Что такое общая авария
Термин «несчастный случай» в морском праве относится к ситуации, когда требуется пожертвовать частью груза или судового оборудования для спасения самого судна или груза. Полученные убытки, вызванные такой аварией, распределяются между судовладельцем и всеми грузовладельцами. Здесь уже неважно, чьей ношей пришлось пожертвовать. Все убытки и ущерб, возникшие в результате несчастного случая, застрахованы. Страхование оформляется в соответствии с международными правилами осуществления страхования грузов.
Как можно определить, что общая авария наступила в конкретном случае? Для такой идентификации необходимо, чтобы убытки и расходы были: умышленными; чрезвычайная ситуация; разумный; для спасения корабля или груза.
Корабль сел на мель
Какие бывают виды общей аварии? Отдельный:
- выброс груза за борт на судне;
- умышленная посадка судна на мель;
- потушить огонь;
- перемещение корабля;
- заход судна в укрытие;
- судоремонт (временный);
- судоремонт (постоянный);
- задержание судна для обеспечения безопасности;
- спасательные работы судна с грузом;
- определение непригодности судна к дальнейшему плаванию;
- меры, принимаемые для уменьшения или предотвращения ущерба окружающей среде;
- повреждение или уничтожение груза.
Эти события довольно редки в наши дни. Сейчас все чаще прибегают к услугам спасателей или решают вызвать пристанище. Эти меры стали возможны благодаря расширению портовой сети и созданию во многих государствах специальных спасательных служб. Важнейшим международно-правовым документом, регулирующим действия в случае общего несчастного случая, являются Йорк-Антверпенские правила.
В 19 веке была предпринята первая попытка урегулировать правила, которым необходимо следовать в случае общей аварии. В 1860 году в Гааге состоялась международная конференция. Четыре года спустя в Йорке состоялось принятие Йоркских правил общей аварии. Эти правила были пересмотрены в 1877 г на конференции в Антверпене, а в 1890 г в Йорке были сделаны уточнения. Именно этим двум городам правила обязаны своим названием, правила Йорк-Антверпен.
Порт Антверпена
В XX веке эти правила не раз переписывались: поправки принимались в 1924 и 1950 годах. Позднее добавлялись поправки в 1974 и 1994 годах. В целом морское право делит убытки, возникающие в море по тем или иным причинам, на два вида: частные и общие несчастные случаи. В первом случае подразумевается случайное повреждение, которое было нанесено судну или грузу.
Правовые последствия для обоих видов несчастных случаев также различны: в случае частного несчастного случая возмещение убытков берет на себя либо пострадавшая сторона, либо лицо, причинившее вред. В случае общей аварии несколько иначе: расходы распределяются между всеми участниками пропорционально цене судна и груза. Убытки будут распределяться даже в том случае, если вина третьей стороны или только одной стороны договора.
Статья по теме: Международное морское право