Аварийные мероприятия и предотвращение чрезвычайных ситуаций на газовозах

Статистические исследования показывают, что большинство аварий на морском флоте (более 75%) происходит по вине человека. Это нарушения технологического процесса, пренебрежение правилами техники безопасности, ошибки в процессе принятия решений и т.д.и т.п.

Но если экипаж выработает определенную стереотипность поведения в экстремальных ситуациях, четко определит свои действия, многих аварийных ситуаций можно будет избежать или минимизировать последствия таких ситуаций. Планирование непредвиденных обстоятельств для экипажа в первую очередь предназначено для обеспечения того, чтобы экипаж корабля был готов к эффективным действиям в чрезвычайных ситуациях. Основная цель аварийных планов — дать экипажу четкие инструкции о том, какие меры следует принимать в аварийных ситуациях или при возможных аварийных ситуациях.

Другой целью такого планирования является обеспечение своевременности и адекватности действий экипажа с учетом масштаба и характера происшествия, предотвращение угрозы или опасного развития ситуации.

Основной целью предупреждения чрезвычайных ситуаций и обеспечения готовности к действиям в таких ситуациях должно быть создание и внедрение эффективной и действенной системы, которая позволит минимизировать риск для жизни людей, морской среды и имущества. Важнейшей частью аварийного планирования (рис. 1) является подготовка и обучение экипажа действиям в аварийных ситуациях с целью выработки у людей уверенности в себе и действиях в таких ситуациях.

Аварийные мероприятия и предупреждение аварийных ситуаций на газовозах

Рис. 1 Структурная система планирования на случай непредвиденных обстоятельств

Обучение и подготовка экипажа должны проводиться через регулярные промежутки времени. Должна быть обеспечена регистрация всех тренировок и учений, проводимых на борту. В подготовке экипажа к действиям в аварийных ситуациях выделяют семь основных направлений:

  • огонь;
  • повреждение сосуда;
  • загрязнение окружающей среды;
  • угроза безопасности судна и его экипажа (пиратство, терроризм);
  • аварии с участием судового персонала;
  • события загрузки;
  • экстренная помощь другим кораблям.

Подавляющее большинство аварийных ситуаций, которые могут возникнуть на борту судна, подпадают под вышеприведенную классификацию. Например, «Повреждение корабля» можно разделить на другие типы ситуаций, которые могут потребовать дополнительных мер:

  • столкновение;
  • заземление;
  • штормовое повреждение;
  • повреждения корпуса и конструкций и т.д.

Во всех случаях приоритет должен отдаваться действиям, направленным на защиту жизни людей, окружающей среды и имущества. Такие действия называются первоначальными действиями, которые являются общими для всех судов, независимо от типа судна и перевозимого на них груза, и эти действия должны полностью учитываться при разработке процедур, связанных с последующими действиями (рис. 2).

Аварийные мероприятия и предупреждение аварийных ситуаций на газовозах

Рис. 2 План на случай непредвиденных обстоятельств

В планах также должен быть указан порядок уведомления сухопутных властей о чрезвычайной ситуации на борту с учетом интересов:

  • судно;
  • прибрежное государство;
  • гавань.

Международная конвенция по спасению человеческой жизни на море (СОЛАС-74) содержит минимальный перечень предупреждений и учений, которые должны проводиться на борту судна. При подготовке плана действий в чрезвычайных ситуациях и плана аварийно-предупредительной сигнализации и учений следует учитывать как международные требования, так и национальные требования, а также требования судовладельца.

При планировании действий экипажа в экстремальных ситуациях необходимо учитывать особенности конструкции и характеристики корабля, расположение средств пожаротушения, степень готовности офицерского состава и классификацию. План действий в чрезвычайных ситуациях на борту должен быть реалистичным, практичным и простым в исполнении.

Аварийный план составлен с учетом международных и национальных требований. В первую очередь должны быть указаны все виды сигнализации, применяемые на судне, места сбора экипажа или аварийно-спасательных формирований в случае тревоги, места подачи сигнала тревоги каждому члену экипажа и краткое описание его действий по каждому виду аварийной сигнализации тревога.

Минимальный обязательный список задач, которые должны быть указаны в расписании, выглядит следующим образом:

  • закрытие водонепроницаемых переборок и дверей, промывочных клапанов, иллюминаторов, световых люков и других подобных отверстий на судне;
  • пополнение запасов в спасательных шлюпках;
  • подготовка и запуск спасательных средств;
  • общая подготовка спасательных средств;
  • сборка экипажа;
  • использование средств связи;
  • комплектование аварийных отрядов для тушения пожаров;
  • специальные задачи, связанные с применением противопожарных средств и систем.

В аварийном плане должны быть указаны должностные лица, ответственные за обеспечение того, чтобы пожарно-спасательное оборудование содержалось в порядке и было готово к немедленному использованию. Также необходимо назначить заместителей лиц, участвующих в наиболее ответственных операциях, которые могут быть выведены из строя, имея в виду, что разные аварийные ситуации могут потребовать различных действий.

Список по тревоге должен быть составлен до того, как судно выйдет в море. В случае изменений в составе экипажа немедленно должно быть внесено изменение в штатное расписание судна. Форма списка лиц по тревогам, используемая на судах, обычно является стандартной и зависит от того, под каким флагом плавает судно.

Рассмотрим основные виды аварийного планирования.

Организация борьбы с пожарами

«Учения по тушению пожара должны проводиться таким образом, чтобы должным образом учитывалась закономерность их поведения в различных аварийных ситуациях, которые могут возникнуть в зависимости от типа судна и груза…» — СОЛАС 74\95.

Каждая противопожарная тренировка должна включать:

  • прибытие на сборный пункт и подготовка к выполнению задач согласно аварийному плану;
  • запустить пожарный насос как минимум с 2-мя бочками;
  • управление пожарными и другой спасательной техникой;
  • проверка соответствующего оборудования и средств связи;
  • проверить работу водонепроницаемых дверей, противопожарных клапанов и т д.;
  • проверка мер и устройств, которые необходимы для последующей оставления судна.

Самое главное при планировании противопожарных мероприятий – учитывать все возможные источники возгорания, средства пожаротушения, которые можно применить в данном месте, и возможные пути эвакуации. Поскольку цистерна разделена на пожарные зоны, имеет смысл планировать противопожарные учения в каждой зоне.

Существует несколько основных видов пожарных учений:

  • тушение пожара на грузовой палубе;
  • тушение пожара в районе коллектора;
  • тушение пожара в компрессорной;
  • пожаротушение в путевых помещениях;
  • тушение пожаров в жилых помещениях;
  • тушение пожара на камбузе;
  • тушение пожара в машинном отделении.

Периодичность учебных занятий и их чередование должны быть такими, чтобы у экипажа выработалось определенное стереотипное действие на каждый вид тревоги. Согласно SOLAS-74, каждый член экипажа должен явиться как минимум на одну пожарную тревогу и как минимум на одну сигнализацию о покинутом судне в течение месяца. Однако такие требования не удовлетворяют многие национальные нормативные акты, которые предусматривают такой тип сигнализации раз в две недели или даже еженедельно.

Кроме того, каждый член экипажа должен уметь пользоваться всеми противопожарными средствами, имеющимися на борту, и знать их местонахождение. Все средства пожаротушения могут быть в рабочем состоянии, но не использоваться во время пожара, если экипаж не знает, как им пользоваться, или при обнаружении опасности все бегут к спасательным шлюпкам.

Это часто происходит при формальной реализации сигналов тревоги. Очень часто можно услышать высказывания типа: «зачем терять время и тушить пожар на танкере. Гораздо проще бросить спасательный плот и бросить опасное судно». При этом говорящий предполагает, что такую ​​операцию он будет выполнять после плотного обеда, в ясный солнечный день, когда температура воздуха не ниже 25°С, а вода уже прогрета до +28°С. К тому же считается, что он будет спускаться на плоту по переднему трапу, и максимум 1 милю до Гавайских островов.

Реальная же картина выглядит несколько иначе: темная ночь в Норвежском море зимой, корабль еле держится на волнах, дым такой, что найти выход спасательным средствам очень сложно. Наконец, добравшись до спасательного плота, он обнаруживает, что его можно выпустить только с противоположной стороны, плот начинает перекатываться под разными углами и конструкциями палубы. Наконец, когда он сбрасывает плот в воду и сам прыгает с борта корабля, то обнаруживает, что плота поблизости нет, единственное, что он может видеть в темноте, это кормовой свет уходящего корабля. И только тогда, взывая о помощи и глотая морскую воду, смешанную с мазутом, он понимает, что его товарищи, оставшиеся на борту корабля, в безопасности, а он остался один посреди моря.

Поэтому уровень подготовки экипажа и его знаний во многом определяют частоту и виды оповещений. Нет необходимости привлекать к учениям весь экипаж. В первую очередь необходимо выполнять упражнения с наименее подготовленными, чтобы поднять уровень подготовки до приемлемого уровня. При этом важно учитывать, что офицеры и экипаж должны пройти максимальную подготовку по практическому использованию различных средств пожаротушения. Именно поэтому на танкистах ежемесячно проводятся учения по практическому использованию экипажем переносных огнетушителей, запуску аварийного пожарного насоса и аварийного дизель-генератора.

Знание корабля, его систем, расположения и типов противопожарного оборудования является еще одним важным фактором в обучении экипажа. Капитан должен обеспечить, чтобы все вновь прибывшие члены экипажа не только ознакомились со своими обязанностями, но и получили инструкции о расположении и правилах пользования основными аварийно-спасательными и противопожарными средствами.

Помимо расположения и правил использования судовых средств пожаротушения, все члены экипажа должны быть осведомлены о возможностях этих средств. Например, как долго сохраняется пена при работе одного или двух мониторов, сколько пожарных рожков можно использовать при работе только одного пожарного насоса и т д.

Очень важно в конце учений проанализировать упражнения и объяснить членам экипажа, какие их действия были правильными, а какие нет.

Оперативные планы по борьбе с пожарами

Каждое противопожарное учение на борту должно проводиться в соответствии с оперативными планами пожаротушения. Операционные планы разрабатываются компанией на основе характеристик каждого корабля. Тем не менее последовательность действий по тушению пожара должна быть одинаковой для всех однотипных судов. При подготовке оперативных планов список действий должен включать, но не ограничиваться:

  • объявление тревоги;
  • отключение вентиляции в зоне пожара;
  • использование переносных огнетушителей и противопожарных одеял;
  • отключение огня;
  • использование стационарных систем пожаротушения;
  • охлаждающая перегородка рядом с очагом возгорания;
  • использование объемных систем пожаротушения;
  • отключение береговых погрузочных сооружений;
  • взаимодействие с береговой пожарной службой;
  • подготовка спасательных средств к покиданию судна;
  • поиск и спасение членов экипажа.

Но самое главное при тушении пожара, чтобы экипаж поверил в правильность действий командира в экстремальных ситуациях.

Тушение пожаров в помещениях надстройки

Рассмотрим основные составляющие тактики пожаротушения на борту корабля. В целом все действия по тушению пожара на судне можно охарактеризовать следующими операциями:

  • спасение пострадавших;
  • предотвратить распространение огня;
  • локализация огня;
  • тушение;
  • вентиляция помещения.

Спасание пострадавших

спасение жизней и эвакуация пострадавших в безопасное место – самое важное и ответственное мероприятие. Более того, спасение и эвакуация пострадавших из очень простого действия может перерасти в довольно сложную операцию.

Первоначальную оценку ситуации следует провести очень быстро и ответить на следующие вопросы:

  • Кто-нибудь из членов экипажа остался в районе, где начался пожар?
  • Опасен ли пожар для жизни оставшихся?
  • Нужна ли им немедленная эвакуация?
  • Вероятность того, что остальные еще живы?
  • Сколько человек необходимо эвакуировать?
  • Достаточно ли людей в аварийной группе, чтобы спасти пострадавших?
  • Необходимо ли медицинское оборудование для оказания помощи?
  • Достаточно ли оборудования и персонала для завершения операции по спасению?
  • Достаточно ли опытных членов экипажа для спасения?
  • Опасность для персонала, участвующего в спасательных работах.

Во время аварийно-спасательных работ часто возникает необходимость в местных противопожарных мероприятиях для обеспечения безопасного входа и выхода аварийно-спасательных служб и пострадавших. Поэтому для решения проблемы спасения жизни пострадавших может потребоваться дополнительный персонал, противопожарная техника.

Лица, участвующие в спасательных работах, должны пройти соответствующую подготовку. Как минимум, они должны уметь оказывать первую помощь, пользоваться реанимационными средствами, уметь пользоваться дыхательными аппаратами со сжатым воздухом.

Планирование обучения всегда должно включать эвакуацию раненых и оказание первой помощи.

Предотвращение распространения пожара

Включает переборочное охлаждение помещений, прилегающих к огню. Огонь распространяется по сосуду за счет передачи избыточного тепла, излучения или непосредственного контакта с пламенем. Обычные горючие материалы требуют нагрева выше 149 градусов, чтобы воспламениться и сгореть, то есть выше точки кипения воды. Поэтому наличие температуры, достаточной для возникновения пожара в соседнем помещении, можно определить по тому, образуется или нет пар на охлаждаемой переборке. Охлаждение переборок следует проводить до прекращения парообразования.

Локализация пожара

При тушении пожара все усилия должны быть направлены на ограничение пожара помещением или районом, где он возникает, и предотвращение его распространения по судну.

Следует помнить, что пожар, начавшийся на более низком уровне, потушить гораздо труднее, чем пожар, начавшийся на верхнем уровне, так как распространение огня вниз обычно (но не всегда) намного медленнее, чем его распространение по горизонтали уровне и выше.

Тушение пожара

В первую очередь необходимо определить, что горит, т.е горючий материал, и выбрать правильный способ тушения:

  • твердый;
  • горючая жидкость;
  • взрывоопасная жидкость;
  • горючие газы;
  • провода;
  • металлы.

Выбор тактики тушения пожара зависит от того, где находится очаг возгорания (жилое помещение, машинное отделение и т.

После того, как пожар потушен, скрытые возгорания осматриваются и ликвидируются.

Вентиляция

Завершающим этапом тушения пожара является проветривание помещения. Вентиляция в первую очередь предназначена для удаления горючих и ядовитых газов из атмосферы в помещении, возникшем при пожаре, а также для удаления дыма и снижения температуры. Однако следует помнить, что при попадании свежего воздуха возникает риск повторного возгорания горючих материалов.

Кроме перечисленных видов противопожарных учений, танкер должен быть оборудован отдельными учами для:

  • использование дыхательного аппарата в условиях задымления;
  • использование средств для спасения пострадавших из закрытых помещений и грузовых танков;
  • использование реанимационного оборудования и эвакуация пострадавших;
  • использование средств индивидуальной защиты органов дыхания при эвакуации.

Инциденты с грузом

Пожалуй, весьма специфичным и важным для танкеров является планирование мероприятий по борьбе с утечками грузов и аварийными выбросами газов. Руководство операциями по борьбе с выбросами газов и утечками грузов возлагается исключительно на старших офицеров. Планы должны быть составлены с учетом возможного возникновения таких ситуаций.

Рекомендуемый список ситуаций, которые следует учитывать при подготовке планов действий в чрезвычайных ситуациях, выглядит следующим образом:

Для погрузочных работ:

  • утечка в грузовом трубопроводе;
  • переполнение бака;
  • протечка грузового танка, топливного бака или корпуса;
  • энерговыделение судна при погрузке/разгрузке.

В непредвиденных случаях:

  • заземление;
  • коснуться земли;
  • столкновение;
  • пожар и взрыв;
  • повреждение корпуса;
  • чрезмерная прокатка.

В случае неисправности судового оборудования:

  • выход из строя блока управления;
  • отказ основного двигателя.

Операции с грузом

Обычно аварийный план разрабатывает судовладелец, и остается только выполнить требования. Рассмотрим основные виды упражнений, которые необходимо выполнять на борту корабля. Эти типы включают разливы, которые могут произойти во время погрузочных операций в порту из-за:

  • повреждение грузового трубопровода;
  • прорыв берегового шланга;
  • переполнение судового бака;
  • перебои с электричеством во время погрузочных работ;
  • движение судна относительно причала.

В случае вышеперечисленных ситуаций также необходимо выработать определенный стереотип поведения экипажа и его четких действий. Прежде всего, эти действия должны включать:

  • прекратить все погрузочные операции;
  • объявление общей тревоги;
  • уведомление экипажа;
  • остановить приточную вентиляцию;
  • герметизация жилых и офисных помещений.

После этого приступает к работе судовой аварийный отряд, где основными действиями являются:

  • локализация газовых выбросов (утечек);
  • противопожарные мероприятия;
  • устранение последствий выброса.

Необходимо помнить о безопасности персонала, работающего в зоне разлива. Все работы должны выполняться в защитной одежде и средствах защиты органов дыхания.

Основные способы локализации газовых выбросов:

  • сброс давления в грузовом трубопроводе путем открытия пустого танка;
  • сбросить избыточное давление в грузовом танке, открыв кран на газоотводе.

Погрузочные операции не возобновятся до тех пор, пока не будут удалены все разлитые продукты, погрузочная площадка не будет должным образом очищена и земельные власти не дадут разрешение на продолжение погрузочных работ.

Четкие действия экипажа в случае отключения электроэнергии также помогут избежать просыпания груза:

  • немедленно активируется система аварийной остановки «судно-берег»;
  • все загрузочные клапаны переведены в положение «закрыто»;
  • пускатели всех грузовых насосов установлены в положение «выключено».

После восстановления электроснабжения погрузочные работы не возобновятся до тех пор, пока не будет проверена работа всех погрузочных систем и механизмов.

Подвижка судна у причала

Довольно часто возникает ситуация, когда судно теряет один или несколько швартовных тросов в результате погодных условий, при проходе близко другого судна или в результате самореакции береговых швартовных крюков. При возникновении таких ситуаций необходимо:

  • прекратить все погрузочные операции;
  • объявлять общественную тревогу;
  • подготавливает главный двигатель к работе (во время погрузочных работ главный двигатель должен находиться в постоянном резервном режиме);
  • подготовить якоря к выпуску (необходимо учитывать невозможность выпуска якоря из-за наличия подводных трубопроводов);
  • подготовить дополнительные швартовы для доставки на берег;
  • уведомить портовые власти о случившемся, запросить дальнейшую помощь.

Погрузочные работы возобновляются только в случае надежной швартовки, оформления всех необходимых документов и ликвидации последствий разлива, если таковые имелись.

Это лишь небольшой перечень ситуаций, которые могут возникнуть в порту при погрузочных работах. Однако есть и переход в море, где тоже могут возникнуть разные непредвиденные обстоятельства.

Посадка на мель

Если судно сильно посажено на мель и не может маневрировать, капитан должен предварительно убедиться в том, что все возможные источники открытого огня исключены и приняты все меры для предотвращения попадания горючих газов в машинные отделения и помещения надстроек. Должно быть точно определено положение корабля, получены необходимые сведения о глубинах, течениях, грунте и величине прилива в этом месте. Необходимо проверить состояние корпуса корабля и выявить возможные повреждения.

После этого необходимо уведомить судовладельца о происшествии. Если в результате посадки на мель произошла утечка топлива или груза (представляющая опасность для окружающей среды), производится уведомление в соответствии с международными требованиями.

Следующий шаг:

  • визуальный осмотр, насколько это возможно, внутренних и внешних конструкций судна;
  • произвести замеры глубин вокруг судна;
  • измерить уровни груза и балласта;
  • проверить наличие воды во всех коффердамах и трюмах;
  • определить осадку судна и произвести необходимые расчеты по снятию судна с мели;
  • выявить возможные опасности для судна и экипажа, в том числе возможность разрушения корпуса из-за погодных условий;
  • опасность для здоровья экипажа и окружающей среды из-за опасных концентраций газа;
  • пожароопасность при движении корабля.

После этого принимаются меры по самостоятельному извлечению судна из грунта (если это конечно возможно).

Касание грунта

Если судно испытывает необычные колебания корпуса или тряску, необычные движения судна или изменения в работе главного двигателя, можно предположить, что судно коснулось земли. В этом случае возникает необходимость определить, имело ли судно повреждения корпуса и есть ли течи. В случае контакта с сосудом необходимо сделать следующее:

  • остановить главный двигатель, если это возможно. И проверьте любые отклонения в замедлении (помните, что контакт с землей обычно происходит в плотных водах);
  • точно определить положение судна (лучше использовать визуальные пеленги);
  • проверьте положение на карте и сравните доступные глубины;
  • спросите совета у лоцмана на борту;
  • искать следы топлива из бункерных цистерн позади судна;
  • провести замеры во всех грузовых и балластных танках;
  • проводить, насколько это возможно, визуальный осмотр внутренних и внешних конструкций судна;
  • произвести замеры всех топливных и вспомогательных баков;
  • проверить все трюмы и стволы на наличие утечек воды;
  • проверить осадку корабля.

Затем определяются все дальнейшие действия экипажа и необходимость уведомления береговых служб.

Столкновение

После столкновения с другим кораблем или объектом в первую очередь необходимо определить степень повреждений, которые получил корабль. После этого решаются дальнейшие меры по спасению судна и экипажа. Главное правило: объявление судовой тревоги в приоритете!

После столкновения необходимо определить следующее:

  • Есть ли повреждения танков ниже ватерлинии?
  • У столкнувшегося корабля есть лампочка? В этом случае предполагается повреждение судна ниже ватерлинии;
  • Было ли загрязнено море грузом или бункером и насколько он велик?
  • Стоят ли корабли после столкновения и есть ли сцепление между кораблями? В этом случае имеет смысл оставить сосуд неподвижным;
  • Если возможно разъединить суда, повысит ли такое разъединение риск возгорания или разлива груза?
  • Есть ли риск возникновения пожара и его распространения на другое судно?
  • Будут ли корабли представлять угрозу для мореплавания, если останутся в таком положении?
  • Возможно ли, чтобы одно из судов затонуло после освобождения?

Если принято решение о разделении судов:

  • разместить сосуд таким образом, чтобы уменьшить попадание газов в вентиляцию;
  • остановить всю вспомогательную вентиляцию;
  • изолировать поврежденные танки, если это возможно.

Затем проверяются повреждения корпуса и протечки воды до тех пор, пока не будут определены все цистерны, помещения и перемычки.

Аварийная перекачка груза с судна на судно

В случае необходимости экстренной переброски груза с судна на судно необходимо руководствоваться «Правилами перекачки сжиженных газов с судна на судно». Основные моменты, которые необходимо соблюдать при перевалке груза с судна на судно, следующие:

  • крепление должно быть надежным;
  • защита крыла должна быть адекватной;
  • грузовые шланги для перекачки должны быть достаточной длины и утвержденного типа;
  • должна быть установлена ​​надежная связь между судами;
  • возможность откачки груза судовыми насосами, при необходимости предоставление погружного аварийного насоса;
  • требуется ли помощь буксиров;
  • обеспечивается ли устойчивость и прочность судна в процессе откачки.

Полный перечень мер по перевалке груза с корабля на корабль вы найдете в «Кодексе…». Самое главное в аварийной откачке — не ухудшить и без того плачевное состояние судна после столкновения или посадки на мель.

Подготовка экипажа к оставлению судна

И, наконец, когда все возможные меры по спасению корабля приняты, но ситуация такова, что дальнейшее пребывание на борту корабля приводит к прямой угрозе жизни экипажа, капитан принимает решение покинуть корабль.

Так как ситуации могут возникать самые разнообразные, подготовка экипажа к покиданию корабля должна осуществляться таким образом, чтобы каждый член экипажа мог самостоятельно спустить на воду все спасательные средства.

Однако одно дело спустить на воду лодку или спасательный плот, и совсем другое — правильно использовать спасательное оборудование для спасения. Поэтому одновременно с обучением экипажа спуску спасательных шлюпок и плотов необходимо проводить занятия по использованию спасательных средств и инвентаря.

По международным требованиям такие учения должны проводиться одновременно с оставлением корабля, но не реже одного раза в два месяца, но как показывает практика, такое количество учений по применению спасательных средств и оборудования является недостаточно. Учения по оставлению должны, насколько это практически возможно, проводиться так, как если бы это была реальная чрезвычайная ситуация, а не как прогулка по шлюпочной палубе.

Каждое упражнение по оставлению судна должно включать:

  • объявить тревогу и вызвать экипаж к местам сбора по громкоговорящей связи с указанием порядка покидания судна;
  • прибытие в пункты сбора и подготовка к выполнению обязанностей согласно расписанию судна;
  • проверить, что все члены экипажа одеты надлежащим образом;
  • проверить правильность ношения спасательных жилетов;
  • спуск по крайней мере одной спасательной шлюпки после проведения всех необходимых приготовлений к спуску на воду;
  • запуск и работа лодочного двигателя;
  • работа шлюпбалок;
  • поиск и спасение «пропавших без вести» членов экипажа;
  • инструктаж по использованию радиосредств для спасательных средств.

Насколько это возможно, во время каждого упражнения по очереди должны спускаться разные спасательные шлюпки. Не реже одного раза в 3 месяца каждая спасательная шлюпка с нарисованным экипажем должна спускаться на воду и маневрировать на воде.

Есть несколько других требований к лодкам свободного падения. Такая лодка должна быть спущена на воду свободным падением в полном составе не реже одного раза в 6 месяцев. Однако в случаях, когда это практически невозможно, срок может быть продлен до 12 месяцев при условии принятия мер по организации имитации ситуации со спуском спасательной шлюпки не реже одного раза в 6 месяцев.

Во время каждых учений по оставлению судна следует проверять аварийное освещение мест высадки шлюпок. Регистрация проводимых учений и тревог производится в судовом журнале с описанием основных моментов учений или тревог. Если учение не было выполнено полностью, в журнале учета должна быть указана причина сокращения учений.

Помимо учений, на корабле должна быть литература по применению имеющихся на корабле средств, так называемая «SOLAS PAPER». Согласно рекомендациям СОЛАС-74, инструкция по оставлению судна может состоять из нескольких буклетов, содержащих инструкции и информацию в легкодоступной форме о спасательных средствах на борту и правилах их использования.

Следует детализировать следующие вопросы:

  • наденьте спасательные жилеты и гидрокостюмы;
  • выезд к обозначенным местам сбора;
  • посадка в спасательных средствах, запуск и уход с борта;
  • спуск со спасательных средств;
  • отключение спусковыми устройствами;
  • освещение мест спуска;
  • методы защиты и использование защитных устройств в зоне спуска;
  • использование всех спасательных средств;
  • использование всех средств обнаружения;
  • использование плавучих якорей;
  • использование мотора;
  • подъем спасательных шлюпок;
  • опасность переохлаждения и необходимость носить теплую одежду;
  • сохранение жизни в спасательных средствах.

Может возникнуть естественный вопрос: «Когда я буду работать? Если почти все время приходится тратить на будильники и учения. Однако работа танкера состоит в безопасном выполнении ряда экстремальных операций, связанных с эксплуатацией (мойка, дегазация, погрузка, выгрузка, перекачка груза). Поэтому проведение учений и оповещений является неотъемлемой частью обеспечения этой безопасности, и, хотим мы этого или нет, мы просто обязаны держать экипаж в постоянной готовности к правильным действиям в экстремальных ситуациях.

Помимо проведения всех видов оповещений и учений, важно также поддерживать аварийно-спасательные средства в надлежащем техническом состоянии
неотъемлемая часть обеспечения безопасности танкера. Техническое состояние аварийно-спасательного оборудования обеспечивается регулярными осмотрами и необходимыми проверками. Такие проверки и осмотры следует проводить еженедельно и ежемесячно.

Еженедельные проверки включают в себя:

  • визуальный осмотр спасательных средств;
  • проверка оборудования;
  • аккумуляторные аккумуляторы и батареи;
  • контроль работы и смазки противопожарных клапанов и заслонок;
  • эксплуатационная проверка (не менее 3 минут) двигателей спасательных шлюпок;
  • проверка судовой аварийной сигнализации;
  • проверить работу предупредительного сигнального устройства объемного пожаротушения.

В судовой журнал вносится еженедельная или ежемесячная проверка аварийного оборудования и оборудования.

Все аварийно-спасательное оборудование должно быть должным образом сертифицировано и проверено. Аттестация и экспертиза аварийно-спасательных средств и инвентаря проводится классификационными организациями ежегодно.

Dream-yachts
Добавить комментарий