Арктик и Веста – встреча в тумане

Середина и вся вторая половина 19 века характеризовались неустанной конкуренцией между американскими и британскими судостроительными компаниями, пытавшимися доказать, что корабли, принадлежащие каждой из них, были самыми быстрыми, надежными и удобными на морях. Соперничество между судоходными компаниями особенно сильно развернулось в период с конца 1950-х до начала 1980-х годов, когда к конкуренции присоединились также правительства Великобритании и США.

Британский парламент выделил компании Cunard line значительную сумму денег на постройку самых быстрых в мире пассажирских судов, благодаря которым Британия смогла вернуть себе былое могущество и славу морской державы. Примерно в то же время Конгресс США вызвал Эдварда Коллинза, предпринимателя и владельца судостроительной компании «Коллинз Лайн», на одно из своих тайных совещаний с целью поручить ему секретную миссию по строительству быстроходных кораблей совершенно нового тип. Это событие произошло в начале 1849 года, а через несколько лет 800 тысяч долларов, выданных Конгрессом, были вложены в строительство 4-х самых комфортабельных и новеньких пароходов, названных «Арктическим», «Тихоокеанским», «Атлантическим» и «Балтийским».

Арктика и Веста - встреча в тумане

Английский корабль «Балтик”

Подобных им кораблей прежде не было нигде в мире, но не следует обращать внимание на все четыре корабля, так как читателей прессы того времени больше всего волновала трагическая судьба «Арктика», совершавшего трансатлантические рейсы между Ливерпулем и Нью-Йорк.

В конце сентября 1854 года «Арктис», стоявший в порту Ливерпуля, взял на борт 233 пассажира, снялся с якоря и взял курс на Нью-Йорк. Нищие не садились на борт, только самые богатые и знаменитые могли позволить себе путешествие на лучшем пароходе в Америке. Женщины, мужчины, разного возраста и пола составляли разношерстную толпу, где едва можно было заметить жену и несовершеннолетних отпрысков самого судовладельца, уехавших ненадолго в Америку пожить с главой семейства.

Путешествие было безопасным и коротким, со скоростью более 12 узлов, которую постоянно поддерживал капитан по приказу владельца компании. В порт Нью-Йорка должны были прибыть не позднее, чем через 1,5 недели. Упомянутая скорость не была максимальной для такого современного корабля, как «Арктик», но в условиях плохой видимости, вполне нормальной в конце сентября, могла стать опасной и даже фатальной. Тем не менее, капитан не стал сбавлять скорость, понимая, что на меньшей скорости он не сможет вовремя добраться до цели, а значит, его запросто могут лишить права управления кораблем и ведения огня.

27-го сентября до долгожданного порта оставалось не более 65 миль, все люди на борту просто стремились как можно скорее вернуться домой, а то, что корабль набирал скорость, не только сопротивлялось, а наоборот приветствовали, радовали и всячески поддерживали капитана.

К вечеру того же дня капитан поднялся на мостик, видимость была плохой, все вокруг было покрыто туманом, в этих условиях командир должен снизить скорость до минимума и зажечь ходовые и бортовые огни, расставить как можно больше часовых, чтобы наблюдать за морем. Но после всех негласных указаний, полученных от владельцев компании, никаких серьезных шагов капитан не предпринял, скорость осталась прежней и даже немного увеличилась.

Внезапно с верхней палубы послышался крик вахтенного, а сразу за ним послышался лязг металла о металл. «Арктик» столкнулся нос к носу с направлявшимся ему навстречу французским винтовым пароходом «Веста». Несмотря на то, что француз был меньше, его стебель ударил Арктик с невероятной силой, в боку последнего образовалась двухметровая дыра, в которую тут же начала поступать вода.

Арктика и Веста - встреча в тумане

Столкновение кораблей «Арктик» и «Веста”

После того, как корабли разошлись, над ними возникла паника, причин для которой у «Арктика» было несколько. Повреждения «Весты» позволили ей остаться на плаву, при этом пробоина в американском пароходе не поддавалась самоликвидации, и правый борт корабля начал заметно подниматься. Чтобы разобраться в сложности ситуации, команда «Арктики», первоначально пытавшаяся оказать помощь пассажирам «Весты», в панике выбросившимся за борт, обратилась к своим. Пассажиры стали садиться в лодки и спускаться за борт, но по неизвестным причинам среди них возникла такая паника, что они стали самовольно захватывать лодки, не пуская в них женщин и детей. Поскольку пассажиры не умели обращаться со спасательными шлюпками, они раздавили многие из них и утонули вместе с обломками. Несколько шлюпок сорвались с палубы и попали под работающие гребные винты парохода, а несколько были захвачены присоединившимися к всеобщей панике матросами.

В результате таких преступных действий команды ни одна женщина или ребенок не попала в спасательную шлюпку или спасательную шлюпку. Только 80 человек смогли спастись, среди них не было семьи судовладельца, его жена и дети исчезли в общей буре и панике, присоединившись к 322 погибшим пароходам «Арктик». Само судно затонуло через 4 часа после получения повреждений всего в 20 милях от берега, став очередным печальным подтверждением того, как важно соблюдать элементарные правила эксплуатации пассажирских судов в сложных погодных условиях.

«Веста» достигла земли, ее потери составили около 30 человек, поддавшихся панике. Именно экипаж и пассажиры «Весты» рассказали миру о том, что на самом деле произошло на «Арктике», насколько постыдными и коварными были действия экипажа, бросившего на произвол судьбы совершенно беспомощных пассажиров.

Трагедия, случившаяся с «Арктиком», повторилась через 2 года с другим однотипным судном, окончательно погубившим владельцев компании, Конгресс США отозвал лицензию на строительство и эксплуатацию у Эдварда Коллинза, а самые красивые корабли Гражданский флот США входил в состав совсем других компаний.

Рекомендуемое чтение:

Грандкан — Бедствие селитры в Техас-Сити

Катастрофа парома в Эстонии

Dream-yachts
Добавить комментарий