Черноморская регата в России
С 9 по 18 мая 2014 года в Новороссийске и Сочи приняли участие 29 судов-участников Черноморской регаты больших парусников СКФ 2014 из 12 стран. Престижная международная регата больших учебных парусников в этом году прошла под российским флагом. Его покровителями были президенты трех государств: Болгарии, России и Румынии. Честь нашей страны в гонках защищали легендарные корабли: «Крузенштерн», «Мир», «Седов», «Надежда». Российские парусники «Акела», «Витязь», «Чистый ханей» выступали в классе С. По итогам двух гонок «Надежда» стала победителем регаты. Еще одно российское судно «Акела» получило награды за самый быстрый финиш. В обоих этапах регаты эта 13-метровая лодка из Санкт-Петербурга пришла к финишу первой.
В статье мы расскажем о самых ярких моментах морского праздника и об истории некоторых российских парусников, участвовавших в регате.
Предыстория события
Первая регата Tall Ships Regatta для больших парусников была организована в 1956 году. Инициатором ее проведения выступила Великобритания. Она предложила организовать гонки учебных кораблей, где экипаж набирался бы из моряков. Первые советские парусники участвовали в этом престижном международном салоне фрегатов в 1978 году. Один из многих победителей регаты – наш барк «Седов». За последние десятилетия в регате Tall Ships приняли участие многие северо-западные европейские державы. Один из этапов регаты дважды проходил в Санкт-Петербурге (1996, 2009).
Несколько победителей регаты «Барк Седов
Россия стала принимающей страной только в этом году. Готовиться к такому важному и яркому событию мы начали заранее. Необходимо было подготовить всю морскую инфраструктуру в портах захода (Сочи, Новороссийск) к встрече с парусниками. Осенью прошлого года в олимпийской столице завершилось строительство яхтенной пристани (порта) вместимостью 230 лодок. Из них 6 причалов предназначены для средних парусников – до 50 м. Генеральный директор «Совкомфлота» Сергей Франк пообещал, что к началу 2016 года пристань будет расширена до 300 причалов.
В Новороссийске построены новые причалы, улучшена береговая инфраструктура.
Презентация Черноморской регаты состоялась в московской резиденции посла Великобритании Тимоти Эрла Бэрроу. На прием в ноябре прошлого года пришли известные и влиятельные люди, организаторы регаты, руководители ВМФ России, журналисты ведущих СМИ. Резиденция британского посла является достопримечательностью столицы – особняк дворцового типа, принадлежавший в 19 – начале 20 веков семье сахароторговцев Харитоненко.
Варна – начало регаты
К 30 апреля парусники – участники из 12 стран – собрались в акватории болгарского порта. Экипажи на кораблях состояли из офицеров и курсантов в возрасте 17-25 лет (всего около 1500 человек). К гонке подготовились парусники из Болгарии, Италии, Испании, Пакистана, России, Румынии, Турции, Украины. Но сначала и моряки, и жители Варны приняли участие в морском празднике, организованном по случаю открытия регаты. Зрителями событий стали более 300 тысяч человек. Президент Болгарии Росен Плевнелиев специально прилетел в Варну, чтобы поздравить экипажи и пожелать им хорошего ветра на море.
Утром 3 мая из болгарского порта вышла флотилия из 17 парусников. Варна провожала их плохой погодой. Парусам предстояло пройти 450 морских миль до Новороссийска. Первый этап регаты был посвящен памяти основателей города: адмиралов Лазарева, Серебрякова и генерала Раевского. Погода не радовала моряков. Порыв ветра с северо-востока (до 30 м/с) сорвал паруса российской «Акелы», помешал английской яхте «JOHANNA LUCRETIA» (29 м, постройки 1945 г.) и мальтийскому паруснику «БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ». «От входа в гавань Новороссийска, где находилась команда регаты.
Начало Черноморской регаты больших парусов
Корабли были вынуждены уйти в Геленджик. Из-за штормового встречного ветра несколько парусников не смогли совершить прямой заход в порт Новороссийск: SEDOV (Россия), JOHANNA LUCRETIA (Великобритания), ATYLA (Испания) и RAH NAWARD (Пакистан). Они отклонились от курса на юг. Дирекция гонки приняла решение сократить время соревнований на 24 часа и установить новое время финиша, чтобы все участники смогли собраться в Новороссийске 9 мая и принять участие в праздновании Дня Победы.
Лидерами первого этапа регаты в различных классах стали:
- А — «Надежда» (Россия),
- Б — «украшенный» (Румыния),
- C — «Морское приключение» (Болгария).
Кстати, в гонке принял участие самый старый корабль среди румынских парусников Mircea. В 2014 году исполнилось 75 лет с момента запуска. Сегодня на этом трехмачтовом барке тренируются курсанты ВМС Румынии.
Новороссийск – Сочи
Первые парусники вошли в акваторию порта олимпийской столицы 13 мая вместо запланированных 14. Им помог хороший ветер. Через день-два после прибытия лодки были открыты для свободного посещения. Очереди желающих сразу выстроились в паспортный стол. Оформление паспорта не заняло много времени (2-3 минуты), достаточно было оформить паспорт. Праздник начался 16 мая с красочного шествия экипажей по прибрежным улицам Сочи. Каждая команда представилась и проявила максимум фантазии. В параде приняли участие более тысячи моряков из России, Болгарии, Великобритании, Испании, Пакистана, Турции, Украины, Румынии. Часть экипажа была одета в парадную морскую форму, часть в жилеты или пиратские костюмы. Моряки из Седова порадовали зрителей акробатическими упражнениями.
Участников регаты встречали Владимир Путин и мэр Сочи Анатолий Пахомов на площади Южного причала у здания Морского вокзала. Президент России вручил награды командам-победителям гонки Варна-Новороссийск: «Надежда» (класс А) и «Акела» (класс С). Трехмачтовый фрегат из Владивостока также отметился самым длинным переходом. Чтобы добраться до болгарской Варны, корабль пересек Индийский океан. Одномачтовое судно «Акела» (Санкт-Петербург) интересно еще и тем, что первый помощник на палубе — женщина. Развенчивая давние морские суеверия, Анастасия Подобед (номинант конкурса «Лучший яхтсмен года» 2013 года) уже много лет совершает дальние морские путешествия в составе команды.
Участник регаты – парусник «Крузенштерн»
За несколько дней, которые парусники провели в сочинском порту, их гостями стали более 360 тысяч человек. Регата в городе стала самым обсуждаемым событием. Красные мачты Седова, эффектная ночная иллюминация Надежды, звук колокола Крузенштерна — все это надолго останется в памяти очевидцев.
Утром 18 мая при юго-восточном ветре парусники начали выходить из яхтенной пристани в Сочи. В полдень с поднятыми парусами они стояли в десяти милях от берега. Тысячи людей собрались, чтобы посмотреть Парад парусов. Однако из-за облачности видимость оставляла желать лучшего. Корабли вышли на вторую гонку регаты в сторону румынского побережья – порт Констанца.
Добрая воля парусов
Черноморская регата больших учебных парусников завершилась 28 мая, после окончания второй гонки Сочи-Констанца. За дни проведения регаты палубы посетило более миллиона зрителей. Для большинства из них это была единственная возможность увидеть корабль под парусами. Но среди посетителей было и много людей, связанных с морем. Приехали вспомнить молодость и те, кто проходил стажировку на одном из кораблей.
Закрывая Черноморскую регату больших учебных парусников, председатель правления Робин Снук Хургонье сказал, что главное в этом мероприятии не только спортивные результаты, но дружба и взаимопонимание, доброжелательность, проявленная командами друг к другу, праздник гости, туристы, посещающие яхты. Можно только восхищаться настойчивостью и терпением курсантов и офицеров, которые любезно отвечают на многочисленные вопросы посетителей. В течение дня через каждое судно проходили тысячи людей, любопытствующих заглянуть в каждый уголок парусника, даже туда, где вход был закрыт.
чувствовать себя объектом внимания такой массы людей и при этом сохранять хорошее присутствие духа — дорогого стоит. Экипажи из представителей разных национальностей и религий объединяло прекрасное чувство морского братства и товарищества. Регата даже вручает специальный приз экипажу корабля, который в ходе соревнований наиболее ярко проявил эти качества. Победитель определяется общим голосованием капитанов и экипажей. По мнению участников Черноморских гонок, наибольший вклад в дело дружбы внес испанский корабль «Атила». Интересно, что этой яхтой управляет совсем молодой капитан (24г) — Родриго де ла Серна.
Победителями Кубка мира по регате больших учебных парусников по результатам двух гонок стали:
- «А» (самые большие парусники, более 100 м) — «Надежда» (Россия),
- «B» (средние яхты) — Johanna Lucretia (Великобритания),
- «С» (малый, одномачтовый) — «Акела» (Россия).
Барк Седов (Россия) был награжден за самую длинную дистанцию, пройденную во время регаты. Многие экипажи также были награждены специальными призами.
«Надежда»
Порт приписки трехмачтового учебного парусника — Владивосток. Судно принадлежит Морскому государственному университету. Невельского. Фрегат «Надежда» — прототип парусного корабля начала 20 века. Полный комплект парусов (26 штук) придает кораблю высокую скорость до 18 узлов.
Среди современных парусников — «Надежда» — одна из самых больших и быстроходных (управление парусом — ручное). Максимальная длина фрегата 108,6 м при максимальной ширине 14 м. Высота грот-мачты 50 м.
Корабль построен в 1991 году на верфи в Гданьске (Польша).
Надежда неоднократно успешно участвовала в международных регатах, дипломатических и культурных мероприятиях. Дважды палуба использовалась как плавучий павильон с экономическими выставками «ЭКСПО» (в 2010 и 2012 годах). Кругосветное путешествие, посвященное 200-летию экспедиции Крузенштерна и Лисянского, сделало фрегат «Надежда» всемирно известным парусником. Произошло это в 2003 году. За время кругосветного путешествия корабль трижды пересек экватор, преодолев почти 45 000 морских миль.
Парусник «Надежда» — один из самых больших и быстрых
На протяжении 10 лет Надежда вела научно-образовательный проект, на несколько месяцев став плавучим университетом. Отечественные и зарубежные ученые, экологи и биологи, курсанты совершают экспедиции к побережью Сахалинского полуострова и Курильского архипелага. После взрыва ядерного реактора на японской станции Фукусима парусник осуществлял наблюдение в Японском море.
Для участия в регате «Надежде» пришлось совершить длительное путешествие по Индийскому океану: 13 февраля учебное судно вышло из порта приписки во Владивостоке. По пути парусник заходил в порты Вьетнама и Сингапура. «Надежда» вышла через Суэцкий канал в Черное море.
Здесь 10 мая фрегат отпраздновал первую победу по итогам первого этапа регаты на участке Варна — Новороссийск.
С 14 по 18 мая парусники находились в новом круизном порту Сочи. 15 мая на церемонии награждения отличившихся в ходе регаты Президент Владимир Путин вручил специальную награду капитану теплохода «Надежда» Сергею Воробьеву за самый дальний путь корабля до порта старта регаты.
Вторая часть
Статья по теме: Большой парусник «СТВ Роял Елена»