Деревянные исполины

Как уже было сказано, американцы первыми освоили строительство больших клиперов, в которых было много хорошего корабельного леса.

Самым крупным среди американских клиперов был Great Republic, водоизмещением 5,4 тыс т и длиной 98,8 м. При постройке этого судна было использовано 3810 куб.м сосны и 2980 куб.м белого дуба, 340 т железа и 6 тонн меди. А на изготовление парусов ушло 6020 кв м брезента.

В 1853 году этот корабль был спущен на воду в Бостоне, затем отбуксирован в Нью-Йорк для достройки, где сильно пострадал во время пожара в гавани. Полностью восстановить его не удалось, и он вышел в море с укороченными мачтами и меньшими парусами.

Но все же вскоре за ним утвердилась честь одного из самых быстроходных кораблей — он совершил переход из Нью-Йорка в Ливерпуль за 19 дней. Парусник также курсировал между Нью-Йорком и Калифорнией во время Золотой лихорадки, а также между Англией и Южной Америкой. Затем он использовался в качестве военного транспорта во время Гражданской войны в США. В конце своей карьеры клипер стал торговым судном под названием Danmark и затонул во время шторма в 1872 году.

Древесный истребитель

Барк «Пруссия» на буксире

Вместо этого в 1892 году американцы построили еще более крупный корабль — четырехмачтовый барк «Роанок», имевший длину 100,9 м и грузоподъемность 5000 тонн.

Сегодня немногочисленные уцелевшие парусники используются в качестве учебных кораблей. Так какое-то время 5-мачтовый барк «Пруссия» считался самым большим парусником в мире. Однако им оказалось очень трудно управлять, и он остался единственным в своем роде.

Рекомендуемое чтение: В поисках южной неизвестной земли

Тем не менее немцы не останавливались на достигнутом и с 1903 по 1926 год спустили в Гамбурге еще восемь барж.

Парусники все еще пытались конкурировать с пароходами до начала Второй мировой войны. Но начало боевых действий сразу продемонстрировало, что парус — идеальная цель для авиации. Лишь немногим из них повезло. Так, например, кора по-пекински попала в музей и, таким образом, уцелела.

В нашей стране всем известен учебный барк «Крузенштерн» (бывший «Падуя»), который почти каждый год совершает учебный кругосветный поход.

Кроме того, парусники теперь используются как прогулочные и гоночные яхты. В 1989 году во Франции был спущен на воду четырехмачтовый катер Club Med 1, вмещавший 450 пассажиров одновременно.

Однако, как и самая маленькая баркентина «Лили Марлен», рассчитанная на 45 человек, наряду с парусами у нее есть еще и двигатели.

Необычные парусники

И в заключение этой статьи поговорим о малополезных парусниках. Их изучением в свое время занимался известный писатель-маринист Леонид Скрягин.

«До начала XVI века кораблестроения как науки не существовало. Это было ремесло, даже искусство, его секреты ревностно охранялись и передавались от отца к сыну, от мастера к ученику, писал он. «Возможно, поэтому на протяжении более пяти тысячелетий основные практические правила судостроения вырабатывались интуитивно, на основе опыта многих предшествующих поколений…»

Отсюда форма корабля, элементы конструкции менялись очень медленно: мастера просто боялись отступить от канона по принципу «как бы чего не вышло». Вот только один пример: сначала в 1666 году английский кораблестроитель Энтони Дин определил осадку судна и прорубил порты для орудий в бортах еще на бревнах. До этого такие операции выполнялись только после запуска.

Открытие Энтони Дина является своего рода завершением развития кораблестроения, начавшегося в начале XVI-XVII веков. В XVII веке появилось несколько принципиально новых типов военных и торговых судов.

Одним из родоначальников морской моды была Голландия, торговый флот которой насчитывал около 10 000 судов. Вот лишь основные их виды: галиот, коф, фильва, флейта, смычки, эвер, кат, гукор, гульк.

Наиболее распространенное торговое судно — флейта — имело три мачты с прямыми парусами на фоке и гроте и косым парусом на бизани. Характерными чертами флейты являются округлая корма и загнутые внутрь борта, как у испанских галеонов.

Древесный истребитель

Греческий корабль трикандини

На севере Европы был распространен люггер — трехмачтовое судно с наклонными парусами и горизонтальным бушпритом, который можно было втянуть в корабль. Люгеры использовались как рыболовные и транспортные суда, а также для контрабанды и пиратских набегов. Во время наполеоновских войн они входили в состав военных флотов, так как быстроходные и маневренные корабли, вооруженные 8-10 стрелковыми орудиями, были очень практичны для десантных операций в прибрежной зоне.

Судостроители Средиземноморья обычно предпочитали всем другим кораблям шебеки и поликрасы.

Шебека, скорее всего, была изобретена пиратами на берберийском побережье Африки. Легкие, мелкосидящие, резко очерченные, быстроходные парусники вобрали в себя лучшие качества португальской каравеллы и венецианской галеры.

Французский военный шест имел на фок-мачте большой латинский парус, наклоненный под углом 75 градусов к горизонту. Оборудование второй мачты предусматривало быстрое опускание реи на палубу в случае неожиданного шторма. Третья мачта несла один прямой и один латинский парус. Такое вооружение давало определенные преимущества при плавании в районах с неустойчивым ветром.

До классификации парусных кораблей (по размерам, роду службы, артиллерийскому вооружению и оборудованию) морские историки часто терялись в определении их типов. Но ведь летописи полны романтических имен, которым действительно нет числа. Судите сами: венецианские трабаки и бусы, греческие эшафоты и сакалевы, турецкие кочермы и феллюки, английские буртоны, французские тюковщики, сарацинские брусья, бесчисленные маоны, тариды, карамуссали, биландеры, терморы, тартаны, доггеры, шнявы, паландры и т.д.

Примером такого нестандартного парусного снаряжения является такелаж греческого двухмачтового торгового корабля типа трикандини. На одном корабле — три разных типа парусов: латинские, спринтерские и гафельные.

ТОП самых быстрых парусников

Dream-yachts
Добавить комментарий