Архитектура буксирного судна, морского и речного плавания

Буксирные суда — это широкая и разнообразная категория морских и речных судов. Архитектура буксирного судна разрабатывается с учетом основных требований, вытекающих из его функционального назначения, практичного расположения судового поста управления, буксирно-сцепных и швартовных устройств и, конечно же, с учетом создания благоприятных условий для работы и отдыха экипажа. При этом должно быть достигнуто выразительное композиционное и эстетическое решение внешнего вида и интерьера.

Эти требования отражены в Правилах Регистра и Речного Регистра, правилах безопасности и санитарных правилах. На выполнение этих требований направлены усилия конструкторов и судостроителей, создающих проект нового буксира.

Архитектура буксира, морское и речное судоходство

Буксир Falcon, Средиземное море, Критское море, Крит
Источник: Fleetphoto.ru

Внешние формы буксира, в отличие от простейших утилитарных форм, использовавшихся ранее, формируются с учетом технической эстетики, производственных возможностей конструкций и их назначения. Их выбирают одновременно с проектированием общей компоновки в результате прорисовки различных вариантов и выполнения творческих композиционных схем судна.

Внешний вид основан на линии палубы и фальшборта. Линии других палуб — горизонтальные или повторяющие кривизну линий основной палубы — также должны быть четко определены, чтобы подчеркнуть основное назначение буксира.

Для буксиров с разделочной палубой минимальную высоту надводного борта целесообразно смещать в корму от миделя. Это придает бортовой линии некую элегантность и улучшает мореходные качества. Не меньшее внимание уделяется выбору высоты, длины и формы надстройки. Для морских буксиров с низкой надстройкой и удлиненным баком композитные решения могут быть найдены без особых затруднений (см рис. 5, 6 и 7). То же самое можно сказать о портовых и речных буксирах и толкачах, которые имеют относительно низкую рулевую рубку (см рис. 1, 3, 5 и 6). Здесь вполне можно удовлетворить требованиям корабельной эстетики: выявить черты, присущие кораблю — движущемуся объекту.

Архитектура буксира, морское и речное судоходство

Буксир Doxa, Ионическое море, остров Корфу
Источник: Fleetphoto.ru

Другое дело с подруливающими устройствами значительной мощности, где рубка расположена на втором и даже на третьем уровне надстройки (см рис. 7 и 8). В таких случаях визуально уменьшить высоту надстройки очень сложно или даже невозможно. Попытки использовать различные декоративные приемы не эффективны. Если раньше при значительной команде можно было улучшить внешний вид таких кораблей за счет удлинения второго, а иногда и третьего уровня надстройки, то теперь за счет комплексной автоматизации силовых установок и работы экипажей совмещением профессий , значительно уменьшилось количество людей и уменьшилась потребность в помещениях.

Макетирование очень помогает при проектировании внешнего вида и общего устройства буксира. Использование прототипирования ускоряет процесс проектирования на всех этапах. Креативная композиционная модель (или серия моделей — последовательных подходов) позволяет в короткие сроки и без значительных затрат получить необходимые ракурсы судна с любой точки, чтобы найти наилучшее решение экстерьера.

Сложная задача согласования надстройки с корпусом, выбора высоты, положения и формы дымовых труб — очень важного элемента общего облика судна — также решается только в результате макетирования. Неправильно подобранная труба может испортить внешний вид буксира, как бы хорошо он ни был спроектирован.

Архитектура буксира, морское и речное судоходство

Буксир Svitzer Alma, Ла-Манш
Источник: Fleetphoto.ru

На буксирах-толкачах и буксирах-толкачах с двумя и тремя двигателями устанавливаются две и три дымовые трубы, что позволяет, не ухудшая, а даже улучшая экстерьер, допускать снятие двигателей без перемещения их по ширине судна.

Рекомендуем прочитать: Уход за корабельными помещениями

Общая конструкция помещений для буксиров имеет как общие, так и частные решения, характерные для определенного типа судов. Поэтому невозможно регламентировать единую общую локализацию как типовую для всех буксиров.

Выбор того или иного варианта общей конструкции буксира во многом определяется расположением машинного отделения и его размерами. Машинное отделение занимает от 21 до 53 % расчетной длины винтовых лодок. Для портовых самосвалов эта величина составляет примерно 43%, для буксиров в порту и на море — 28-32%.

Машинное отделение (МО) рейдовых речных буксиров и буксиров-толкачей занимает 29-36 % расчетной длины судна, у линейных буксиров-толкачей — 30-40 % и у дунайских, отличающихся удлиненным корпусом — 25-28%.

Архитектура буксира, морское и речное судоходство

Буксир Усиба, Атлантический океан
Источник: Fleetphoto.ru

Анализ размещения оборудования в машинных отделениях строящихся судов показывает, что механическое и другое оборудование размещается в указанных выше длинах (МО) с обеспечением необходимых проходов и площадок для проведения ремонтно-профилактических работ.

Каюты для экипажа обычно располагаются в носовой части, где меньше шума от двигателей и гребных винтов. В последнее время в связи с уменьшением экипажа принимаются меры по размещению всех кают на палубе. Однако это решение не всегда можно использовать для буксиров с менее развитой надстройкой.

Топливные баки и раббердам обычно располагаются между жилым помещением и машинным отделением. Это способствует снижению шума в каютах и ​​обеспечивает благоприятный дифферент судна по мере расхода топлива.

За машинным отделением, если оно имеет ограниченную длину, располагаются различные кладовые (провизии, запасных частей и т д.). На некоторых морских и океанских спасательных буксирах предусмотрен грузовой отсек, а на дунайских буксирах-толкачах есть второй топливный бак, коффердам, каюты экипажа и запасные части. Задняя часть обычно используется для размещения рулевого оборудования.

Архитектура буксира, морское и речное судоходство

Буксирный редут, река Темза
Источник: Fleetphoto.ru

В надстройке расположены жилые, общественные, служебные, хозяйственные, санитарно-технические помещения с сушильными машинами, обслуживающий блок с кладовыми для сухого и влажного инвентаря, кладовая различного назначения. Несмотря на ограниченные габариты надстроек, необходимо сохранить блочную планировку помещений, предусмотреть удобные, по возможности, закрытые проходы членов экипажа к их рабочим местам, в том числе в рубку. Следует предусмотреть помещения для установки вентиляторов, противопожарного оборудования, ограждений распределительных щитов, воздуховодов и воздуховодов, а также обзор электрической сети.

Перед проектированием генеральной схемы рекомендуется подготовить перечень всех необходимых помещений на буксире с указанием площадей, требуемых нормами реестра, санитарными нормами и опытом эксплуатации буксиров.

Командный состав на буксирах и особенно на буксирах-толкачах и толкачах размещается на верхней палубе или в других ярусах надстройки. Отмеченное ранее расположение помещений палубной и машинной бригад по разным бортам в связи с автоматизацией управления буксирами и совмещением занятий уже не используется. На крупных буксирах блокпост капитана и механика должен состоять из кабинета, спальни и санузла. При размещении других кают по углам надстройки окна в них следует делать с бортов, а не только сзади, в зависимости от расположения оборудования в каютах и ​​внешнего вида судна. Боковые окна необходимы для того, чтобы каждый член экипажа мог видеть обстановку за бортом.

Архитектура буксира, морское и речное судоходство

Буксир РБ-57, р. Большая Нева
Источник: Fleetphoto.ru

Камбуз, столовая и гардероб (при наличии) расположены на одной палубе. Ввиду ограниченности площади в здании целесообразно размещать кладовые основного склада. Камбуз должен иметь хорошее естественное освещение.

Рулевая рубка является основным постом управления кораблем. Его роль возросла с внедрением автоматики управления силовой установкой и судном в целом. В отличие от транспортных судов рубки буксиров значительно меньше и относительно более насыщены.

Из кабины должен быть обеспечен круговой обзор, не загораживаемый какими-либо предметами, за исключением стен между окнами. На многих морских буксирах штурманская рубка мешает обзору. Обе каюты рекомендуется объединить в одну или разместить рулевую рубку на 1,0–1,2 м выше штурманской рубки, это позволит установить окна вдоль всей кормовой стенки.

Для нормальной видимости ночью носовая и кормовая стенки рубки должны иметь наклон наружу; на опрокидывающихся лодках для обеспечения обзора вверх делаются дополнительные окна, заваленные внутрь (см рис. 3).

Архитектура буксира, морское и речное судоходство

Опыт буксира, Северное море, Нидерланды
Источник: Fleetphoto.ru

Радиорубка или диспетчерская расположена на уровне ниже рулевой рубки. Как правило, на одной палубе с ними находятся агрегат, батарея и рубка радиста. На малых буксирах и буксирах-толкачах радиоаппаратура для передачи связи размещается в рубке.

При проектировании буксиров всех типов особое внимание уделяется созданию нормальной обитаемости для личного состава, которому придается комплекс мер по снижению вибрации, структурного и воздушного шума. Жилые помещения располагаются максимально удаленно от машинного отделения, принимаются меры по исключению передачи структурного шума в результате установки звукопоглотителей, плавающих полов и обшивки бортов, установки вспомогательных и главных двигателей на балочных фундаментах и амортизаторы, крепление подвесов дымохода с мягкими прокладками и т.д.

При разработке чертежей общего расположения буксиров и толкачей предусматриваются площади и объемы, а также оборудование жилых, санитарно-бытовых помещений и обслуживающего узла, отвечающее требованиям санитарного надзора. Ширина коридоров на палубе и в помещениях, размеры зон обслуживания палуб и других механизмов должны соответствовать нормам регистра и требованиям правил охраны труда.

Dream-yachts
Добавить комментарий