Броненосный крейсер «Мэн»

Maine — американский броненосный крейсер, названный в честь одноименного штата, введён в строй в 1895 году.

Корабль представляет наибольший интерес не столько с точки зрения кораблестроения и как первый американский броненосный крейсер, сколько из-за его загадочной гибели при взрыве, произошедшем через три года после его спуска на воду.

История

Корабль был официально отнесен к линейным кораблям второго класса и стал одним из первых кораблей, превзошедших своих «современников» по ​​ТТХ. Фактически с Мэна началась история нового американского флота, а учитывая появление в составе бразильских ВМС крейсера «Ричуэлло», во многом опережавшего все остальные корабли американского флота, такая новинка значительно повысила авторитет американский флот.

Но проблема постройки кораблей такого класса заключалась не в отсутствии соответствующих знаний техники. Большинство политиков склонялись к тому, что развитие торгового флота должно быть в приоритете, а военное развитие в то время не финансировалось в достаточной степени для разработки и постройки новых современных кораблей. Только в 1884 году на рассмотрение Конгресса были приняты два проекта, одним из которых был броненосец водоизмещением 7500 тонн, названный «Мэн».

Конструкция

Ориентируясь на тот же «Ричуэлло», американские конструкторы не только переняли все лучшее от этого корабля и исключили старые — фактически «Мэн» стал копией бразильского крейсера, но и американский корабль конструктивно отличался от прототип». Так «Мэн» имел две мачты вместо трех, а главные орудия корабля располагались диагонально. Это теоретическое преимущество на практике стало слабым местом конструкции, так как при стрельбе нагрузка приходилась на мостики и надстройки, который вряд ли можно было поддержать.

В остальном корабль повторял универсальную, хотя и устаревшую на тот момент конструкцию «Ричуэлло». Водоизмещение корабля составляло 6682 тонны, длина и ширина соответственно 98,9 и 17,4, осадка 6,9 метра. Внутри цитадели днище корабля было двойным, а весь корпус корабля делился на 214 водонепроницаемых отсеков.

Вооружение

Две башни главного калибра, расположенные по диагонали, несли по две 254-мм пушки каждая со снарядами 35 калибра для стрельбы. Корабль также был оснащен вспомогательным вооружением, в состав которого входили шесть боевых орудий калибра 152 мм, где применялись снаряды калибра 30 мм. Скорострельность таких орудий изначально составляла 1 выстрел в минуту, но этот недостаток был устранен еще до принятия корабля на вооружение.

Броненосный крейсер Мэн

Вооружение крейсера «Мэн”
Источник: www.shipspotting.com

Мэн также имел семь противоминных орудий со скорострельностью 20 выстрелов в минуту. Имелись и торпедные аппараты (по два с каждого борта). Кроме того, «Мэн» должен был иметь по небольшому эсминцу с каждого борта, но после испытаний выяснилось, что корабль не выдерживает таких нагрузок.

Броневая защита и силовая установка

В качестве брони главного пояса корабля использовался сталеникелевый сплав. Толщина такой брони составляла 305 и 178 миллиметров по верхней и нижней кромкам соответственно. Высота ремня составляла 2,1 метра. Толщина бронепалубы в средней части составляла 51 миллиметр, за бронепоясом она была толще на 20 миллиметров. Основные артиллерийские установки имели собственную защиту толщиной 203 миллиметра.

Энергетическая установка корабля состояла из двух двигателей тройного расширения, суммарная мощность которых составляла примерно 9200 л.с. При такой мощности корабль теоретически должен был развивать скорость 17 узлов, но на практике этот показатель оказался на 0,55 узла меньше.

Взрыв в Гаване

Во время войны между кубинскими повстанцами и испанцами в конце 19 века Мэн был отправлен в зону конфликта для защиты американских граждан, находившихся на острове. 15 февраля 1898 г на корабле произошел взрыв, и никаких предпосылок для выводов о внешних причинах не было. Официально говорилось о взрыве нескольких тонн пороховых зарядов, полностью разрушивших носовую часть корабля. В результате таких повреждений корабль затонул и погибло более двухсот человек (по некоторым данным точное число погибших 266 человек, все были членами экипажа, гражданских среди погибших не было).

Броненосный крейсер Мэн

Место крушения USS Maine
Источник: en.wikipedia.org

Сразу поползли слухи, что к взрыву причастны испанцы, и применили для этого мину. Эту версию подкрепляла взаимная неприязнь двух народов на фоне испано-американской войны, но последующее расследование привело к неоднозначным выводам.

Расследование взрыва

Уже 19 февраля того же года в Гавану, где произошел инцидент, прибыла следственная комиссия для расследования обстоятельств взрыва, при этом американская сторона сразу отвергла предложение испанцев о создании совместной комиссии. Все результаты работы комиссии указывали на «испанский след», что фактически и дало повод американцам направить свой флот в зону конфликта.

В то время многие пытались накалить обстановку, открыто заявляя, что корабль заминировали испанцы, но комиссия, уже опубликовавшая официальный отчет 21 марта, не назвала конкретных виновников. СМИ других стран, благодаря грамотной пропаганде, все же распространили информацию о том, что испанские диверсанты могли и хотели устроить взрыв.

Несмотря на то, что американские военные вмешались в работу быстро сформированной испанской комиссии, ее члены смогли косвенными факторами доказать, что взрыв произошел не снаружи, как если бы была применена мина, а изнутри корабля. В результате Америка смогла заручиться общественной поддержкой в ​​этой войне, закончившейся победой США.

Сегодня уже невозможно точно сказать, было ли это на самом деле диверсией со стороны Испании или хитрым планом уничтожить имущество, чтобы создать предлог для начала интервенции. Но когда в 1910 году корабль подняли со дна бухты, стало очевидно, что характер повреждений внутренний. Тем не менее американцам быстро удалось ограничить расследование и не допустить представителей других комиссий, которые не могли дать официальных заключений, и через год Мэн был отправлен на слом.

Dream-yachts
Добавить комментарий