Авианосцы Китая

Китай – страна с большими амбициями. Благодаря развитой инфраструктуре и промышленности страна может собрать значительные суммы денег, удивить и заставить рассчитывать на свое мнение весь мир. Однако у нее должна быть сильная армия, чтобы иметь возможность сражаться не только на фондовом рынке.

И у Китая, как и у Российской Федерации (РФ), она есть (по словам члена коллегии Военно-промышленной комиссии России Владимира Поспелова, ведутся работы по подготовке новой программы развития ВМФ). В состав армии входит не только обычная воздушная и наземная техника, но и флот. Особо выделяются три авианосца, которые по праву можно считать гордостью восточного региона. Чтобы понять, чем они так примечательны, нужно ознакомиться с характеристиками каждого и узнать их предысторию.

Авианосец Пи Пи Ся

Этот корабль является одним из новейших в ВМС Китая. У него много названий, включая как первоначальный идентификационный номер (Проект 002), так и более распространенное «Шаньдун», «Пи Пип».

Его начали строить в ноябре 2013 года, а уже 26 апреля 2017 года он был торжественно спущен на воду и принят в вооруженные силы Китая. Отличительной особенностью нового авианосца было то, что он стал вторым кораблем этого типа, полностью построенным на китайских верфях.

Китайский авианосец

Китайский авианосец — «Шаньдун»
Источник: wikipedia.org

До этого многие корабли, в том числе и для армии, закупались в других странах и просто переоборудовывались. С наступлением новой военной эпохи китайцы решили полностью собрать такие средства на своей территории, чтобы потенциальный противник имел минимум информации о внутреннем устройстве кораблей.

Корабль смог войти в полную строй только 17 декабря 2019 года после серии проверок. До этого времени проводились различные испытания, устранялись модернизационные изменения в системах и различные недостатки, обнаруженные на учебных миссиях.

Но несмотря на то, что корабль строился непосредственно в Китае, разрабатывали его не с нуля. За основу были взяты чертежи известных авианосцев советской разработки, которые сразу показали себя с лучшей стороны в ходе реальных боевых действий.

Хотя официальные данные о военном объекте полностью не разглашаются, некоторую информацию можно почерпнуть из анализов, проведенных группой экспертов. По их наблюдениям, этот крейсер имеет следующие особенности:

  • Одновременно на борту может находиться около 30-40 самолетов и вертолетов. Типы снаряжения различаются в зависимости от поставленной задачи, а для перевооружения нужно просто отправиться в ближайший военный порт.
  • В качестве главных двигателей корабль, скорее всего, использует двигатели на жидком топливе, тип которых пока неизвестен.
  • Наличие стартового трамплина позволяет без труда запускать различные самолеты, состоящие на вооружении китайской армии. Среди них истребители, бомбардировщики и штурмовики.
  • Уже планируется установить модификацию в виде специальной катапульты, которая еще больше разгрузит части палубы и одновременно увеличит количество оборудования на борту.
  • На борту всегда находятся не только истребители, но и группа вертолетов, в числе прочего оборудования, предназначенного для ведения радиолокационного наблюдения, нападения на атомные подводные лодки, перевозки различных грузов, перевозки больных и раненых, а также проведения поисково-спасательных операций, таких как как на море так и на суше.

Помимо управляемого оборудования, авианосец оснащен беспилотниками, которые могут как выполнять наблюдательную работу, так и быть самостоятельными боевыми единицами, предназначенными для защиты корабля.

По своим размерам авианосец представляет собой довольно внушительный корабль. Его длина составляет 315 метров, а ширина – 75 метров. Несмотря на эти характеристики, он достаточно быстр и может разогнаться до 31 узла.

Авианосец 001А

Эта модель только что закончила ходовые испытания и еще не полностью принята на вооружение, поэтому имеет только кодовое название без официального названия. По традиции китайцы стараются вносить улучшения с каждой новой версией, что и произошло в этот раз.

Как показывают наблюдения, авианосец получил ряд изменений, позволяющих эффективно использовать имеющееся пространство. По сравнению с предыдущей моделью переработана конструкция трамплина, обеспечивающая более плавный и уверенный старт самолетов с короткой ВПП для разгона.

Китайский авианосец

Авианосец проекта 001А «Шаньдун
Источник: Вики.нет

По мнению экспертов, это поможет загрузить корабль еще большим количеством оборудования. Считается, что на нем будет постоянно находиться более 50 единиц большой авиации, которая не только надежно защитит сам корабль, но и по первой же тревоге поднимет в небо множество истребителей, готовых атаковать любого противника.

Однако из-за этого от тяжелых самолетов, таких как бомбардировщики, придется отказаться. Они просто не смогут разогнаться до нужной скорости, поэтому для работы тяжелой техники, например радиолокаторов, будут использоваться специально оборудованные вертолеты. Препятствий для них за счет вертикального взлета нет, поэтому предполагается, что соотношение самолетов по типам будет примерно одинаковым.

Помимо классических самолетов, авианосец было решено оснастить рядом беспилотников, которые благодаря своей компактности и незаметности могут использоваться для разведки или внезапного нападения.

Будет интересно: авианосцы из России и Советского Союза

Силовые агрегаты корабля — плавучие двигатели. Они могут с одинаковым шансом работать и на дизеле, и на мазуте, но получить точную информацию о стратегическом объекте не представляется возможным.

Помимо самолетов и вертолетов корабль получит собственное вооружение, в том числе зенитное, что позволит ему защищаться от воздушных атак противника.

Авианосец Ляонин

Авианосец «Ляонин Пи» «Варяг» имеет самую длинную историю, так как оказался в Китае далеко не сразу после постройки. Строительство началось в 1985 году в Советском Союзе. Вскоре после этого страна начала разваливаться, что привело к тому, что проект был заморожен еще в 1992 году.

Строительство велось на территории нынешней Украины, а затем Украинской ССР, в городе Николаеве. Пока работы не были приостановлены, было выполнено около 70% всех запланированных операций, но отсутствие финансирования не позволило полностью достроить корабль собственными силами, даже если бы он был спущен на воду.

Поэтому в 1998 году между Украиной и Китаем начались переговоры о продаже корабля. Как заявила китайская сторона, он был куплен для организации развлекательного центра и плавучего казино. Однако после того, как сделка была завершена, и судно планировалось отбуксировать к китайскому побережью, стало ясно, что его будут использовать совсем в других целях.

Китайский авианосец

Китайский авианосец «Ляонин
Источник: wikipedia.org

Во-первых, транспортировку недостроенного судна на территорию Китая заблокировала Турция, тесно сотрудничающая с США. Она была против буксировки, так как, как показала официальная версия, ее начальство опасалось непредвиденных ситуаций, которые могли случиться с кораблем, не имевшим собственных двигателей.

Наконец, в 2001 году было получено разрешение на начало эксплуатации, и бывший «Варяг» стал постепенно уплывать от своих исконных берегов, привязанный к буксирам. Прогнозы турок частично сбылись, и корабль попал в сильный шторм, в результате чего тросы, соединяющие его с буксирами, просто оборвались. Без собственных двигателей он был вынужден дрейфовать в Эгейском море целых три дня.

Корабль также не пустили через Суэцкий канал, поэтому китайским членам экипажа пришлось кружить на нем вокруг Африки, чтобы добраться до родных верфей, где можно было бы продолжить работы по сборке и достройке конструкции. В результате прибыть на место удалось только ко 2 марта 2002 года.

После этого понадобилось еще три года, в течение которых инженеры изучали уже существующий корабль и планировали, как именно его следует достроить, чтобы он стал жемчужиной военно-морского флота и образцом для новых кораблей, построенных по тому же принципу.

Рекомендуем прочитать: Характеристики авианосца «Джордж Буш»

Изначально планировалось, что корабль будет учебным, а основные авианосцы, входящие в строй, будут полностью изготовлены в Китае. Однако, проанализировав ряд изменений, внесенных группой инженеров, военные решили полностью принять этот корабль на вооружение.

В 2011 году стало ясно, что развлекательного центра на корабле не будет, и в итоге он принял форму авианосца и был оснащен собственными самолетами. Истребители были созданы по чертежам советских Су-33, закупленных в Украине и модернизированных современными системами навигации и вооружения.

Это вызвало резкую реакцию тайваньских политиков, но власти Пекина это проигнорировали. Корабль был поставлен на баланс войск и введен в строй в том же 2011 году, после чего сразу же начались первые боевые испытания по отработке учебных целей.

Китайский авианосец

Советский истребитель Су-33
Источник: wikipedia.org

Ходовые испытания показали отличные результаты, в связи с чем было принято решение продолжить строительство новых авианосцев по тому же принципу. Особенно порадовала скорость, которая достигала 32 узлов, несмотря на большие размеры корабля. При этом можно было проплыть до 8 тысяч миль, не заходя ни в один порт, что дало Китаю возможность заявить о себе морской державой с его развивающимся флотом.

Помимо самолетов и вертолетов, борт оснащен рядом стрелкового оружия, в первую очередь направленного на защиту корабля от атак с воздуха. Противоракетные и зенитные комплексы расположены по всей поверхности палубы, обеспечивая сравнимую неуязвимость к умеренному огню противника.

Специалистам не удалось найти крупных подробностей, так как объект является секретным, и даже за долгое время эксплуатации информация о нем не просачивалась в открытый доступ.

Строительство и испытания китайских авианосцев

В данный момент строится еще один перспективный корабль. Точно неизвестно, сколько новых моделей заказано, но к 2030 году, по данным китайских властей, на воду будут спущены еще четыре корабля. Предположительно, у них будет одинаковая компоновка, так как она хорошо зарекомендовала себя за длительный период эксплуатации и снижает затраты на разработку новой версии авианосца.

Основная задача китайских конструкторов — увеличить количество личного состава и техники, присутствующей на борту, без ущерба для основных характеристик кораблей. Сохранение скорости и дальности полета является приоритетом, так как позволяет вести боевые действия в любой точке мира.

Китайский авианосец

Авианосный крейсер «Соя» 1910 г
Источник: wikipedia.org

В процессе испытаний кораблей удалось выяснить, как долго они могут находиться в море без поддержки с суши. Ответ на этот вопрос порадовал китайских военных, так как корабли полностью автономны и способны находиться в боевой готовности несколько месяцев. Поэтому они подходят для отправки в отдаленные районы, если это потребуется китайскому правительству.

Однако, по его собственным заверениям, основная задача кораблей — защита суверенитета и неприкосновенности самого Китая, поэтому проводить операции вне его исконных вод практически невозможно. Но, учитывая рост политического и экономического влияния страны, нельзя отрицать, что она заранее готовится к различным событиям, предполагающим в том числе вооруженные конфликты в борьбе за ресурсы или рынок сбыта.

По теме: Авианосцы Второй мировой войны

Разница между постройкой первого авианосца и новых авианосцев заметна невооруженным глазом. Значительное сокращение сроков говорит о постоянном техническом прогрессе, который был достигнут за счет постоянной работы местных инженеров над модернизацией исходной конструкции.

Dream-yachts
Добавить комментарий