Гранкан – Селитровая катастрофа Техас-Сити

16 апреля 1947 года произошло событие, получившее название «Катастрофа селитры в Техас-Сити». В этот весенний день в городском порту Техас-Сити происходила стандартная рутина погрузки и разгрузки товаров. У причала столпились матросы и грузчики и погрузили «Грандкан» — сухогруз французско-американского производства, длиной 135 метров, шириной 17,5 метра, грузоподъемностью более 7 тысяч тонн. Одно время «Гранд Кан» назывался «Бенджамин Р. Кертис», но в послевоенные годы был куплен французами, переименован и приписан к порту Марселя.

С раннего утра трюмы «Грандкана» были заполнены селитрой — сельскохозяйственным удобрением, с точки зрения матросов и офицеров, абсолютно безобидным и не опасным грузом, потому что, когда в одном из трюмов начался пожар, особо никто не платил Обратите на это внимание, загрузка не остановлена ​​и пожарная тревога не была сообщена.

Грандкан - Бедствие селитры в Техас-Сити

Французский корабль «Грандкан”

В это время в порту находился любопытный репортер одной из местных газет, он первым обратил внимание на дым, поднимающийся из трюма, но этому человеку не удалось добиться внятных объяснений от капитана де Геллабона по этому поводу. Капитан неохотно ответил, что пожар скоро потухнет, и ему не следует об этом беспокоиться, так как погрузка почти завершена, на борт уже принято более 3 тысяч тонн селитры, а также металл и другие тяжелые грузы, корабль готовился к отплытию. Сфотографировав порт и корабли в доке, журналист ушел, даже не подозревая, что всего через несколько минут его фотографии станут единственным достоверным доказательством существования как Грандкана, так и самого порта.

Аммиачная селитра широко используется для подкормки растений весной. Внешне представляет собой бесцветное кристаллическое вещество, которое обычно транспортируют в мешках и специальных мешках. На «Грандкан» селитру грузили тоже в мешках, но не в спецмешках, а в обычных бумажных мешках. Селитра отлично растворяется в воде, но при нагревании выше 160 градусов Цельсия распадается на нитрат аммония и ряд других оксидов, способных вызвать мощный взрыв. Это свойство селитры хорошо известно военным, которые используют селитру для приготовления взрывчатых смесей. Но в день трагедии специалистов-подрывников поблизости на борту «Гранкана», по-видимому, не было, как не было и военных, которые могли бы сразу оценить опасность сложившейся ситуации.

Где-то около 9:30 утра один из помощников капитана решил ускорить процесс тушения пожара, который до этого шел крайне медленно, с помощью обычных кружек и ведер. Офицер приказал матросам натянуть шланги и вместо воды, которая могла испортить товар, напустить в закрытый трюм пар. Уже через несколько секунд мощнейшим взрывом сорвало крышку люка, а из трюма вырвалось пламя, еще через секунду Гранд Канал разорвало на мелкие кусочки, которые разлетелись за несколько километров от огня.

Грандкан - Бедствие селитры в Техас-Сити

Пожар химических и текстильных предприятий

И все бы ничего, но Техас-Сити был не простым городом, в послевоенные годы это был центр нефтеперерабатывающей промышленности, здесь было несколько десятков крупных и мелких объектов с сотнями тонн сырой нефти в запасах. Мгновенно распространившийся огонь перекинулся на другие корабли, добрался до нефтеперерабатывающих заводов и начал бушевать в городе. Десятки и сотни людей, в основном докеры и пожарные, погибли в одно мгновение, тысячи остались без зрения, получили другие виды травм и лишились жилья.

В городе отключилось электричество, не работал телеграф, помощь смогла прибыть только через несколько часов после происшествия. Взрывы сотрясали Техас-Сити целую неделю, горели химические и текстильные фабрики, взорвались доки и склады, не пострадавшие от первой волны огня, справиться с такой масштабной катастрофой смогла только прибывшая на место армия. Солдаты организовали экстренную эвакуацию жителей, разобрали развалины, собрали тела погибших.

Масштабы бедствия были огромны, никто из виновных в происшествии не выжил, начатое расследование постоянно приостанавливалось, большая часть города лежала в руинах и дыму. В конце концов сводная комиссия решила, что вина лежит не только на самих матросах и капитане, не соблюдшем правила пожарной безопасности, но и на портовой охране, которая была хорошо информирована о том, что матросы курили селитру при погрузке и не делал им никаких замечаний. Кроме того, среди бекеров упоминались поставщики селитры, которые расфасовывали ее в бумажные пакеты, тогда как это никоим образом не допускалось.

Следствие назвало причиной возгорания обычный окурок, брошенный в грузовой отсек нерадивым матросом, а также использование пара в качестве средства для воздействия на селитру, чего ни в коем случае нельзя было делать. Скорее всего, если бы капитан, так беспокоящийся о сохранности своего груза, наполнил трюм водой, описанной выше трагедии не последовало бы.

Рекомендуемое чтение:

Нефтяные платформы

Цусимское морское сражение

Dream-yachts
Добавить комментарий