Роща знаменитого ливанского кедра, где до сих пор можно увидеть могучие древние кедры, дала возможность древним сирийским кораблестроителям строить корабли, способные плавать не только по относительно спокойным рекам, но и выходить в море. Древние корабли могли поразить своими размерами даже современного мореплавателя.
От сирийцев технологию строительства кораблей с килями и шпангоутами переняли критяне, а затем и финикийцы. Так что критяне недолго оставались хозяевами Средиземноморья. Со временем финикийские биремы — корабли с двумя рядами весел и квадратным парусом — уже бороздили многие моря, омывавшие Европу.
Финикийцам удалось не только добраться до Британских островов и побережья современной Франции, но даже обойти Африку. Но на южной оконечности Африканского континента есть полоса широты, которую не зря называют «ревущей». Там постоянно дуют сильные ветры, нередки штормы и ураганы. Даже в 19 веке пройти сквозь «ревущие» широты считалось сложной задачей…
Финикийский корабль
Однако финикийцы плавали не только для того, чтобы показать миру искусство своих мореплавателей. Они торговали, не брезговали пиратством и часто нападали не только на корабли других народов, но и на прибрежные города и государства. Так знаменитый город-государство — Карфаген — был основан в IX веке до нашей эры на средства, добытые именно за счет торговли и грабежей.
Античный флот
Как известно, Карфаген был разрушен римлянами. Но они смогли завоевать город только после того, как создали собственный мощный флот. Это произошло в 264 году до нашей эры, когда между Римом и Карфагеном разразилась Первая Пуническая война.
Образцами для создания флота для римлян были не столько корабли финикийцев, сколько флот древних греков, состоявший из галер, бирем и триер. Гребцы на триерах уже сидели в три ряда, и поэтому корабль даже без парусов развивал довольно приличную скорость (как уже говорилось, до 9 узлов).
Римская осада Сиракуз
Кроме гребцов, на палубах стояли лучники, которые осыпали врага градом стрел. Но главным оружием по-прежнему считался таран — острый выступ на носу корабля, пробивший борт неприятельского корабля. После этого нападавшие обычно вставали на абордаж, то есть перемещались с помощью тросов и специальных мостиков на палубу противника, где начинался рукопашный бой с применением шпаг и другого оружия ближнего боя.
Позднее на триремы стали устанавливать также баллисты и катапульты — метательные машины, стрелявшие камнями и кувшинами со специальной смесью на основе масла — «греческий огонь», как ее тогда называли. Хотя на самом деле, как считают некоторые историки, секрет этой смеси был известен и арабам, и монголам.
Рекомендуем прочитать: Дорога к морю, или Самая-самая первая
Мощный флот позволил римлянам не только победить карфагенян, но и захватить все побережье Средиземного моря. Даже легендарные Сиракузы, родина великого Архимеда, пали. Именно изобретенные им машины, как свидетельствует легенда, позволили жителям Сиракуз несколько раз останавливать захватчиков, поджигая их корабли.
И сейчас мало кто верит, что римский корабль можно поджечь, сосредоточив на парусе «кроликов» солнечной энергии из множества зеркал. Другая гипотеза кажется более правдоподобной. Зеркальный «кролик» служил лишь своеобразным целеуказанием, как лазерный прицел на современных снайперских винтовках. Подожгли корабли метким обстрелом — катапульты забросали камнями все тем же «греческим огнем».
Находки на дне
Да будет вам известно, что сиракузяне сами были искусными кораблестроителями. Сохранилось описание древнегреческого писателя Афинея, жившего в 3 веке до н.э., о корабле с 20 (!) рядами весел — икосере. Он был построен по приказу правителя Сиракуз Гиерона II в 268-215 гг до н.э и представлял собой колосс длиной около 90 м.
На трехпалубном корабле располагались (не считая пассажирских кают) великолепные парадные залы, библиотека, храм Афродиты, большие солнечные часы, бани, спортзалы, сады, рыбный сад, большая кухня и даже конюшни.
Главным строителем корабля, названного «Сиракузская женщина», считается архитектор Архий Кориандский, а его помощником — сам великий Архимед. На постройку корабля, длившуюся год, использовали столько древесины, сколько обычно требовалось для постройки 60 больших галер. Было занято 300 плотников, не считая подсобных рабочих.
Говорят, что на борт «Сиракузской бабы» можно было взять 2600 тонн зерна, соленой рыбы, шерсти и других товаров, не считая провизии для пассажиров, множества экипажей и солдат. А для защиты от нападения корабль имел 8 деревянных боевых башен, 3 мачты с камнеметными реями, катапульту и спущенное за борт железное ограждение.
Обломки одного из кораблей, поднятых со дна озера Неми
Судьба первого великана, как и многих его потомков, оказалась довольно печальной. Из-за своей громоздкости и большой осадки он не мог зайти во многие порты. Поэтому Гиерон вскоре отправил его в Александрию с грузом продовольствия — в Египте был неурожай. Там вместе с зерном был продан и сам корабль. Он был переименован в «Александриду» и его дальнейшая судьба неизвестна. Скорее всего он был сожжен при осаде Александрии теми же римлянами.
Однако некоторые историки подозревают, что такого корабля на самом деле вообще не существовало — он был слишком велик. И его описание есть не что иное, как литературное преувеличение Афинея.
Тогда самым большим кораблем древности следует считать поднятые в 1932 году со дна осушенного озера Неми, недалеко от Рима, военные и транспортные суда.
Первым из них оказалась триера с веслами в три ряда общей длиной 72 м. Торговое судно было несколько длиннее — 73 м. Весла у него не было; он передвигался только с помощью парусов.
Корабли имели пять кулеров, на которых крепились шпангоуты, обшитые сосновыми досками. Подводная часть кораблей была дополнительно защищена просмоленной ватой и свинцовыми пластинами на медных гвоздях.
Найденные на кораблях монеты указывают на то, что они могли быть построены между началом правления императора Калигулы (12-41) и восшествием на престол Траяна (53-117.).
Будет интересно: Древесные великаны
Оба корабля были отреставрированы и выставлены на всеобщее обозрение перед Второй мировой войной. Но начавшаяся мировая бойня оказалась и для них губительной — во время очередной бомбардировки броненосного крейсера «Мэн» оба корабля сгорели.
После войны их модели были построены в масштабе 1:3. Их тоже можно считать своеобразными рекордсменами — это самые большие модели в мире.