Ганнибал – крупнейшая морская эвакуация в истории человечества

В конце января 1945 года Красная Армия вошла на территорию бывшей Восточной Пруссии, которая ранее находилась под полным контролем Третьего рейха. Среди местных жителей, поддерживающих фашистский режим, а также служащих, курсантов военных академий, рядовых солдат началась настоящая паника, они явно не были готовы к такому исходу событий. Главнокомандующий военно-морскими силами Германии Карл Дёниц отдал приказ о начале крупнейшей в мире морской операции по эвакуации важных для рейха лиц из опасной зоны под кодовым названием «Ганнибал».

Всем кораблям, стоявшим в портах Восточной Пруссии, было приказано принять на борт максимальное количество беженцев, в первую очередь курсантов школ подводных лодок, матросов боевого и учебного флотов, служащих городских управлений, полиции, а также их родных и близких.

В приказе, полученном командующими флотами и капитанами кораблей, говорилось, что почти все корабли и подводные лодки обязаны отправиться на запад в Германию, на которых должны были разместиться ценное вооружение, секретные документы и важные правительственные бункеры. Всего в эвакуации приняло участие более 2,5 млн человек, большинство из которых все-таки были военными, а не гражданскими лицами, как пытались представить власти Германии.

Ганнибал — крупнейшая морская эвакуация в истории человечества

Эвакуация в Германии

Эвакуацию прикрывал адмирал Оскар Кумметс, который до конца держал Данцигскую бухту под своим контролем, не допуская входа в нее советских подводных лодок и не допуская погрузки беженцев на корабли. Эвакуация происходила в такой спешке, что у немцев не хватало обычных пассажирских судов, а прежде всего конвоев для их прикрытия, потому что немцы просто несли огромные потери в технике и людях, постоянно подвергались атакам советских подводных лодок.

Большой потерей для германского флота стала катастрофа, случившаяся с кораблями «Вильгельм Густлофф» и «Генерал Штойбен». Эти корабли были наиболее пригодны для эвакуации, кроме того, они были еще и достаточно быстроходными, чтобы иметь возможность уйти от преследования, поэтому представляли немалую ценность для германского флота. Так «Вильгельм Густлофф» был круизным лайнером Пассажирское судно, имел девять палуб, мог развивать скорость свыше 15 узлов в час и брать на борт одновременно почти 2000 человек в мирное время и более 8 тысяч в военное.

Корабль, длина которого превышала 200 метров, был спущен на воду в 1938 году и назван в честь покойного нацистского лидера. Его служба во флоте «Вильгельм Густлофф» закончилась 30 января 1945 года, после того как корабль был атакован советской подводной лодкой С-13 под командованием капитана 3 ранга А. И. Маринеско.
На борту в это время находилось более 9 тысяч беженцев, большинство из которых, по данным командования, составляли дети разного возраста, под видом которых немцы осуществляли перевозку солдат.

Подводная лодка подошла к лайнеру незаметно и быстро, крайне перегруженная, не могла развить достаточную скорость и поэтому представляла собой идеальную цель, по которой было выпущено не менее 4 торпед, большая часть которых взорвалась и повредила переборки и носовую часть корабля, а последовавшая за этим паника завершила работу. Через час после атаки лайнер вместе с экипажем и пассажирами ушел на дно, а советская подводная лодка продолжала боевую службу.

Ганнибал — крупнейшая морская эвакуация в истории человечества

Немецкий корабль «Генерал Штойбен”

через 11 дней, 10 февраля 1945 года, S-13 столкнулся с другим немецким пассажирским судном «Генерал Штойбен», вышедшим накануне из порта Пиллау с более чем 4000 человек на борту, включая раненых и беженцев. Несмотря на то, что корабль сопровождал конвой из эсминца и тральщика, залпа кормового оружия с надводного положения линкора хватило, чтобы его потопить.

Следует отметить, что в обоих случаях советский капитан понятия не имел, что торпедирует корабль с гражданскими лицами, так как и Вильгельм Густслоф, и генерал Штойбен имели на борту достаточно оружия для атаки, но никаких опознавательных знаков, указывающих на то, что корабль является гражданским, не было не одаренный.

Потери этих двух кораблей значительно сократили темпы эвакуации, но собственно операция «Ганнибал» не была приостановлена, она продолжалась до самого прихода советских войск на территорию Пруссии. Известно, что из более чем 2 миллионов эвакуированных морем из Пруссии более 40 тысяч нашли свою смерть в море, став жертвой сложившейся ситуации и фактически заложниками собственного правительства, что сделало их мишенью для советских военно-морских сил силы.

Рекомендуемое чтение:

Адмирал Георг Старк и судьба Сибирской флотилии

Лайонел Крэбб и дело Орджоникидзе

Dream-yachts
Добавить комментарий