Боевые корабли на воздушной подушке

Благодаря высоким скоростным характеристикам, компактной конструкции и небольшой численности экипажа СВП находят все большее применение в ВМФ. Эти малые десантные корабли не нуждаются в глубоководных портах, сухих доках и других дорогостоящих сооружениях, которые на протяжении многих лет считались необходимой частью мощной системы морской обороны.

Комбинация ракетных КВП может вести боевые действия против равного количества обычных боевых кораблей без потерь. Стоимость его содержания составляет лишь малую часть того, что тратится на водоизмещающие корабли. Использование взлетно-посадочных полос, таких как VN.7 Wellington, уже привело к разработке совершенно новой системы береговой обороны, которая полностью отказывается от вековой тактики постоянного патрулирования в открытом море.

Боевой корабль на воздушной подушке

Военный корабль на воздушной подушке
Источник: Pixabay.com

Работая в единой системе радиолокационных станций раннего обнаружения, они, подобно истребителям-перехватчикам, устремляются на перехват и опознание корабля вторжения по сигналу с командного пункта. Кроме того, операциями взлета и посадки можно управлять с мобильной базы, например, с базового корабля, патрулирующего открытое море. Во время боевого дежурства КВП находятся либо на стоянках на побережье, либо в замаскированных укрытиях среди прибрежных дюн. В Персидском заливе ВМС Ирана недавно ввели в строй группу из восьми STOL SR.N6 Winchester и шести VN.7. В их обязанности входило обеспечение безопасности маршрутов доставки нефти, предотвращение контрабанды, поддержание связи с отдаленными полицейскими постами и операции по борьбе с повстанцами.

Рекомендуемая литература: Структура судна на подводных крыльях

Первым, кроме США, КВП в боевой тактической операции применил Иранский Императорский флот, который с помощью соединения КВП в составе нескольких катеров СР.Н6 и ВН.7 в 1969 году захватил три стратегически важных острова в Персидском заливе, что обеспечило Ирану контроль над Ормезским проливом. Помимо Ирана, еще одна ближневосточная страна использует катера SR.N6. Это Саудовская Аравия, у которой есть подразделение STOL с восемью судами, базирующимися в Джидде и Азии. Береговая охрана и пограничная служба Саудовской Аравии используют эти лодки для борьбы с контрабандой, поисково-спасательных операций и связи.

Эффективность таких лодок, как SR.N6, в операциях по борьбе с контрабандой была наглядно продемонстрирована в 1969 году, когда министерство финансов Индии наняло SR.N6 для перехвата контрабанды золота с аравийского побережья на быстроходных моторных лодках. Всего за несколько недель судно перехватило около 300 судов контрабандистов, в основном ночью. Во время одной из таких операций индийские таможенники конфисковали золота на сумму около 200 000 фунтов стерлингов. Операции были настолько эффективны, что контрабанда в этой приграничной зоне была давно остановлена.

Боевой корабль на воздушной подушке

Надводное военное судно на воздушной подушке
Источник: freeimages.com

На момент написания этой статьи насчитывалось около 70 стран, которые либо уже эксплуатировали СВП, либо заказывали их строительство, либо соглашались с условиями заказа. Причем среди таких судов можно найти все модели от четырехместных надувных лодок до 4000-тонных транспортных судов.

Крупные американские фирмы в настоящее время активно работают над программой предварительных исследований, которая позволит им приступить к строительству гораздо более крупного 2200-тонного корабля, чем любой современный корабль КВП.Проектируемый 2200-тонный экспериментальный корабль сможет участвовать в боевых действиях в случае необходимости . Его водоизмещение будет в 11 раз больше, чем у самого крупного современного КВП, 200-тонного SR.N4. Если эта программа, над которой работают Bell Airspace и Rohr Industries, будет успешно завершена, то первый заказ на головной корабль, 2200-тонный скег на воздушной подушке, будет оснащен газовыми турбинами GE LM-2500, обеспечивающими работу водяных реактивный двигатель.

Считается, что максимальная скорость этого взлетно-посадочной полосы составит 80-100 узлов. Одна из причин, по которой ВМС США так стремятся быстрее получить для испытаний 2200-тонный КВП, заключается в том, что такой корабль имеет минимальные размерения, приемлемые для испытаний в морских условиях. Иными словами, пока корабль такого размера не готов, очень сложно приступить к проектированию 5000-10000-тонных кораблей. В случае успеха флагмана этой серии ВМС США в первую очередь будут нацелены на разработку нового класса боевых взлетно-посадочных полос массой в пределах 2000-3000 тонн, для использования в качестве эскортных кораблей, посадочных площадок для противолодочных вертолетов и вертикальных ракетоносцев, а также ракетоносцев, предназначенных для борьбы с водоизмещающими кораблями противника.

Боевой корабль на воздушной подушке

Военный корабль на воздушной подушке
Источник: Foter.com

Рассматриваются проекты еще большего скегового КВП на 6000-10000 тонн. Предполагается, что они будут использоваться в качестве кораблей морского наблюдения, а также для перевозки ценных грузов. Новый импульс исследовательской программе КВП ВМС США придал работа адмирала Элмо Сэмвальта, бывшего начальника оперативного отдела ВМС США, который предсказал, что КВП может заложить основу для первого в мире 100-килотонного флота. Адмирал, предпочитая концепцию КВП всем другим теориям, был убежден, что такие корабли впервые со времен Второй мировой войны дадут возможность дать противолодочному кораблю размером с эсминец известные преимущества в скорости перед подводными лодками, которые передвигаются под водой со средней скоростью 30-35 узлов, т.е примерно в три раза быстрее своих предшественников периода 1939-1945 гг.

Также было высказано предположение, что, если ВМС США смогут достаточно быстро развернуть большое количество кораблей на воздушной подушке, это восстановит их утраченное военно-морское превосходство. Боевые КВП, оснащенные ракетами класса «корабль-корабль», вертолетами или истребителями вертикального взлета и посадки типа «Харриер» имели бы неоспоримые преимущества перед самыми быстроходными кораблями водоизмещения. А в случае оснащения их системами обнаружения и противолодочным вооружением, используемыми на новейших кораблях ВМФ, они станут идеальным средством борьбы с потенциальной угрозой нападения подводных лодок противника.

Помимо высокой скорости, КВП имеют минимальный контакт с водной поверхностью, низкий уровень шума и являются сложной целью для торпедной атаки. При их использовании в качестве авианосцев за счет высокой скорости снижается относительная скорость подхода самолетов к месту посадки, что упрощает процесс их посадки. Военно-транспортные КВП могли пересечь Атлантику за 30 часов с грузом в несколько тысяч тонн. 600-тонный STOL, предназначенный для использования армией США в арктических регионах, находится на стадии проектирования в конструкторских бюро Boeing.

Это интересно: Судостроение в России

Целью проекта, осуществляемого в рамках программы Arctic Hovercraft Program Агентства перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США, является раскрытие потенциала взлетно-посадочных полос при использовании их в качестве высокопроизводительных всепогодных военно-транспортных кораблей большой дальности.

Боевой корабль на воздушной подушке

Боевой корабль на воздушной подушке
Источник: Pexels.com

В Европе интерес к потенциальным возможностям морского боя КВП проявило французское военно-морское ведомство, которое взялось за серьезное изучение кораблей этого типа. В ближайшее время во Франции планируется создать противолодочный фрегат на воздушной подушке массой 2000-4000 т. В Великобритании одним из новейших боевых КВП является 100-тонный катер VT2 компании Vosper Thornycraft, ходовые испытания которого начались в лето 1975 года. Это первая лодка компании, которая является полностью амфибийной, так как в насадке вместо гребных винтов используются гребные винты. Этот VT2 принципиально отличается от своего предшественника VT1.

Военно-морские специалисты многих стран мира не сомневаются, что в ближайшем будущем КВП произведет революцию в военно-морской стратегии. Некоторые из них даже считают, что сегодняшние военные корабли станут музейными экспонатами.

Dream-yachts
Добавить комментарий