Боевые КПК. Основные виды кораблей и их назначения

Несмотря на то, что проектирование и строительство достаточно крупных боевых КПК водоизмещением до 80 тонн и скоростью до 50 узлов началось около 30 лет назад, только в середине 70-х годов государства-члены НАТО осознали что преимущества катеров на подводных крыльях перед обычными водоизмещающими катерами при выполнении ряда важных задач. Многие факторы, в том числе ограниченность капиталовложений, инфляция и нехватка квалифицированных кадров, предопределили военно-морскую политику большинства стран и заставили их отдать предпочтение принципу «больше численностью, меньше численностью». Морской многоцелевой КПК мощностью 50 кт с точки зрения стоимости и эффективности является положительным примером реализации этого принципа. Стоимость постройки КПК намного меньше стоимости эсминца или фрегата, который он заменяет.

Помимо того, что КПК значительно превосходят по скорости обычные корабли, в штормовую погоду эти катера имеют очень небольшую потерю скорости. Можно отметить и другие преимущества КПК — большую маневренность, более простые требования к обслуживанию и обслуживанию оборудования, чем у кораблей соответствующего водоизмещения, сокращение обязанностей экипажа. Даже небольшой 60-тонный КПК, вооруженный ракетами класса «корабль-корабль», может легко победить корабль гораздо большего водоизмещения. А убирающиеся суда на подводных крыльях Высокие суда на подводных крыльях позволяют КПК, в отличие от более крупных кораблей, работать независимо от наличия глубоководных якорей.

Сражайтесь с КПК. Основные типы кораблей и их назначение

Корабль на подводных крыльях
Источник: Pixabay.com

Уровень комфорта для экипажа этих мини и супер КПК будущего должен достигать высшей точки. На более крупных и технически совершенных КПК морская болезнь во время шторма практически исчезнет. Конструкторы катеров завершили проектирование систем управления движением подводных крыльев с помощью ЭВМ. Расчеты показывают, что вертикальные и горизонтальные перегрузки на проектируемом КПК будут даже меньше, чем те, которые испытывают пассажиры на малом реактивном самолете. Конечно, реакция на вертикальные перегрузки у разных людей неодинакова, но в целом неприятные переживания возникают, начиная с достаточно низкого уровня перегрузок. На обычных патрульных катерах фиксировались перегрузки в 10 g, но экипаж не мог долго выдерживать это состояние. Обобщая наблюдения, можно отметить, что человек безболезненно переносит перегрузки порядка 0,01 г.

Рекомендуемая литература: Военные корабли на воздушной подушке

При 0,1 г он уже испытывает определенные неприятные ощущения, а перегрузки в 1 г вообще не может терпеть в течение длительного периода. По данным специалистов Boeing, при эксплуатации судна RIM в Средиземном море экипаж будет испытывать вертикальные перегрузки менее 0,1 g на скорости 45 узлов в течение 95 % времени плавания, а в Балтийском море этот показатель достигнет 90 %. Предполагается, что киль и угол крена не превысят 2°.

Сражайтесь с КПК. Основные типы кораблей и их назначение

Боевой катер на подводных крыльях
Источник: freeimages.com

Организации, которые решили приобрести 230-тонный КПК НАТО/RNM компании Boeing, включают ВМС США, ВМС Германии и ВМС Италии. Летом 1975 года ВМС США сдали первое судно класса RNM-1, Pegasus, ракетный КПК, вооруженный ракетами Harpoon или Exose. ВМС США планируют заказать 24 катера этого типа. Германия планирует закупить 10 лодок, ВМС Италии – одну лодку, а оставшиеся четыре-шесть кораблей построить самостоятельно.

За этой программой внимательно следят другие члены НАТО:

  • Канада;
  • Норвегия;
  • Дания;
  • Голландия;
  • Франция;
  • Великобритания;
  • Швеция;
  • Япония;
  • Австралия.

В Италии завершились испытания малой ракетной установки Alinawi «Swordfish», проект которой разработан на базе ракеты-носителя «Tucumcari» компании «Боинг». ВМС Италии планируют заказать еще три таких КПК.

Промышленность западных стран разрабатывает и строит различные типы боевых КПК. Например, компания De Haviland Canada построила многоцелевой морской патрульный катер DHC-MP-100 водоизмещением 104 т и максимальной скоростью 50 узлов. Компания «Грумман» разработала проект нового КПК «Супер Флагшток». Этот КПК задумывался как быстроходный патрульный или ракетный катер, но его можно переоборудовать для выполнения некоторых других задач, включая поиск и преследование подводных лодок противника, а также для быстрой перевозки военных грузов.

Сражайтесь с КПК. Основные типы кораблей и их назначение

Корабль на подводных крыльях
Источник: Foter.com

Управление военно-морских систем ВМС США рассматривает планы создания еще более крупных и быстрых судов на подводных крыльях. Один из проектов — КПК — эскортный эсминец.

Этот корабль сможет работать в море. Расчетное водоизмещение 1100-1300 тонн, максимальная скорость 50 узлов. Существуют разные варианты этого КПК, в зависимости от назначения. В том числе противолодочная оборона КПК может быть оснащена вертолетами или многоцелевой платформой для различных видов вооружения. Boeing также принимает участие в разработке этого проекта. Специалисты конструкторского бюро этой компании, отвечающей за разработку эсминца КПК, считают, что даже при отсутствии принципиально новых исследований строительство такого КПК в настоящее время вполне реально.

Основной боевой КПК Китая — «Ху Гуан» («Белый лебедь»), он же торпедный катер. С 1966 года производство этих КПК освоено на верфи Hutang в Шанхае. Более 60 таких КПК состоят на вооружении ВМС КНР. Еще двенадцать лодок работают в Адриатическом море в составе ВМС Албании. Четыре лодки были поставлены в 1973 году в Пакистан. По словам барона Ганса фон Шертеля, спроектировавшего и построившего первый в мире боевой КПК, страны Запада не спешили признавать преимущества КПК, так как многие считали КПК приспособленным лишь для выполнения специальных задач и, кроме того, требующим высокой квалификации обслуживающий персонал.

Это интересно: Строение подводного крыла

В результате было установлено, что использование КПК связано со значительными затратами, не говоря уже о большом техническом риске. Но если сравнить затраты на эксплуатацию и затраты на содержание современного водоизмещающего быстроходного патрульного катера и аналогичного боевого ПДА, то становится очевидным, что и там, и там задачи, которые необходимо решить при создании таких катеров, схожи между собой . Специалисты конструкторского бюро компании «Супрамар» отмечают, что если чертежи проектируемых быстроходных патрульных катеров окажутся в распоряжении конструкторов КПК, это позволит инженерам и конструкторам, используя уже испытанные устройства, создать вариант такой же скоростной патрульный катер, но уже на подводных крыльях. Конструкция такого КПК удовлетворяла бы всем требованиям обычного патрульного катера, но в то же время КПК обладала бы преимуществами высокой скорости работы, большей дальности плавания и лучших мореходных характеристик.

Сражайтесь с КПК. Основные типы кораблей и их назначение

Скоростной военный катер на подводных крыльях
Источник: Pexels.com

Причем всех этих преимуществ можно было добиться, не внося существенных изменений в исходную конструкцию обычного патрульного корабля. Ожидается, что в будущем SPC будут использоваться во многих различных целях, от десантных кораблей до кораблей сопровождения. Если сравнить КПК с кораблями обычного водоизмещения того же размера, то можно увидеть, что КПК демонстрирует такие тактико-технические показатели, каких еще не знала история военного кораблестроения.

Dream-yachts
Добавить комментарий