Авиация ВМФ России

Авиационные части Российской армии состоят не только на вооружении основных родов войск, непосредственно связанных с повседневной боевой работой — Сухопутных войск, Космических войск России.

К ударной/поддерживающей авиации и вертолетам относится и третий самостоятельный род войск РФ – ВМФ. Они представляют собой настоящую силу, так как оснащены современным вооружением.

Структура авиации ВМФ

Род войск, который до распада Советского Союза (1991 г.) назывался «Воздушные силы ВМФ СССР», сегодня называется Морской авиацией ВМФ Российской Федерации (МА ВМФ). Его задачи:

  • поиск/уничтожение боевых сил вероятного противника (конвоев, десантных частей, одиночных кораблей, самолетов, вертолетов, крылатых ракет);
  • защита дивизий боевых кораблей во время учений/боевых походов от атак с воздуха;
  • наведение ударных группировок на морские соединения противника, выдача целеуказаний с целью их уничтожения;
  • добыча полезных ископаемых; электронный интеллект;
  • воздушный транспорт, десант;
  • поисково-спасательные работы.

До 2008 года в состав ВВС ВМФ входили боевые части Северного, Тихоокеанского, Черноморского, Балтийского флотов Балтийского флота, а также части центрального подчинения.

Авиация ВМФ России

Вертолет авиационного флота России — Ка-27ПС
Источник: wikipedia.org

В боевой состав войсковых/учебных частей входили ракетоносная, истребительная, ударная, противолодочная, поисково-спасательная, специальная и транспортная авиация.

В состав частей МА входят еще несколько родов авиации:

  • разведка;
  • противоминная деятельность;
  • Радиоэлектронная борьба;
  • помогать.

Последнее название включает в себя широкий спектр авиационных средств, предназначенных для решения различных задач — радиоэлектронной, противоминной, противолодочной борьбы, обнаружения, наведения, управления, связи, снабжения горючим основных сил авиации ВМФ, поиска/спасания люди, транспортные (санитарные) работы.

Будет интересно: американские авианосцы

После объединения структуры боевой состав сил морской авиации делится на две категории по месту дислокации:

  • Шинная (морская) авиация.
  • Береговая авиация.

Являясь родом войск, части морской авиации выполняют специальные задачи во взаимодействии с сухопутными войсками/авиационными войсками Министерства обороны Российской Федерации.

Морская авиация ВМФ

Флагманом Северного флота Военно-морских сил Российской Федерации является тяжелый авианосный крейсер «Адмирал Кузнецов» Флота Советского Союза. Он способен нести на борту полноценный авиаполк ударных и разведывательных самолетов. Состав боевого самолета ТАВКР проекта 1143.5 на момент постановки в сухой док для капитального ремонта и модернизации (2017 г):

  • палубные истребители Су-33, МиГ-29К, МиГ-29КУБ;
  • учебно-штурмовой самолет Су-25УТГ;
  • противолодочные вертолеты Ка-27, Ка-27ПС и Ка-29;
  • вертолеты радиолокационного дозора Ка-27РЛД.

Общее количество самолетов, составляющих авиакрыло ТАВКР проекта 1143.5, составляет 44 единицы.

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» Флота Советского Союза — единственный корабль флота, приспособленный для взлета/посадки истребителей и штурмовиков. Противолодочная авиация, палубные многоцелевые вертолеты разработки АО (ОКБ) Камова, экипажи кораблей имеют еще 9 проектов:

Проекты общества «Камов”

проект
Тип суднаМарка вертолета
1144,2тяжелый атомный ракетный крейсер «Орлан”Ка-27ПЛ, Ка-29, Ка-31
1164ракетный крейсер типа «АтлантКа-27ПЛ, Ка-25РЦ
1155большой противолодочный корабль типа фрегатКа-27ПЛ
22350фрегатКа-27ПЛ
956разрушаетКа-27
20380корвет типа «Стерегущий”Ка-27ПЛ
11540патрульный корабльКа-27ПЛ
11351, 11356, 11356Р/Мпатрульный корабльКа-27/Ка-27ПС, Ка-28, Ка-31

В 2016-2017 гг на кораблях оперативно-тактической эскадры ВМФ России в Средиземном море прошли испытания новейшие палубные ударные вертолеты соосной схемы Ка-52 «Катран».

Совершенствование всех типов самолетов морского базирования проводится для повышения скрытности, увеличения дальности/скорости полета, оснащения высокоточным ракетным оружием, средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и поиска подводных лодок вероятного противника. Задачи экипажей самолетов/вертолетов морского базирования заключаются в обнаружении надводных/подводных целей, сборе/обработке информации о вероятном противнике, выдаче целеуказания на его нейтрализацию или поражение.

Береговая авиация ВМФ

В состав сил береговой авиации ВМФ входят боевые и вспомогательные самолеты/вертолеты различных классов, постоянно находящиеся на военных аэродромах вблизи морских границ РФ и вероятных ТВД, а именно:

  • Океан — Атлантический, Тихий, Северный Ледовитый.
  • Море — Черное, Балтийское море.

Парк воздушных судов включает следующие модели самолетов:

Авиапарк
Модель/МодификацииЦель
Су-27фронтовой истребитель
Су-30многоцелевой истребитель
МиГ-31 (Б/БС/БМ)истребитель-перехватчик на большой высоте
Су-24 (М/МР)фронтовые бомбардировщики
Су-25УТГштурмовик
Л-39учебно-боевой самолет
Погода-12противолодочный самолет-амфибия
Ил-38(Н), Ту-142М, А-40противолодочный самолет
Ил-22воздушный командный пункт
Ил-20самолет радиоэлектронной борьбы и разведки

Количество единиц истребителей-бомбардировщиков в береговом составе морской авиации ВМФ России составляет 139 единиц. Противолодочные операции осуществляются с борта 48 самолетов, радиоэлектронная борьба и общее руководство действиями армейских сил на море — с 4. В состав транспортной авиации ВМФ входят 53 самолета: многоцелевые транспортные самолеты Ан-12, Ан -24, Ан-26, Ан-72, Ан-140, пассажирские самолеты для перевозки личного состава и выполнения специальных задач Ил-18, Ту-134, Ту-154.

Вертолетные части береговой авиации включают в себя следующие типы машин:

Вертолетные части береговой авиации
Модель/МодификацииЦель
Ми-8 (Т/ТМ/АМТШ), Ми-14 (ПС), Ка-226 (Т)многоцелевой
Ми-24(П)шок
Ка-27 (М/ПЛ/ПС)противолодочный
Ка-29транспортно-боевой
Ка-31Р (Ка-27РЛД)вертолет радиолокационного дозора

Винтокрылые машины в полной мере выполняют функции обеспечения командования соединений ВМФ информацией о местонахождении и численности сил вероятного противника, характере их маневрирования и общей надводной обстановке.

Состав авиации (начальство и командующие)

Первым начальником Управления авиации/авиации ВМФ (УМАиВ) в 1914 г стал капитан 2 ранга А. А. Тучков. Он был назначен на эту должность указом императора Николая II. После него общее руководство действиями авиационных сил, боевой службы морских летчиков в годы Первой мировой войны 1914-1916, гражданской войны 1918-1922 годов осуществляли:

  • Б.Р. Миклашевский;
  • И.Н. Дмитриев;
  • Б.А. Щербачев;
  • А.П. Онуфриев;
  • Н.Ф. Чернов;
  • С.А. Лишин;
  • И.Н. Дмитриев;
  • С.Э. Столярский;
  • МФ Погодин.

В 1923 году должность командующего силами морской авиации Рабоче-Крестьянской Красной Армии была упразднена. Лишь в 1935 году с учетом боевого опыта Германии, Великобритании, США, Японии было принято решение о возрождении авиации на флоте как рода войск. В советское время, а также после того, как Российская Федерация стала независимым государством, до реорганизации в 2010 году ею командовали 15 военачальников:

  • В. К. Бергстрём;
  • Ф.Г. Коробков;
  • С. Ф. Жаворонков;
  • П.Н. Лемешко;
  • А.М. Шугинин;
  • Э.Н. Преображенский;
  • И. И. Борзов;
  • А.А. Мироненко;
  • Г.А. Кузнецов;
  • В.П. Потапов;
  • В.Г. Дейнека;
  • И. Д. Федин;
  • Ю. Д. Антипов;
  • В.П. Уваров;
  • НВ Куклев.

С 2010 года командующим войсками ПВО Морского авиационного флота ВМФ России является Заслуженный военный летчик Российской Федерации, Герой России, генерал-майор Игорь Сергеевич Кожин.

В качестве самостоятельных частей, подчиненных командованию (штабу) авиации ВМФ, имеются силы морской авиации в составе четырех оперативно-стратегических объединений:

  • Северный флот;
  • Тихоокеанский флот;
  • Черноморский флот;
  • балтийский флот,

а также в Средиземноморской оперативно-тактической эскадре. Состав: боевые знамена авиационных дивизий и бригад, отдельных воинских частей. Общее руководство действиями морской авиации осуществляет Главкомат ВМФ России из Москвы.

День морской авиации ВМФ

15 июля 1996 года главнокомандующий ВМФ России адмирал флота Феликс Громов подписал приказ № 253 «Об установлении ежегодных отпусков и профессиональных дней по специальности». Отныне ежегодно 17 июля отмечается профессиональный праздник летчиков воздушного флота, приписанных к ВМФ России – День морской авиации. Этот день отмечают в воинских частях береговой авиации и на кораблях, в экипажи которых входят пилоты самолетов и вертолетов.

Дата праздника выбрана не случайно. В этот день (по старому стилю — 4 июля 1916 года) воздушный бой над просторами Балтийского моря впервые приняли четыре гидросамолета, взлетевшие с русского авианосца «Орлица». Их задачей была защита базы Балтийского флота Российской империи на острове Сааремаа от немецких бомбардировок. В ходе боя были сбиты два самолета кайзеровской авиации.

Регулярные части морской авиации появились в составе армии РСФСР в 1918 г. Они базировались на Балтийском море. Обязанности летчиков: взаимодействие с сухопутными войсками и кораблями флота Советской Республики. Авиация морского базирования несла боевое дежурство на Черном море, Ладожском и Онежском озерах, на реках Волга, Кама и Северная Двина.

За десятилетия развития авиационной промышленности у морских границ Российской Федерации созданы мощные соединения авиации и винтокрылой техники, способные реагировать на действия вероятного противника.

Музей морской авиации

В северной столице Российской Федерации, Санкт-Петербурге, по адресу «Ушаковская набережная, д. 17/1», в одном из корпусов комплекса Морской академии. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова размещается постоянная экспозиция первого в нашей стране Музея морской авиации ВМФ России.

Организацию выставки, сбор и обработку музейных фондов взял на себя Военно-исторический фонд морской авиации. За короткое время было собрано большое количество уникальных экспонатов, рассказывающих о становлении и развитии самостоятельного рода вооруженных сил — Военно-морского флота России.

Авиация ВМФ России

Вертолет Ка-31 ВМФ России
Источник: wikipedia.org

В новую экспозицию вошли личные архивы организаторов авиации России, конструкторов, летчиков, военачальников, в том числе:

  • корабельные авиаконструкторы Д. И. Григорович и И. В. Четвериков;
  • военные летчики В. И. Раков, И. И. Борзов;
  • организатор отечественного воздушного флота С. Е. Столярский, другие энтузиасты авиационной техники.

В фонды музея входят экспонаты, рассказывающие о развитии российской авиации на флоте на протяжении всего периода ее существования. Это образцы военной техники, награды, документы, автографы, факсимиле, масштабные копии, модели самолетов (вертолетов), фотографии, личные вещи любителей морской авиации. Посетителям доступны три постоянных тура:

  • Санкт-Петербург – родина русской морской авиации.
  • Строительство/развитие морской авиации в России.
  • Морская авиация в Великой Отечественной войне.

Музей имеет богатый архив и научную библиотеку. Общее количество выставок фонда составляет более 55 тысяч. 22 000 единиц постоянно используются на выставках, остальные доступны для просмотра/изучения по предварительному заказу. Музей морской авиации ВМФ России принял первых посетителей в 1998 году.

Dream-yachts
Добавить комментарий