаны в СССР, в полной мере нашли свое применение в российском флоте.

Поколения АПЛ

Отсчет поколений атомных подводных лодок начался с окончанием Второй мировой войны, когда в рамках «холодной войны» активно началась гонка вооружений между СССР и США. Вторая мировая война показала всему миру, насколько эффективным может быть этот класс техники.

Первое поколение

Первое поколение атомоходов охватывает период с 1945 по 1960 годы. Этот период характеризуется тем, что в то время в основном использовались технологии, разработанные в годы войны, особенно Советским Союзом, Германией и США. Подводные лодки того периода оснащались технически несовершенными силовыми установками, крайне неустойчивыми и небезопасными в эксплуатации. Срок эксплуатации ядерного реактора между перезарядками не превышал 5 лет.

Развитие подлодок СССР в первом поколении

Советские подводные лодки первого поколения изначально делались для серийного производства, в отличие от США. Они были вооружены крылатыми и баллистическими ракетами, а также торпедами. В большинстве своем все подводные лодки того периода включали в себя два атомных реактора вместе с турбинами.

Атомные подводные лодки из СССР

Атомная подводная лодка проекта 627А
Источник: wikipedia.org

Это обстоятельство, с одной стороны, повышало скорость и надежность кораблей, а с другой — увеличивало шумность. Основным недостатком ядерных реакторов первого поколения подводных лодок является большая протяженность трубопроводов первого контура, из-за чего часто возникали течи, а это приводило к загрязнению и аварии на подводной лодке. Электроэнергетическая система корабля первого поколения была выполнена на постоянном токе.

Советские корабли первого поколения в силу своих проектно-технических характеристик имели гораздо больший запас плавучести, чем американские корабли того же периода. Благодаря этому обстоятельству атомоходы СССР могли оставаться на плаву даже при затоплении двух отсеков. Примеры советских кораблей первого поколения: подводные лодки проектов 627, 627А и 659.

США в первом поколении

Первыми серийными атомными подводными лодками США стали лодки Skate. Они были созданы в 1957-1959 годах. Американские подводные лодки первого поколения отличались наличием на них ядерного реактора и наличием на них двух валопроводов.

В энергетических и электрических системах использовался переменный ток, который производился от автономных турбогенераторов, установленных на атомных подводных лодках.

Второе поколение

Второе поколение охватывает период 1960-1975 гг. Технический и научный прогресс позволил подводным лодкам второго поколения стать полностью автономными и подводными. Несколько месяцев атомоходы могли пролежать под водой.

Развитие гидроакустики в 1960-х годах привело к тому, что носовая часть подводных лодок стала более вытянутой. Кормовые торпедные аппараты ушли в прошлое, с тех пор появились самонаводящиеся торпеды.

СССР, второе поколение

Проектированием подводных лодок этого поколения занимались ленинградское ЦКБ-16 и горьковское СКБ-112. Ядерные реакторы второго поколения в основном были водоохлаждаемыми. Их мощность не превышала 90 МВт. Срок зарядки до 8 лет.

Применение новых парогенераторов подводных лодок, которые уже начали выпускаться в виде блочного агрегата, позволило значительно сократить длину первого контура, а также повысило безопасность и надежность энергоустановок, работающих на АЭС топливо. Примеры подводных лодок СССР второго поколения: атомоходы «Навага» (проект 667 А) и «Мурена» (проект 667 Б).

США, второе поколение

В этот период США наконец приступили к серийному и серийному выпуску атомных подводных лодок, чего не наблюдалось в первом поколении. В основном выпускались многоцелевые атомные подводные лодки и катера с баллистическими ракетами. Пример многоцелевой лодки: АПЛ «Молотилка/Пермит».

Третье поколение АПЛ

Разработка подводных лодок третьего поколения началась в 1980-х годах. Атомоходы этого поколения отличались от предыдущего большим водоизмещением, а также лучшей обитаемостью и вооружением.

На подводных лодках третьего поколения впервые стали применяться специализированные средства радиоэлектронной борьбы. Советские атомоходы того времени характеризовались тем, что в качестве основного материала для производства лодок использовался титан.

Четвертое поколение атомоходов

Подводные лодки четвертого поколения на 2021 год — самые современные АПЛ. Основным техническим отличием атомоходов от предыдущего поколения является использование реактивных двигателей и широкое применение в конструкции различных звукопоглощающих покрытий нового типа. Благодаря этому современные АПЛ стали намного тише, и обнаружить их в открытом море стало сложнее.

Первая атомная подводная лодка СССР

Катер К-3 (проект 627) стал первым атомоходом Советского Союза. Он был оборудован двумя водо-водяными реакторами мощностью 70 МВт. В 1957 году подводная лодка была спущена на воду для опытного плавания и погружения. В 1958 году окончательно закрепилась в составе ВМФ СССР.

Экипаж и оснащение АПЛ

Все АПЛ Верхней АПЛ Советского Союза и Российской Федерации по оснащению можно разделить на следующие типы:

  • Спец. Назначение.

В основном они предназначены для изучения новых систем радиосвязи. Пример: атомоход модели 658С с реактором ВМ-А мощностью 70 МВт. Генеральный конструктор проекта — С.Н. Ковалев.

  • С баллистическими ракетами.

Этот тип подводных лодок также известен как стратегическая ракетная подводная лодка или атомная подводная лодка с баллистическими ракетами. Пример: атомный ледокол 941 «Акула» с двумя ядерными реакторами типа ОК-650 ВВ, каждый из которых имеет мощность 190 МВт.

  • Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами.

Пример: атомоход пр. 661 «Анчар», в состав которого входят два ядерных реактора В-5Р мощностью по 177,4 МВт каждый. Главный конструктор Н. Н. Исанин.

  • Многоцелевой атомный торпедный корабль. Пример: ПЛ 671 РТ «Семга», в состав которой входят два ядерных реактора модели ВМ-4П. Генеральный конструктор проекта — Г.Н. Чернышев.

Экипаж средней атомной подводной лодки насчитывал около 100 моряков. Требовались следующие должности:

  • Командир подводной лодки;
  • Старший помощник командира АПЛ;
  • Заместитель командира АПЛ по политическим вопросам;
  • Старший помощник начальника боевого управления;
  • Менеджер группы по гидроакустике;
  • Начальник турбинной группы.

Стратегические АПЛ СССР

Наиболее стратегически важными в советском флоте были атомоходы, в том числе баллистические ракеты. Первая атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) была спроектирована и построена с единственной целью: наносить ракетно-ядерные удары по условному противнику.

Атомные подводные лодки из СССР

Атомная подводная лодка проекта 658 — Хиросима
Источник: wikipedia.org

Основным преимуществом ПЛАРБ перед альтернативным ядерным оружием является высокая мобильность, живучесть, простота внутреннего устройства подлодки и малозаметность. Другое название ПЛАРБ в Советском Союзе и Российской Федерации — ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ПЛАРБ).

Строительство первой ПЛАРБ началось в 1958 г., а уже в 1960 г этот атомоход (проект 658) вошел в ее полноценный морской патруль. Впоследствии эта лодка получила большое техническое развитие.

Массовое проектирование и создание ПЛАРБ в СССР началось в конце 1950-х годов. Эти атомоходы строились сумасшедшими темпами в то время.

Затонувшие атомные подводные лодки

К сожалению, история СССР и РФ помнит крупнейшие морские катастрофы в виде затонувших атомоходов. Рассмотрим два самых известных из них.

АПЛ К-278 «Комсомолец»

Эта лодка затонула в 1989 году в Норвежском море. Непосредственно перед катастрофой подлодка шла на глубине 375 метров со скоростью 8 узлов. Подводная лодка погибла из-за пожара. Во время плавания неожиданно для всего экипажа в корпусе корабля в двух смежных герметичных отсеках возник пожар.

Будет интересно: Балтийский флот

Из-за пожара были выведены из строя системы главного балласта, в результате чего забортной водой начали затапливать все отсеки атомохода. Итог трагедии – утонули 42 моряка, некоторые из них умерли от переохлаждения.

Советская АПЛ К-8

В 1970 году, 12 апреля, лодка находилась на боевом задании в Средиземном море. У нее была главная задача — указать на насмешливому противнику наличие подводных военных сил.

Когда атомоход достиг Бискайского залива в Атлантическом океане, на его борту вспыхнул массовый пожар. В результате этого инцидента атомная подводная лодка потеряла плавучесть.

Подлодка затонула на глубине 4700 м в 500 км от побережья Испании. Благодаря героическим действиям боевого расчета удалось избежать крупнейшей морской катастрофы в мире: моряки заглушили ядерные реакторы.

Российская субмарина «Курск»

Подводный крейсер К-141 «Курск» спроектирован Севмашем. В 1994 году эта АПЛ вышла в свой первый самостоятельный поход.

Подлодка затонула на глубине 108 м. Трагедия случилась прямо во время военно-морских учений в Баренцевом море, недалеко от Норвегии.

Атомные подводные лодки из СССР

Часть АПЛ «Курск», как деталь памятника в Мурманске
Источник: Wiki2.org

В то время на борту находились 118 человек, все погибли. В хвостовую часть корабля во время катастрофы успели попасть более двадцати человек, но они все равно умерли на следующий день от удушья.

Dream-yachts
Добавить комментарий