Коллективные спасательные средства

Спасательные устройства для коллективных судов являются средствами, которые могут использоваться группой людей и должны обеспечивать надежное и безопасное спасение при килевой качке судна до 20° на все борта и дифференте 10°.

Посадка людей в спасательные средства и освобождение последних в штилевых условиях не должны превышать по времени:

  • 10 минут — для грузовых судов;
  • 30 минут — для пассажирских и рыболовецких судов.

Спасательные шлюпки и спасательные плоты обычно должны размещаться на одной палубе, при этом спасательные плоты разрешается располагать на одну палубу выше или ниже палубы, на которой установлены спасательные шлюпки.

Спасательные шлюпки

Спасательная шлюпка – это шлюпка, способная спасать жизни людей, терпящих бедствие, с момента их покидания корабля (рис. 1). Именно это назначение определяет все требования к конструкции и поставке спасательных шлюпок.

Коллективное спасательное оборудование

Рис. 1 Спасательные шлюпки закрытого и открытого типов

Количество спасательных шлюпок на судне определяется районом плавания, типом судна и количеством людей на борту. Грузовые суда с неограниченным районом плавания оснащаются шлюпками, обеспечивающими весь экипаж с каждого борта (100% + 100% = 200%). Пассажирские суда оборудованы спасательными шлюпками вместимостью 50 % пассажиров и экипажа на каждом борту (50 % + 50 % = 100 %).

Все спасательные шлюпки должны:

  • иметь хорошую остойчивость и плавучесть даже при наполнении водой, высокую маневренность;
  • обеспечить надежное самовосстановление на ровном киле при опрокидывании;
  • иметь механический двигатель с дистанционным управлением из рубки;
  • окрашены в оранжевый цвет.

Спасательная шлюпка должна быть оборудована двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия:

  • двигатель должен работать не менее 5 минут с момента холодного пуска, когда катер находится на суше;
  • скорость катера на тихой воде при полном количестве людей и техники должна быть не менее 6 узлов;
  • запас топлива должен быть достаточным для работы двигателя на полных оборотах в течение 24 часов.

При наличии на судне частично закрытых спасательных шлюпок их шлюпбалки должны быть снабжены топором с прикрепленными к нему не менее чем двумя спасательными подвесками.

Плавучесть лодки обеспечивается воздушными ящиками — герметичными пространствами, заполненными воздухом или пеной, объем которых определяется с учетом того, что головы сидящих в лодке людей находятся над поверхностью воды, даже если лодка полностью затопленный.

На борта носовой части несмываемой краской нанесены сведения о вместимости лодки, а также ее основных размерениях (рис. 2), название судна, порт приписки (латинскими буквами) и судовое Там же указан номер лодки. Маркировка, позволяющая определить судно, которому принадлежит шлюпка, и номер должен быть виден сверху.

Коллективное спасательное оборудование

Рис. 2 знака спасательной шлюпки

По периметру лодки, под кранцем и на палубе наклеены полоски светоотражающего материала. В носовой и кормовой части на верхнюю часть затвора нанесен крест из светоотражающего материала.

Внутри лодки установлена ​​электрическая лампочка. Заряд батареи обеспечивает работу не менее 12 часов. На верхней части затвора установлен сигнальный фонарь с ручным выключателем, дающий постоянный или мигающий (50-70 вспышек в минуту) белый свет. Заряд батареи обеспечивает работу не менее 12 часов.

Спасательные шлюпки для нефтеналивных судов огнестойкой конструкции, оборудованы спринклерной системой, позволяющей пропускать непрерывно горящую нефть в течение 8 минут, и сжатым воздухом, обеспечивающим безопасность людей и работу двигателей в течение 10 минут. Корпуса лодок делают двойными, они должны иметь высокую прочность, рубка должна обеспечивать обзор на всем пути, иллюминаторы должны быть выполнены из огнеупорного стекла.

Чтобы обеспечить использование лодки неквалифицированными лицами (например, пассажирами), инструкции по запуску и эксплуатации двигателя должны быть расположены на хорошо видном месте рядом с органами управления двигателем, а органы управления должны иметь соответствующую маркировку.

Каждую неделю все спасательные шлюпки и спасательные плоты, спасательные шлюпки и спусковое оборудование проходят визуальный осмотр, чтобы убедиться, что они всегда готовы к использованию. Все спасательные и дежурные шлюпки должны уйти не менее чем на 3 минуты. Спасательные шлюпки, за исключением шлюпок свободного падения, должны быть выведены из их убранного положения. Результаты проверки заносятся в судовой журнал.

Каждый месяц все спасательные шлюпки, за исключением шлюпок свободного падения, выпадают из своих мест хранения без людей в спасательной шлюпке. Поставки проверяются на комплектность и исправность.

Каждая спасательная шлюпка, за исключением свободнопадающих шлюпок, развертывается, а затем маневрирует на воде с раскраской команды управления не реже одного раза в три месяца.

В походном положении лодки устанавливаются на шлюпбалки (рис. 3). Лодка опирается на односторонние кильблоки, которые для более тесной адаптации лодки к кильблокам снабжены войлочными подкладками, обтянутыми брезентом. Лодка закреплена найтовами с глагольными крюками, которые необходимо освободить перед спуском на воду.

Коллективное спасательное оборудование

Рис. 3 Крепление спасательной шлюпки на борту

Подготовка лодки к спуску на воду:

  • доставить на катер оборудование и припасы, необходимые для выживания после оставления судна: переносную УКВ-радиостанцию ​​и радиолокационный маяк-ответчик (рис. 4), теплую одежду, дополнительный запас продовольствия и воды, дополнительный запас пиротехнических сигнализаторов;
  • лодочные маляры максимально расставить в носу и корме и прочно закрепить их на судовых конструкциях (кнехты, оконечности и т п.);
  • снять перила посадочной площадки;
  • подготовить штормовую лестницу;
  • давать порки;
  • дайте стопорные шлюпбалки.

Коллективное спасательное оборудование

Рис. 4 радиолокационных маяка-ответчика (SART) и портативные УКВ-радиостанции

Спасательная шлюпка должна быть оборудована сливным клапаном, который монтируется в нижней части днища спасательной шлюпки для слива воды. Клапан открывается автоматически, когда лодка находится вне воды, и автоматически закрывается, когда лодка всплывает. При подготовке лодки к спуску клапан должен быть закрыт колпаком или заглушкой.

Посадка на лодку. В зависимости от конструкции корабля посадка шлюпок осуществляется либо в местах установки, либо после их сброса и при спуске на посадочную палубу (рис. 5).

Коллективное спасательное оборудование

Рис. 5 Посадите команду и спустите лодку

Посадка в спасательную шлюпку осуществляется только по приказу командира спасательного судна или другого ответственного лица. Люди входят в лодку в соответствии с порядком, установленным капитаном лодки. В первую очередь в спасательную шлюпку заходят члены спусковой команды, которым поручено помочь подняться на борт и обеспечить спуск. Затем проходят люди, которым нужна помощь при посадке: раненые и больные, дети, женщины, старики. Последнее место занимает командир спасательной машины.

Для десантирования необходимо использовать носовой и кормовой люки на лодке. Оператор катера контролирует размещение людей так, чтобы их вес распределялся равномерно по всей площади катера. Оставшиеся в живых должны занять свои места в лодке, пристегнуть ремни безопасности и следовать приказам капитана.

Для обеспечения высадки людей по трапу каждая спасательная шлюпка в районе установки имеет десантный трап, тетивы которого выполнены из манильского троса толщиной не менее 65 мм, а балясины — из лиственных пород размером 480×115×25 мм. Верхний конец лестницы должен быть закреплен на своем обычном месте (под лодкой), а сама лестница должна быть свернута в рулон, всегда готовая к использованию.

Спуск лодки. Опрокидывание лодки происходит только под действием силы тяжести и осуществляется с помощью лодочных подъемников (рис. 6). По команде:

  • предусмотреть разборные части поворотных кильблоков (если они предусмотрены для установки шлюпки в походное положение) и найтовы, удерживающие шлюпку;
  • освободить упоры на шлюпбалках, предохраняющие от случайного спуска лодки;
  • с помощью ручного тормоза шлюпочной лебедки приводят в движение шлюпбалки, берут шлюпку за борт и опускают ее до уровня посадочной палубы;
  • закрепите ходовые концы водопадов шлюпов, запустите грузоподъемное устройство и с его помощью оттолкните лодку в сторону;
  • выберите плотный фаллини и зафиксируйте их.

Равномерное травление носового и кормового подъемника достигается присоединением обоих фалов к барабану одной шлюпочной лебедки (рис. 7). Лодку нужно опустить так, чтобы она села в полость между волнами. Когда лодка находится на вершине волны, ее необходимо отделить от талей, задействовав блок управления подъемным крюком.

Лопари — стальные тросы, прикрепленные к лодке на концах и подведенные к лебедке, предназначенной для спуска и подъема лодки. Лопари должны периодически уставать.

Коллективное спасательное оборудование

Рис. 6 Спуск спасательной шлюпки.
1 — шлюпбалка; 2 — Патч; 3 — шлюп; 4 — шаблоны

Для исключения возможности спуска лодки до ее полного выброса за борт на шлюпбалке имеется рожок, на который навешивается серьга подвижного блока шлюпбалок. Длина и форма рога выбираются таким образом, чтобы подвижный блок срывался с него только в нижнем крайнем положении шлюпбалки.

Рекомендуем прочитать: Судовые спасательные средства

Спуском катера на подъемники можно управлять как с палубы судна, так и с катера. Это дает возможность при благоприятных погодных условиях не оставлять на борту группу обеспечения спуска.

Коллективное спасательное оборудование

Рис. 7 Лодочная лебедка

Механизм спуска спасательной шлюпки — это устройство, к которому присоединяется или освобождается спасательная шлюпка от водопада при ее спуске на воду или взятии на борт. Он включает крюковый блок и приводной механизм (рис. 8).

Коллективное спасательное оборудование

Рис. 8 Отключить устройства

Механизм должен обеспечивать разделение двумя способами: нормальным (без нагрузки) и под нагрузкой:

  • нормальный — крюки освобождаются только тогда, когда лодка полностью находится на воде, или когда на крюках нет груза, и ручное разделение скобы петли и носка крюка не требуется. Для предотвращения разъединения при наличии нагрузки на крюки применяют гидростатическое блокирующее устройство (рис. 9). Когда вы поднимаете лодку из воды, устройство автоматически возвращается в исходное положение;
  • под нагрузкой (аварийное освобождение) — освобождение крюков осуществляется повторными, преднамеренными и длительными действиями, к которым следует отнести снятие или шунтирование (обход) предохранителей, предназначенных для предотвращения преждевременного или случайного освобождения крюков. Этот способ преодоления блокировки должен иметь специальную механическую защиту.

Коллективное спасательное оборудование

Рис. 9 Механизм разблокировки спасательной шлюпки с гидростатическим стопорным устройством

Члены экипажа, оставшиеся на борту судна, спускаются в спасательную шлюпку с помощью трапа, подвески на фундаментах или сети. Лодка в это время удерживается рядом с судном на тросах.

После приземления всем людям необходимо:

  • закрыть все люки изнутри и открыть вентиляционные отверстия;
  • открыть топливный кран и запустить двигатель;
  • дают фалин (в крайнем случае рубят топорами, поставленными в конце лодки), и лодка отходит от корабля. Рекомендуется сохранить фаллини, так как они могут понадобиться позже.

При невозможности спуска частей спасательного оборудования капитаны лодок и плотов организуют перераспределение людей так, чтобы остальные лодки и плоты были загружены равномерно.

Подача лодок (рис. 10). Каждая спасательная шлюпка должна быть оборудована в соответствии с требованиями международной конвенции СОЛАС-74, в том числе:

  • на гребных лодках по одному плавающему веслу на гребца плюс два запасных и рулевое колесо, на моторных лодках — по четыре весла с уключинными замками, прикрепленными к корпусу лодки шкворнями (цепями);
  • два смоляных крючка;
  • плавучий якорь с тросом длиной, равной трем длинам лодки, и маяком, закрепленным на вершине конуса якоря;
  • два маляра длиной не менее 15 метров; два топора, по одному на каждом конце лодки, для рубки маляров при выходе из корабля;
  • паек и запас питьевой воды по 3 литра на каждого;
  • ковш из нержавеющей стали со штоком и градуированной емкостью из нержавеющей стали;
  • рыболовное снаряжение;
  • сигнальные средства: четыре парашютных ракеты красного цвета, шесть красных сигнальных ракет, две дымовые шашки, электрическая лампа с устройством для сигнализации азбукой Морзе в водонепроницаемом исполнении (с комплектом запасных батареек и дополнительной лампочкой), одно сигнальное зеркало — гелиограф — с инструкцией по эксплуатации, сигнальным свистком или эквивалентным ему сигнальным устройством, таблицами спасательных сигналов;
  • прожектор, способный работать непрерывно в течение 3 часов;
  • аптечка, 6 таблеток от морской болезни и гигиенический пакет на человека;
  • складной нож, прикрепленный к спасательной шлюпке булавкой и тремя консервными ножами;
  • ручной дренажный насос, два ведра и совок;
  • огнетушитель для тушения горящего масла;
  • комплект запчастей и инструментов для двигателя;
  • радиолокационный отражатель или автокалькуляторы SART и автоматические системы регистрации;
  • нактоуз с компасом;
  • средства индивидуальной теплозащиты в количестве 10 % от пассажировместимости катера (но не менее двух).

Коллективное спасательное оборудование

Рис. 10 Спасательная шлюпка внутри

Лодки свободного падения (рис. 11). Корпус лодки имеет более прочную конструкцию и хорошо обтекаемые плавные линии, предотвращающие сильные удары при входе лодки в воду. Так как при ударе о воду возникает перегрузка, в лодке установлены специальные кресла с амортизирующими подушками.

Коллективное спасательное оборудование

Рис. 11 Конструкция лодки свободного падения

Перед тем, как катер покинет трап, экипаж должен надежно пристегнуться ремнями безопасности и специальным подголовником. Лодки свободного падения гарантируют безопасность людей при падении с высоты до 20 метров.

Шлюпки свободного падения считаются самым надежным спасательным средством, обеспечивающим эвакуацию людей с тонущего корабля в любых погодных условиях.

Резервная спасательная шлюпка (рис. 12). Это тип спасательных шлюпок, предназначенных для спасения людей из воды и сбора спасательных шлюпок и плотов.

Коллективное спасательное оборудование

Рис. 12 Резервная спасательная шлюпка

Преимуществом спасательной шлюпки является быстрота и надежность спуска и подъема на борт на скорости при слабом волнении. Мощный стационарный или подвесной двигатель обеспечивает скорость не менее 8 узлов и позволяет быстро обследовать район падения человека за борт, подобрать его и доставить на корабль. Спасательный катер способен проводить аварийно-спасательные работы в штормовых условиях и при ограниченной видимости. Спасательные шлюпки находятся в постоянной готовности. Подготовка и спуск лодки производится за 5 минут.

В лодке предусмотрено место для перевозки спасаемого в лежачем положении. Гребной винт защищен для предотвращения травм людей в море.

Спасательные плоты

Спасательный плот — это плот, способный спасать жизни людей, терпящих бедствие, с момента их покидания корабля (рис. 13). Его конструкция должна быть такой, чтобы он выдерживал воздействие плавающей среды не менее 30 суток при всех гидрометеорологических условиях.

Коллективное спасательное оборудование

Рис. 13 Установка ПСН на борту судов

Плоты изготовляют вместимостью не менее 6 и обычно до 25 человек (на пассажирских судах встречаются плоты вместимостью до 150 человек). Количество плотов рассчитывается таким образом, чтобы общей вместимости спасательных плотов с каждой стороны было достаточно для размещения 150% от общего числа людей на борту.

На судах, где расстояние от носа или кормы до ближайшего плота превышает 100 м, должен быть установлен дополнительный плот. Рядом должны находиться не менее 2 спасательных жилетов и 2 водолазных костюма, а также средства десантирования с каждого борта (трапы-столы на высокобортных судах, спасательные подвески с фундаментами на низкобортных судах).

Общая масса спасательного плота, его контейнера и снаряжения не должна превышать 185 кг, за исключением случаев, когда спасательный плот предназначен для спуска с помощью утвержденного спускового устройства или не требуется его переноска из стороны в сторону.

По способу доставки на воду спасательные плоты делятся на спусковые механическим путем (с помощью плотов) и сбрасываемые. Спускаемые на воду плоты в основном устанавливаются на пассажирские суда, так как посадка на них осуществляется на уровне палубы, что является большим преимуществом для спасения пассажиров, находящихся в различных физических и психических состояниях.

Основное распространение, благодаря своей компактности, получили надувные плоты (ПСН — надувной спасательный плот).

Основными элементами спасательного плота являются (рис. 14):

  • камера плавучести (обеспечивает плавучесть плота);
  • дно представляет собой водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию от холодной воды;
  • тент – это водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию нижней палатки от жары и холода.

Коллективное спасательное оборудование

Рис. 14 Надувной спасательный плот

Камера плавучести надувного плота состоит как минимум из двух независимых отсеков, так что при повреждении одного отсека остальные отсеки могут обеспечить положительный надводный борт и удержать на плаву обычное количество людей и припасов. Обычно отсеки располагаются кольцами один над другим, что позволяет не только обеспечить достаточную плавучесть, но и сэкономить площадь для размещения людей при повреждении одного отсека.

Для обеспечения возможности поддержания рабочего давления в помещениях установлена ​​арматура для ручной подкачки насосом или сильфоном.

Задача теплоизоляции подтентового пространства обычно решается установкой тента, состоящего из двух слоев водонепроницаемого материала с воздушным зазором. Внешний цвет палатки оранжевый. Для установки тента в надувных плотах изготавливают носовые опоры, автоматически надувающиеся вместе с камерой плавучести. Высота тента рассчитана таким образом, чтобы человек мог сидеть в любой части поля для палатки.

Палатка должна иметь:

  • по меньшей мере одно окно дисплея;
  • узел сбора дождевой воды;
  • приспособление для крепления радиолокационного отражателя или РЛО;
  • полосы белого светоотражающего материала.

Поверх маркизы устанавливается сигнальная лампа, которая автоматически загорается при открытии маркизы. Заряд батареи обеспечивает работу не менее 12 часов.

Внутри плота установлен внутренний источник света с ручным выключателем, способный работать в непрерывном режиме не менее 12 часов.

К внешнему периметру камеры плавучести плота крепится спасательный круг, помогающий добраться до входа. По внутреннему периметру также установлен спасательный круг, чтобы помочь людям оставаться на месте во время шторма.

Входы в спасательные плоты оборудованы специальными устройствами, помогающими людям выбраться из воды на плот. По крайней мере, один из входов на уровень воды должен иметь место для приземления. Входы, не оборудованные посадочной площадкой, должны иметь посадочный трап, где нижняя ступенька находится не менее чем на 0,4 метра ниже ватерлинии.

На дно надувного плота по периметру устанавливаются карманы, наполненные водой. Свисают сумки с отверстиями в верхней части. Отверстия делаются достаточно большими, чтобы карманы заполнялись не менее чем на 60 % в течение 25 секунд после нахождения плота в открытом состоянии на воде %.

Карманы выполняют две функции:

  • обеспечивают устойчивость, что особенно важно во время шторма, когда открытый плот стоит на воде без людей;
  • открытый плот имеет очень большой поверхностный ветер по сравнению с подводной частью, что приводит к сильному ветровому сносу. Наполненные водой карманы значительно уменьшают снос плота ветром.

Для надувания плота к дну крепится баллон с нетоксичным газом, закрытый специальным пусковым клапаном, который открывается при натягивании прикрепленного к нему стартового троса. При открытии пускового клапана газ заполняет камеры в течение 1-3 минут.

Длина стартовой линии не менее 15 метров. Линия запуска:

  • используется для открытия клапана на газовом баллоне;
  • используется для удержания плота вдоль борта судна.

Установка ПСН. На корабле ПСН (надувной спасательный плот) хранится в пластиковом контейнере, состоящем из двух половинок, герметично соединенных и закрепленных бинтовой лентой (рис. 15).

Коллективное спасательное оборудование

Рис. 15 План крепления ПСН к кораблю.
1 — рыцари; 2 — глагол-гак; 3 — линия старта; 4 — гидростат; 5 — слабое звено; 6 — бинтовая лента

Прочность лент или звеньев, соединяющих концы лент, рассчитана на разрыв от внутреннего давления газа при надувании плота.

Контейнер с плотом устанавливается на специальную раму, прижимается к ней найтовкой, доведенной до противооткатного устройства.

Спусковое устройство спасательного плота должно обеспечивать безопасный спуск спасательного плота в полном составе людей и снабжения с креном до 20° на каждый борт и дифферентом до 10°.

Установка плота предусматривает два способа раскрепления найтова — ручной и автоматический.

Чтобы вручную освободить плот от найтовки, достаточно освободить звено крепления от глагольного крюка. Существуют устройства, в которых освобождение найтова осуществляется поворотом специальной рукоятки, в результате чего штифты, удерживающие коренные концы найтова, вытягиваются наружу. Такое устройство применяют, когда на одну раму друг за другом ставят несколько плотов. Такая конструкция обеспечивает как последовательный выпуск плотов, так и выпуск всех плотов поворотом одной ручки.

Для автоматического освобождения плота при погружении судна в разъединяющее устройство включается гидростат — устройство, освобождающее найтовы на глубине не более 4 метров.

По принципу действия гидростаты бывают отключающего и режущего типа.

В гидростате режущего типа подпружиненная лопасть первоначально удерживается стопорным штифтом, прикрепленным к подпружиненной диафрагме (рис. 16). Пространство над мембраной герметически закрыто, поэтому при погружении в воду давление начинает повышаться только под мембраной. Жесткость пружины, удерживающей диафрагму, рассчитана таким образом, что на глубине до 4 метров внешнее давление будет толкать диафрагму и освобождать нож. Сжатая пружина ножа после отпускания резко распрямляется, а петля каната, удерживающая найтовы, разрезается ударом ножа.

Коллективное спасательное оборудование

Рис. 16 Гидростат режущего типа

Гидростат разъединительного типа (рис. 17). Корпуса гидростатов разъединительного типа совершенно разные, но все они используют механический принцип отключения при достижении заданного давления на чувствительный элемент. Корпус этого гидростата разделен мембраной на две камеры, одна из которых герметична, а другая может принимать воду при погружении.

Коллективное спасательное оборудование

Рис. 17 Устройство гидростата разъединительного типа

Съемная головка, к которой крепится найтов, удерживается изнутри запорным устройством, механически связанным с диафрагмой.

Жесткость пружины, удерживающей диафрагму, рассчитана на освобождение съемной головки гидростата под давлением воды, что приведет к освобождению плота от найтова.

При погружении корабля контейнер с ПСН всплывает, при этом пусковой трос вытягивается из контейнера. Линия запуска соединена с судном через слабое звено. Разрывной силы слабого звена достаточно, чтобы вытащить пусковой трос из контейнера и открыть пусковой клапан. При дальнейшем натяжении слабое звено рвется и плот освобождается от крепления к носовому борту.

Существуют конструкции, в которых слабым звеном является часть корневого конца самой стартовой линии. Прочность слабого звена достаточно мала, чтобы удерживать плот у борта при сильном ветре и волнении. Поэтому при ручной отдаче первое, что нужно сделать, прежде чем отпустить найтову, — это выбрать из контейнера небольшой участок спускового троса и надежно привязать его поверх слабого звена к конструкции судна (изолировать слабое звено). Если не привязать спусковой трос в районе нормальной прочности, плот сорвется и унесет.

Слабое звено визуально легко отличить: это может быть более тонкая вставка в стартовой линии или разрез в линии.

Спуск спасательных плотов и посадка в них

Краткие инструкции по вводу флота в эксплуатацию и посадке прикреплены к контейнеру флота и рядом с местом установки.

Перед посадкой на надувной спасательный плот командир флота изымает у беглеца ножи, отвертки и другие колющие и режущие предметы.

Порядок спуска ПСН на воду и посадки в нее предусматривает следующие действия:

  • освободить рыцарей;
  • столкнуть плот за борт. Для судна с высоким бортом не рекомендуется сбрасывать плот при крене более 15° от вышедшего из воды борта. Прыжок в воду, не коснувшись доски, в этом случае маловероятен, а поскользнуться на всплывшей из воды доске, обросшей ракушками, может привести к серьезным травмам;
  • вытяните пусковую линию из контейнера и сильно потяните;
  • оттяните открытый плот в сторону и закрепите леску;
  • Если плот раскрылся вверх дном, на дне плота есть специальные лямки, за которые, удерживая как руками, так и упираясь ногами в край дна, можно повернуть плот в нормальное положение. Так как плот имеет сильную силу ветра, перед тем, как его перевернуть, его нужно повернуть так, чтобы он лёг на подветренную сторону. В этом случае ветер поможет перевернуть плот;
  • войдите в плот, постарайтесь попасть в него сухим;
  • прыгать на плоту можно с высоты до 4,5 метров, если вы уверены, что на нем нет людей;
  • можно спуститься по лестнице;
  • можно спуститься на спасение украшения с тональными средствами;
  • можно прыгнуть в воду рядом с плотом, а потом залезть на плот;
  • помогите другим выжившим забраться на плот (используйте спасательный круг с веревкой из аварийного запаса плота).

После того, как все спасающиеся окажутся на плоту или в воде (рис. 18), но держась за спасательный круг плота, необходимо отойти от тонущего корабля на безопасное расстояние, для чего нужно:

  • отрезать линию запуска. Нож находится в кармане на крышке плота в месте крепления линя;
  • выбрать плавучий якорь;
  • подтянуть водяные карманы, для чего необходимо потянуть за штифт, прикрепленный к дну кармана, затем выдавить воду из кармана, прижать карман ко дну и зафиксировать штифт в этом состоянии;
  • использовать аварийные вены.

Коллективное спасательное оборудование

Рис. 18 На спасательном плоту и на воде

Находиться рядом с лодкой опасно по следующим причинам:

  • образование воронки при погружении корабля под воду;
  • возможность взрыва при пожаре;
  • выход из тонущего корабля крупных плавучих объектов;
  • возможность посадки на корабль.

После удаления на безопасное расстояние все спасательные средства необходимо собрать и оставить на месте кораблекрушения. Консолидация спасательного оборудования позволяет:

  • равномерно распределить людей, воду, еду и т д.;
  • более рациональное использование средств сигнализации;
  • более рациональное распределение человеческих ресурсов для выполнения работ (охрана, рыболовство и др.).

Организация поисково-спасательной операции будет начата с координат места кораблекрушения, поэтому для уменьшения ветрового сноса необходимо разместить плавучие якоря и нижние карманы воды.

Принадлежности спасательного плота:

  • 2 плавающих весла;
  • дренажные средства: ковш для жидкости и 2 губки;
  • 2 плавучих якоря, один из которых постоянно прикреплен к плоту, а другой является запасным. Сразу после развертывания плота сбросного типа автоматически развертывается прикрепленный плавучий якорь;
  • специальный неуклюжий нож без колющей части с плавающей ручкой. Нож находится в кармане возле точки крепления стартовой линии плота;
  • спасательный круг с плавучим линем длиной не менее 30 метров;
  • ремкомплект для заделки проколов: клей, заглушки и клипсы;
  • 3 консервных ножа;
  • ножницы;
  • ручной насос или мехи для накачки плота;
  • вода питьевая консервированная из расчета 1,5 литра на человека;
  • пищевой рацион из расчета 10000 кДж на человека;
  • аптечка первой помощи;
  • таблетки от морской болезни с продолжительностью действия не менее 48 часов на человека;
  • один гигиенический пакет на человека;
  • рыболовное снаряжение;
  • средства теплозащиты в количестве 10 % от расчетной численности людей, но не менее 2 единиц;
  • инструкции по спасению жизни на спасательных плотах.

Сигнализация означает:

  • радиолокационный маяк-ответчик (РЛО);
  • Портативная УКВ радиостанция;
  • 4 красные парашютные ракеты;
  • 6 красных сигнальных ракет;
  • 2 плавающие дымовые шашки;
  • электрический водонепроницаемый фонарик;
  • сигнальное зеркало (гелиограф) и сигнальный свисток.

Вспомогательные спасательные средства

Штормовой стояк. На каждой посадочной площадке или на каждых двух соседних посадочных площадках должен быть посадочный трап. Если в каждой точке спуска коллективного спасательного судна установлено другое одобренное устройство доступа к спасательной шлюпке или спасательному плоту, то с каждого борта должен быть не менее одного трапа.

Морская эвакуационная система (МЭС) — средство быстрого перемещения людей с посадочной палубы судна на спасательные шлюпки и плоты на воде (рис. 19).

Коллективное спасательное оборудование

Рис. 19 Морская эвакуационная система

Морская эвакуационная система хранится упакованной в контейнер. Он должен быть установлен одним человеком. Приведение его в рабочее состояние аналогично действиям с PSN — скинуть или запустить; перетащите стартовую линию; закрепить на драпировках сбоку.

Система состоит из направляющего устройства, такого как надувной желоб или пандус, и надувной платформы, выполняющей роль плавучего спального места. Спустившись по склону на платформу, люди перебираются на пришвартованный к ней плот или лодку.

Общее количество людей, на которое рассчитана система, должно быть эвакуировано на спасательные плоты с пассажирского судна в течение 30 минут с момента подачи сигнала покинуть судно, а с грузового судна — в течение 10 минут.

В целом МЧС не является обязательным спасательным средством.

Линейные разливочные устройства (рис. 20). Каждое судно должно иметь линемет, способный метать линь с достаточной точностью.

Коллективное спасательное оборудование

Рис. 20 Линейный метатель

В комплект входят:

  • не менее 4-х ракет, каждая из которых обеспечивает линейный бросок на дальность не менее 230 метров в безветренную погоду;
  • не менее 4 строп с разрывным усилием не менее 2 кН;
  • пушка или другое устройство для запуска ракеты.
Dream-yachts
Добавить комментарий