Кораблестроение в России

До Петра Великого на Руси строились различные корабли, имевшие национальные, климатические и региональные особенности. Некоторые дошли почти без изменений до наших дней. В основном речь идет о северном судостроении, которое носило коммерческий характер.

История

Корабли строились на Руси задолго до Петра Великого. С переменным успехом это искусство развивалось с 12 века. Но при отсутствии выхода в море все ограничивалось одним-двумя кораблями. Таких как «Фредерик», который был построен в Нижнем Новгороде и погиб в том же году. Для постоянного серийного производства не хватало профессиональных кораблестроителей и денег.

Судостроение в России

Корабль «Фредерик”
Источник: wikipedia.org

До этого была попытка серийного производства в конце 15 века, когда были выделены деньги на строительство верфи в Соловецком монастыре. У Белого моря это было удобное место для постройки кораблей, но эта идея так и не была реализована. Так же, как попытка Бориса Годунова построить флот с помощью иностранных мастеров.

Правда, казаки попытались поставить кораблестроение на постоянную основу, и начали производство кораблей для переброски военных сил в борьбе с турками. У них были свои быстроходные «Чайки», предназначенные для внезапного нападения на галеры. В морских сражениях казакам удалось достичь определенного мастерства, о чем свидетельствуют их победы и воспоминания современников конца XVII века.

Судостроение в России

Чертеж конструкции казачьего корабля «Чайка”
Источник: wikipedia.org

Считается, что основу кораблестроения в России положил парусник «Орел», который был построен по приказу царя Алексея Михайловича, отца Петра 1. Именно этот корабль, а не Фредерик, в основном голштинский, стал прародителем русских кораблей. День кораблестроителей отмечается в день, когда король отдал приказ построить «Орел».

Особенности кораблестроения на Руси

Русь имела свои традиции кораблестроения. Голландских кораблестроителей на их постройку не приглашали, наше кораблестроительное искусство было не хуже европейского. Кроме того, русские корабли отличались тем, что их сразу приспосабливали к определенным условиям.

Тонкости их производства оттачивались десятилетиями. К сожалению, в результате многих войн, набегов секреты мастерства были утеряны. Уже с конца XVI века, когда назрела потребность в регулярном флоте, русские цари обратились за помощью к иностранцам. Изначально это были голландцы, потому что они считались первыми в кораблестроении.

Судостроение в России

Русский флот в 16 веке
Источник: wikipedia.org

Задолго до этого времени в России уже сформировались свои стандарты в судостроении. Каждый корабль характеризовался своими функциями, которые позволяли ему выполнять свои функции. Палубные корабли допетровской эпохи были нескольких разновидностей:

  • Карбас — парусные, в основном рыболовецкие суда;
  • Шитик — небольшое плоскодонное судно с парусами;
  • Ладья — парусное гребное судно, которое предназначалось как для торговли, так и для военных действий;
  • Струг — гражданское или военное судно на Руси;
  • Чайка – это небольшая плоскодонная лодка.

Кораблестроение на Руси до Петра Великого нельзя назвать неудачным. Он испытал упадок после татаро-монгольского нашествия, когда силы государства были направлены на развитие армии, а не флота. Хотя рыболовецкие и гражданские суда в то время строились так же, как и раньше, по старинным русским традициям с поправкой на время. Эти суда были преимущественно речными, для морских переходов они не годились.

Расцвет кораблестроения на Руси пришелся на IX-XII вв. Возможно, даже раньше, но письменные источники того времени до нас не дошли. Известно, что славяне знали путь «из варяг в греки», то есть из Балтийского моря в Черное. Морскими путями пользовались новгородские купцы, освоившие торговлю со Скандинавией и Англией. Для плавания по морю с товарами строили большие корабли на 30-40 человек.

На юге наши корабли и катера тоже ходили по Черному морю. Это были торговые суда, которые в основном доходили до Царьграда, центра торговых путей того времени. Или военных, целью завоевания которых был также Царьград или близлежащие территории.

Кораблестроение при Петре Первом

Петровское время характеризовалось не только тем, что кораблестроение приняло регулярный характер и большие масштабы. На русской земле было организовано строительство совершенно новых, неизвестных кораблей.

Начало, Азовский поход

Считается, что судостроение в России началось при Петре 1. Уже через 4 года после начала самостоятельного правления и самостоятельного принятия решений он учредил первую верфь (слово голландского происхождения и означает «место, где строились корабли») в Архангельске. Произошло это в 1693 году, корабли были построены на специально выделенные государственные деньги.

Считается, что Петр 1 впервые полюбил флот после того, как нашел в амбарах старую английскую лодку, корабль, построенный еще во времена его деда, Михаила Федоровича. Находка была обнаружена во время прогулки с Тиммерманом, кораблестроителем и наставником молодого короля. Именно он показал принцип ее устройства и работы.

Судостроение в России

Михаил Федорович Романов (1596–1645)
Источник: wikipedia.org

С этого небольшого одномачтового корабля, восстановлением которого руководил государь, началось постепенное строительство флота. Это судно было слишком велико для Яузы, поэтому было решено перенести строительство в Переславль-Залесский. Здесь были построены два военных фрегата и три небольшие быстроходные яхты.

Затем молодой царь отправляется в Архангельск, где был заложен участок для крупной постройки кораблей. Сам Петр идет на верфь. Там он участвует в строительстве 2 кораблей. Но видя недостаток знаний даже у опытных мастеров, которые не могли помочь ему в трудных делах, он покупает корабль в Голландии. Он заказывает его в том же году и дает советы своим близким.

Рекомендуемая литература: Морские сражения при Петре I

32-летняя галера была доставлена ​​в Архангельск из Голландии в разобранном виде. По ее образцу началось срочное производство галер для флота. Их количество превысило 2 десятка.

Следующим шагом стало строительство флота для Азовского похода, что стало стимулом для начала кораблестроения в России. В 1695 г в Воронеже было решено организовать постройку кораблей. Флотилия была построена в короткие сроки благодаря трем обстоятельствам:

  • хорошие условия для постройки кораблей;
  • помощь зарубежных специалистов;
  • большое количество подсобных рабочих из крестьян, строивших корабли;
  • наличие мачтовых лесов в России;
  • на строительство флота тратились значительные государственные деньги.

Сначала всеми работами руководили приезжие голландцы, имевшие опыт постройки кораблей. Некоторые остались в России еще со времен правления Алексея Михайловича, который в большом количестве заказывал иностранным мастерам. Но большинство было приглашено самим Петром, тщательно готовившимся к Азовскому походу.

Иностранцев называли инженерами или корабелами. В помощь им были присланы русские плотники, которые выполняли работу согласно обученным мастерам. Плот строило так много людей, что он был построен в рекордно короткие сроки. В мае 1696 года русская флотилия осадила Азов с моря.

Судостроение в России

Русская флотилия осаждает крепости в Азовском море
Источник: wikipedia.org

Основное направление строительства имело военное направление. Корабли строились разных типов, так как никто еще не имел четкого представления о том, какие из них будут лучшими в боях. Нередко судостроители давали Петру Великому прямо противоположные советы.

Флотилию возглавлял корабль, который сначала числился в документах как «галеас» (по словам иностранных капитанов). Но на самом деле он относился к 5 рангу по классификации того времени. Он отправился в Азов в сопровождении 5 плугов (галер, галеасов).

Судостроение в России

Парусно-гребной корабль «Галеас”
Источник: wikipedia.org

Длина 32 метра, экипаж 125 человек, включая гребцов (на 15 пар весел). Вооружение этого крупнейшего корабля того времени состояло из 36 орудий. На момент старта кампании он не был готов и его пришлось доделывать по ходу дела. Впервые этот корабль принял участие в боевых действиях спустя 4 года, в Керченской кампании.

Развитие флота после поездки за границу

Кораблестроение при Петре начало активно развиваться именно после успешного Азовского похода. Для постройки флота нужны были большие деньги, поэтому были созданы объединения по строительству кораблей, «кумпанов». Для координации строительства кораблей был создан Владимирский судный приказ — прообраз Адмиралтейства.

Для обучения за границу было отправлено на обучение более пятидесяти дворян. Сам Петр отправляется в путешествие по Европе, где учится у лучших мастеров, в том числе на королевской английской верфи. Вскоре после этого было привлечено несколько специалистов. К созданию Балтийского флота Балтийский флот Петр 1 начал готовиться всерьез.

Судостроение в России

Первый визит русского царя в Европу
Источник: wikipedia.org

Перед войной со Швецией русские уже смогли продемонстрировать плоды многолетней работы перед Турцией. Для устрашения перед мирными переговорами в Азовское море было отправлено 11 кораблей. Одним из них командовал Петр. Эти сосуды были крупнее и совершеннее предыдущих. Были учтены прежние ошибки в кораблестроении.

В целях усиления Балтийского флота, кроме Архангельского, были основаны Новгородская, Олонецкий и Выборгский судостроительные заводы. Уже в начале 18 века был создан Балтийский флот, состоявший из 10 больших фрегатов, которые были оснащены 6-фунтовыми орудиями.

Судостроение в России

балтийский флот
Источник: wikipedia.org

После поражения шведов корабли строились в Архангельске, Петербурге и других городах. Состав Балтийского флота сильно отличался от того, что имел Петр I в начале своего царствования.

В его состав входили галеры различных рангов, фрегаты, линейные корабли, в том числе 100-пушечные, малые корабли. Их число превысило 8 сотен. Среди инженеров были русские, знавшие судоходное дело не хуже иностранцев.

Dream-yachts
Добавить комментарий