Информация об остойчивости судна для капитана

В условиях плавания любое судно, отвечающее стандартам достаточной остойчивости, может оказаться в опасном положении или стать причиной опрокидывания из-за неправильного использования или загрузки.

Ответственность за остойчивость судна при эксплуатации возлагается на капитана, которому в соответствии с требованиями регистра выдается Справка об остойчивости для капитана — Книжка об остойчивости).

«Информация» в систематизированном виде содержит: сведения об остойчивости корабля при стандартных, заданных вариантах загрузки; общие рекомендации и конкретные указания относительно эксплуатационных ограничений, которые необходимо соблюдать для обеспечения безопасности судна в отношении опрокидывания (здесь также даются меры по повышению остойчивости судна); различного рода вспомогательные графики, таблицы, шкалы, диаграммы и другие материалы, необходимые для оценки остойчивости при возможных в эксплуатации, но не предусмотренных заранее, вариантах нагружения.

«Сведения» составлены по материалам экспериментального наклонения корабля. Данные, характеризующие остойчивость судна при типичных условиях загрузки, позволяют штурману без каких-либо расчетов количественно оценить остойчивость при наиболее распространенных в эксплуатации условиях загрузки или, при известном режиме загрузки, сравнить остойчивость судна с близкой к ней остойчивостью и Предварительно рассчитано. В разделе «Информация» имеются специальные типовые формы для каждого типового загружения, которые содержат диаграмму нагрузки сосуда, таблицу массовой нагрузки, диаграмму статической остойчивости и таблицу остойчивости сосуда. Последний устанавливает нижние пределы основных (по погодным условиям) и дополнительных критериев остойчивости, при которых эксплуатация судна считается безопасной.

Инструкции капитану содержат необходимые рекомендации по управлению судном на ходу и в штормовую погоду, по приему и потреблению наливных грузов, сведения о мерах предосторожности при перевозке пассажиров, а также навалочных и лесных грузов.

Материалы для расчета остойчивости Остойчивость буксиров и толкачей при нетипичных случаях загрузки содержит: диаграмму предельно допустимых моментов; схема максимальных высот сосудов Ц.Т; универсальная карта устойчивости; чертеж расположения груза на судне; таблица оценки остойчивости судна после периода качки; черновая карта вперед и назад.

Диаграмма предельно допустимых моментов

По вертикальному масштабу диаграммы отложены статические моменты MZ, по горизонтальному — водоизмещение D и средняя осадка ТСР.

Информация об остойчивости корабля для капитана

Рис. 1

На схеме представлены кривые максимально допустимых моментов МЗДОП с обледенением и без него.

Поэтому для использования таблицы допустимых моментов необходимо знать водоизмещение или среднюю осадку судна и статический момент MZ. Эти данные определяются в табличной форме (сводная таблица масс и нагрузок судов).

К полученному суммарному значению статического момента MZ добавляется поправка на влияние свободных поверхностей судовых цистерн. Полученное скорректированное значение MZ сравнивают при заданном перемещении D с допустимым моментом MZDOP по предельной кривой, нанесенной на диаграмму допустимых моментов.

Информация об остойчивости корабля для капитана

Рис. 2 Диаграмма допустимых статических моментов Мz т/х «Славянск»

Если разница между МЗ правильная — сложение МЗ отрицательное, судно соответствует требованиям норм остойчивости; если эта разница положительна, судно не отвечает требованиям норм остойчивости и необходимо балластировать судно, набирая забортную воду в балластные цистерны. Помимо кривых для максимально допустимых моментов, на поле диаграммы наносят кривые с постоянными значениями метацентрической высоты h.

Диаграмма допускаемых (предельных) значений возвышения Ц.Т судна

Вместо диаграмм моментов правила разрешают размещать графики и таблицы с допустимыми значениями максимальной высоты ТТ в «информационном» судне в зависимости от водоизмещения судна, собственного веса или средней осадки. В этом случае оценка остойчивости судна сводится к сравнению применяемой ЗГ, соответствующей заданной нагрузке на судно, с максимально допустимой применяемой ЗГ мела. Если окажется, что ZG ≤ ZG крит, корабль соответствует требованиям норм остойчивости.

Информация об остойчивости корабля для капитана

Рис. 3

Значения максимально допустимого применения в зависимости от водоизмещения или осадки судна представлены в виде графика. Таких графиков может быть несколько (для летней навигации, для зимней навигации в условиях обледенения, противообледенения судна и т д.). Поле графика разделено на зоны опасной и безопасной навигации.

Если окажется, что для данного грузового состояния судна ZG > ZG CRIT, то прибегают к балластировке путем заполнения судовых цистерн жидким грузом.

Рекомендуемое чтение:
Безопасность судна
Непотопляемость корабля

Dream-yachts
Добавить комментарий