«Мастодонты» морских глубин

USS Ohio имеет подводное водоизмещение 18 700 тонн. Он вдвое длиннее и в 10 раз тяжелее крейсеров Второй мировой войны. Атомоход имеет длину 170,7 м, ширину 12,8 м и осадку 10,8 м. Экипаж состоит из 133-154 человек.

Этот подводный гигант, стоимость которого превысила 1,2 миллиарда долларов (без учета стоимости ракет), был заложен в 1976 году и через шесть лет вступил в строй.

Ракетоносец из Огайо имеет удлиненный каплевидный корпус, в котором размещаются ракетное, реакторное и машинное отделения, а также рубка с крыловидными горизонтальными рулями. В хвостовой части лодки за крестообразным кормовым стабилизатором расположен гребной винт с концевыми дисками на горизонтальных стабилизаторах.

Движение подводной лодки со скоростью 25 узлов обеспечивается ядерным реактором мощностью 44,2 тыс кВт, парогенератором и турбинным движителем. Продолжительность непрерывного пребывания под водой составляет 70 суток, а перезарядку реактора необходимо проводить каждые 9 лет.

«Мастодонты» морских глубин

Подводная лодка «Мичиган» класса «Огайо»

Из-за повышенной прочности корпус корабля не выдерживает давления ок. Глубина 500 м, но и близкие взрывы. В нем размещаются основные механизмы, служебно-жилые помещения и вооружение ракетоносца.

В центральном посту, под рубкой, сосредоточены системы обслуживания главного дизеля, основные системы управления кораблем. Имеются также приборы навигационной системы и ракетные установки.

На четырех палубах расположены девятиместные каюты купе с трехъярусными койками для рядового состава, двух- и четырехместные каюты для офицеров. Также есть гостиная, библиотека, кабинет и тренажерный зал.

Основное вооружение «Огайо» — трехступенчатые твердотопливные ракеты «Трайдент» длиной 10,39 м, диаметром 1,88 мили и массой 32 тонны каждая. Они имеют боевые части, которые разделены на 8 боеголовок мощностью по 150 кт каждая, а также системы наведения на последнем участке полета каждой боеголовки на свой объект. Стоимость одной ракеты составляет 7,4 миллиона долларов.

В походном положении все 24 ракеты покоятся в вертикальных шахтах, проходящих в два ряда вдоль ракетного отсека. Перед стрельбой катер всплывает на глубину до 30 м и снижает скорость до 5 узлов. В шахте пусковой трубы внутреннее давление уравнивается с внешним давлением; для этого достаточно открыть крышку шахты. Теперь ракета отделена от воды только пробкой из синтетического материала.

По команде «Старт!» в нижнюю часть трубы подается водяной пар, и ракета, вытолкнув заглушку, взлетает на 20-25 м над поверхностью воды. Сразу же запускается двигатель на его первой ступени, и он начинает полет по заданной траектории. Ракета Trident преодолевает расстояние в 7800 км за 40 минут.

Помимо ракетных шахт, катер имеет четыре носовых торпедных аппарата. Торпеды с проводным наведением калибром 533 мм являются оружием самообороны подводного гиганта.

«Мастодонты» морских глубин

Подводная лодка Джорджия

Гидроакустический комплекс имеет стационарную носовую часть и буксируемую на корме удлиненную антенну.

Отечественный подводный крейсер «Тайфун» (он же «Акула») оснащен межконтинентальными ракетами и в первую очередь предназначен для действий в Арктике. Конструкция атомохода такова, что он может не только идти подо льдом, но и выходить наружу и разбивать лед своим корпусом.

Внутри легкого стального корпуса крейсера «Тайфун» заключены два прочных цилиндрических титановых корпуса, соединенных между собой тремя переходами через пространства. Основное вооружение «Тайфуна» — 20 межконтинентальных баллистических ракет, каждая с 10 ядерными боеголовками, способных поразить цель на расстоянии более 9000 км. Кроме того, в носовой части крейсера имеется 6 торпедных аппаратов с несколькими десятками торпед и торпедных аппаратов к ним.

Говорят, что эта лодка проектировалась как ответ России США на реализацию их программы «Трайдент», включавшей создание новой твердотопливной ракеты с дальностью более 7000 км, а также нового типа подводной лодки, водоизмещением 18 700 тонн, максимальной скоростью 20 узлов, способной нести 24 такие ракеты и обладающей повышенным уровнем скрытности. Эта подводная лодка была способна запускать ракеты с глубины до 30 метров.

ТТД на тяжелый тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан» Ракетный крейсер стратегического назначения (ТРКСН) — проект 941 (шифр «Акула») — выдано в декабре 1972 года. Проект разработан ЦКБ «Рубин» во главе Генеральным конструктором И. Д. Спасским под непосредственным руководством главного конструктора С. Н. Ковалева. Главным наблюдателем от флота был В. Н. Левашов.

«Мастодонты» морских глубин

Американская подводная лодка Флорида

А 23 сентября 1980 года на верфи города Северодвинска в Белое море была спущена первая советская подводная лодка этого класса. Когда ее корпус еще лежал на бревнах, на носу субмарины, ниже ватерлинии, была нарисована скалящаяся акула, обвивающая трезубец. И хотя акула с трезубцем после спуска исчезла под водой и больше их никто не видел, в народе крейсер уже прозвали «акулой». А для экипажей как первой, так и последующих подводных лодок этого класса была введена специальная нарукавная нашивка с изображением акулы.

Название «Тайфун» этой подводной лодке дали американские специалисты. Но даже для тех, кто служил на самой лодке, это имя до недавнего времени считалось секретным.

Как уже было сказано, эта лодка стала ответом американцам, которые в апреле 1979 года спустили на воду первую из лодок нового класса — «Огайо». Далее последовали «Мичиган», «Флорида», «Джорджия» и другие.

«Тайфон» стал достойным ответом оппонентам. И не только потому, что сама субмарина была уникальной. Само по себе это было лишь частью грандиозной одноименной программы. Эта программа предусматривала беспрецедентно широкий размах военно-морского строительства в России.

На севере вдоль всего побережья Баренцева и Белого морей построены специальные причалы, мастерские, склады для хранения запасных частей и механизмов; к ним добавились автомобильные и железные дороги. Строились также так называемые Устройства для погрузки, разгрузки и перемещения грузов, а также другие корабельные такелажные сооружения, погрузочные доки — гигантские сооружения, прозванные среди острых на язык матросов «виселицами». На самом деле на них подвешивались ракеты, торпеды и другое оборудование, которое затем загружалось на борт субмарины.

Также были проведены взрывные работы по углублению фьордов в местах базирования катеров, созданы укрытия в горах на случай ядерного удара вероятного противника и т.д.

Эта программа, по словам одного из участников, капитан-лейтенанта А. И. Склярова, также предусматривала неслыханный ранее распорядок эксплуатации подводных лодок. В Московской области, в городе Обнинске, в рамках этой программы построен специальный учебный центр. Плюс к этому — жилье, детские сады, школы, медицинские учреждения. В этом центре, сменявшем друг друга, должны были обучаться экипажи подводных лодок.

На каждую подводную лодку должно было приходиться целых три экипажа: два боевых для службы в море и один технический экипаж для устранения неисправностей, обслуживания и подготовки атомохода к новому походу.

Таким должен был быть режим работы экипажей. Первый боевой расчет два-три месяца несет боевое дежурство в море, где на борту неизбежно накапливаются какие-то неисправности. По прибытии на базу судно передается в распоряжение технического экипажа, которому передаются все недостающие декларации. Тем временем сам боевой расчет отправляется в аэропорт, где загружается специально заказанный самолет и отправляется в Подмосковье. Отсюда с семьями все едут на отдых в разные уголки страны.

В это время второй боевой расчет, загорелый, отдохнувший и даже уставший от семейного комфорта, летит с семьями со всей страны в Обнинск. Здесь водолазы — чтобы освежить память и навыки — прогоняют все тренажеры, сдают тесты и, подтвердив квалификацию, летят с вещами на специальном самолете туда и обратно в Мурманск. Из аэропорта экипаж приезжает на специальном автобусе прямо к пристани — к высадке своего крейсера, уже полностью готового к новому боевому походу. Лодку забирают у технического экипажа, убирают трап, и корабль переходит на боевое дежурство под управлением другого боевого расчета.

Затем, по идее, весь процесс повторяется снова и снова.

Но, как говорится, это было даже на бумаге. Трудности начались уже при проектировании, когда встал вопрос о ракетном вооружении. Американцы оснащают свои подлодки твердотопливными ракетами, которые менее капризны в обслуживании, чем жидкостные. Таких ракет у России давно не было. А когда появилась первая отечественная твердотопливная морская баллистическая ракета Р-31, оказалось, что ее невозможно уместить в ту же ракетную шахту, где раньше располагалось жидкое топливо, — габариты не те.

Предлагаемая литература: Погрузочные операции на морских судах СПГ

Благодаря отечественным технологиям 1970-х и 1980-х годов такая ракета получилась не более компактной, как можно было бы ожидать, а большими размерами и массой оружия. Кроме того, массогабаритные характеристики нового радиоэлектронного оборудования возросли в 2,5-4 раза по сравнению с устройствами предыдущего комплекса.

В результате пришлось проектировать оригинальный, уникальный тип подводной лодки с двумя параллельно расположенными прочными корпусами (своеобразный «подводный катамаран»).

Кроме того, такая «сплюснутая» в вертикальной плоскости форма корабля была продиктована ограничениями по глубине в районе Северодвинского судостроительного завода и ремонтных баз Северного флота, а также технологическими соображениями – необходимо было обеспечить возможность одновременной постройки двух кораблей на стапельной «нитке»; Казалось бы, удобнее и дешевле.

Однако даже сами конструкторы признают, что выбранная схема была во многом вынужденной, далекой от оптимальной. Кстати, это привело к тому, что подводные лодки проекта 941 иногда также называли «водоносами».

При этом, как говорится, нет худа без добра — это позволило повысить живучесть тяжелого подводного крейсера за счет разделения силовой установки на автономные отсеки в двух отдельных прочных корпусах (это улучшило взрывоопасность и пожарной безопасности, (удаление ракетных шахт из прочного корпуса), а также размещение торпедного отделения и главного командного пункта в изолированных прочных модулях.

В переводе с профессионального языка на обыденный это означает следующее. Для размещения всего вооружения и оборудования конструкторам пришлось создать своеобразный гидродинамический элемент раздвижных катамаранов — подводный катамаран. Два прочных цилиндрических корпуса соединены тремя поперечными переходами — в носу, посередине и на корме. Ракетные шахты и некоторое другое оборудование расположены между зданиями. А сверху все прикрывается легким обтекаемым телом, по форме напоминающим лепешку размером с Гулливера.

Таким образом получается, что две лодки помещаются в один общий облегченный корпус. На практике их обычно называют «левым бортом» и «правым бортом», имея в виду левую и правую цилиндрические сигары в целом. В этих прочных сигарных лотках продублировано все: реакторы, турбины, все механизмы и даже кабины.

И даже если все оборудование вдруг выйдет из строя в одной половине, другая половина позволит выполнить боевую задачу и вернуться на базу. Ведь у всех специалистов в команде тоже ровно по одной паре, и называются они специалистами по правой и левой стороне.

Чтобы различать правую и левую стороны, принято нумеровать все, что слева, четным числом, а все, что справа, — нечетным.

Между легким внешним и прочным внутренним корпусом остается достаточно большое пространство, куда помещаются погружные баки, всевозможные емкости и вообще все, что не может быть защищено от высокого давления и воздействия морской воды. И контейнеры с ракетами тоже ставятся у Тайфуна в пространстве между бортами — перед лодкой, перед рубкой. В итоге выяснилось, что «Тайфун» — единственный подводный ракетоносец, у которого ракеты расположены перед рубкой. Другие подлодки как бы «тянут» ракеты за собой, а «Тайфун» «толкает» свои ракеты перед собой.

Отсюда и пошло прозвище «водонос». При погружении все пространство между бортами заполняется забортной водой, а лодка растекается и тащит за собой всю эту массу воды. Что в итоге увеличивает общую массу и негативно сказывается на маневренности лодки.

Впрочем, особой «возни» от «Тайфонена» никто не требовал. Его основная задача — максимально незаметно доставить ракеты в указанный командованием район и при необходимости произвести стрельбу ими по заданным целям.

Поэтому основным вооружением являются межконтинентальные баллистические ракеты, разработанные в НПО им. В.П. Макеева. Емкости, размещенные, как уже было сказано, между баллонами барокамер, связаны коммуникациями с оборудованием в помещениях барокамеры. И здесь есть определенное нарушение симметрии. Оборудование с одной стороны служит для испытаний ракет, а с другой — для подготовки и проведения пусков.

Каждая из 100-тонных ракет способна поразить цель на расстоянии до 9000 км, а значит, до экватора можно добраться с Северного полюса. А что касается Америки, то этого достаточно и даже больше. Поэтому с самого начала «Тайфун» проектировался для плавания только в Северном Ледовитом океане. Ему не нужно далеко уходить от своих северных баз. Для службы в Тихом и Атлантическом океанах, у берегов США у России есть и другие подводные лодки. Но о них — в свою очередь.

Помимо прочего, двухкорпусная конструкция «Тайфуна» позволяла разместить экипаж с небывалым для подводников комфортом. Таких условий, пожалуй, можно было ожидать от «Наутилуса» Жюля Верна, но не от настоящей лодки. За это, кстати, «Тайфун» получил еще одно прозвище — «плавучий отель» или «подводный отель».

И что тут сказать: Команда живет здесь в 2-х, 4-х и 6-ти местных домиках, обшитых пластиком под деревом, со столами, книжными полками, шкафами, умывальниками и телевизорами.

Также на Тайфуне есть специальный оздоровительный комплекс, который включает в себя тренажерный зал со «шведской» стенкой, перекладиной, боксерской грушей, вело- и гребными тренажерами и беговыми дорожками.

Также имеется дубовая баня на пять человек. А еще на лодке есть небольшой бассейн: 4 метра в длину, 2 метра в ширину и 2 метра в глубину. Бассейн может быть наполнен как пресной, так и соленой водой — холодной или подогретой.

Мы даже нашли на Тайфуне место для солярия, но загар в нем почему-то приобретает какой-то «инопланетный», зеленоватый оттенок. Поэтому дайверы стараются не злоупотреблять ультрафиолетовыми ваннами, чтобы потом на берегу не выделяться.

Есть также четыре душа, а также девять уборных, что тоже очень хорошо.

В уютной и тихой гостиной есть кресла-качалки и поющие канарейки, рыбки и комнатные цветы. А одна из стен представляет собой большой экран, на котором изображен любой выбранный вами пейзаж: лес, горы, степь, крымский пляж и многое другое — всего около трех десятков вариантов.

Отдельно от этого зала есть еще и зал с игровыми автоматами для любителей.

На «Тайфуне» тоже два отсека: один для офицеров, другой для мичманов и матросов. Гардероб на корабле известен как «комната, служащая для коллективного отдыха, занятий, собраний и общих столов». На борту принято четырехразовое питание.

Меню самое изысканное по меркам советского строя; завтрак, обед и ужин обязательно содержали что-то мясное. Небольшой стакан сухого вина (всего граммов 50) также полагалось выпивать за ужином — не от пьянства, а для борьбы с авитаминозом. По вечерам — а понятие дня на подводной лодке, как и в космическом корабле, весьма относительное — тоже можно пить чай со сгущенкой, медом, печеньем, рогаликами.

Корабельные повара — коки вообще известны своим изобретением, а по мастерству ничуть не уступают своим сухопутным коллегам из лучших ресторанов. Кроме того, питание на подводной лодке в какой-то мере относится к разряду развлечений. Так что блюда, приготовленные из коки, обычно едят чистыми.

Также недоеденная еда, как и вообще все пищевые отходы, является очень серьезной проблемой на подводной лодке.

Мусорных баков на подводной лодке нет, поэтому пищевые отходы и любой другой мусор на лодке упаковывают в полиэтиленовые пакеты и «выстреливают» за борт из специальной установки ДУК (для удаления контейнеров) каждые три дня. На глубине, кстати, сделать это намного сложнее, чем в космосе. Там при открытии люка переходной камеры космический вакуум высасывает из себя все, а под водой, наоборот, приходится преодолевать, «проталкивать» забортный напор воды. Затем «расстрелянные» мешки с отходами опускаются на дно, где их содержимое скармливается морским обитателям.

Впрочем, вернемся к боевым возможностям «Тайфуна» — на самом деле он строился вовсе не как подводный санаторий.

При создании нового корабля заказчик поставил задачу расширить зону его боевого применения подо льдами Арктики до полюса (и далее) за счет совершенствования навигационного и гидроакустического вооружения.

Энергетическая установка, системы и трубопроводы для плавучей буровой установки Энергетическая установка мощностью 100 000 л. Выполнен по принципу блочной компоновки с размещением автономных модулей (совокупно для всех лодок 3-го поколения) в обоих прочных корпусах. Принятые компоновочные решения позволили уменьшить габариты АЭС, одновременно увеличив мощность и улучшив другие эксплуатационные параметры.

В его состав входят два тепловых водо-водяных реактора ОК-650 (по 190 МВт каждый) и две паровые турбины. Блочная компоновка всех агрегатов и составного оборудования, помимо технологических преимуществ, позволила применить более эффективные меры виброизоляции, снижающие шум от корабля.

По сравнению с предыдущими АПЛ значительно изменилась система управления и защиты реактора. Внедрение импульсного оборудования позволило контролировать состояние на любом уровне мощности, в том числе и в подкритическом режиме. Безопасность обеспечивает «самоходный» механизм, который в случае отключения электроэнергии обеспечивает полное «гашение» реактора даже в случае опрокидывания корабля.

На борту катера установлены четыре турбогенератора по 3200 кВт каждый и два дизель-генератора ДГ-750. В качестве резерва используются два электродвигателя постоянного тока мощностью по 190 кВт каждый, которые через муфты подключаются к основному валопроводу.

В кольцевых насадках установлены два малошумных семилопастных воздушных винта. Для маневрирования в стесненных условиях корабль оборудован подруливающим устройством в виде двух складных колонн с гребными винтами в носу и корме.

При создании «Тайфуна» большое внимание уделялось снижению его гидроакустической заметности. В частности, корабль получил двухступенчатую резинокордную систему пневматического демпфирования, а также новые эффективные звукоизоляционные и противогидроакустические покрытия. В результате по гидроакустической малозаметности «Тайфун», несмотря на свои гигантские размеры, гораздо менее заметен на море, чем любая ранее построенная отечественная подводная лодка, и, вероятно, вплотную приблизился к своему американскому аналогу — подводной лодке типа «Огайо».

ПЛ «Комсомолец» — последнее погружение Подводная лодка оснащена новым навигационным комплексом «Тобол-941», включающим спутниковую навигационную систему «Симфония», боевую информационно-управляющую систему, гидроакустическую станцию ​​миноискания МГ-519 «Арфа», гидроакустический комплекс МГ-518 «Север», радиолокационный комплекс МРКП-58 «Буран», телевизионный комплекс МТК-100. На борту имеется комплекс радиосвязи «Молния-Л1» со спутниковой системой связи «Цунами». Цифровой гидроакустический комплекс типа «Скат», объединяющий четыре гидроакустические станции, способен обеспечить одновременное сопровождение 10-12 подводных целей.

Выдвижные блоки, расположенные в ограждении рубки, включают в себя два перископа (командирский и универсальный), антенну радиосекстанта, РАС, радиоантенны системы связи и навигации, пеленгатор.

Катер оборудован двумя всплывающими антеннами буйкового типа, позволяющими принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации при нахождении на большой (до 150 м) глубине или подо льдом.

Мы также думали о том, как запустить ракеты в условиях Арктики с минимальным риском для экипажа. Пуск ракеты конечно оптимально осуществлять прямо из-под воды. Но, к сожалению, еще ни одному конструктору в мире не удалось научить ракеты самостоятельно пробиваться сквозь лед. Так, для пуска ракет из-под арктического «ледяного панциря» катер должен был плавать в полыньях и пробивать лед толщиной до 3 м.

Ни одна другая подводная лодка в мире на такие «фокусы» не рассчитана. А для «Тайфуна», несмотря на солидный опыт в этой области и специальное техническое оснащение, каждое восхождение во льдах — сложный и неопределенный процесс. Во-первых, они ищут подходящее отверстие. Полыньей принято называть свободное ото льда место, но в Арктике их немного. Зимой 90% акватории покрыто дрейфующим льдом, летом – около 50%. Лед очень толстый, есть участки с толщиной льда до 35 м.

Поэтому капитану и его команде довольно часто приходится только искать место, где толщина льда не превышает трех метров. Делается это с помощью специальных устройств, таких как эхолот. Затем снимаются носовые горизонтальные рули и медленно, очень осторожно «обледеневают» — то есть прилипают к поверхности льда снизу. И эта поверхность покрыта множеством наростов типа сосулек или сталагмитов весьма значительных размеров. Так что места для «обледенения» на лодке пришлось специально укреплять.

Затем, уцепившись за ледяную крышу специально приспособленной для этого носовой и рубкой, резко дуют через трюмы и балластные цистерны в цистерну главного балласта. В этот момент по всему катеру, помимо свистов воздуха в продуваемых цистернах, слышен треск и дробление крошащегося льда.

На «Тайфуне», как уже было сказано, ракеты расположены впереди — перед рубкой. Это делалось только для того, чтобы после подъема на крышках шахт не было ледяных чешуек. Тогда открывающиеся крышки шахт смахивают за борт оставшиеся куски льда, и можно проводить ракетные стрельбы.

Пуск всего боекомплекта может осуществляться двумя залпами, а в чистой воде пуски ракет могут производиться не только с поверхности, но и с глубины до 55 м, без ограничений по погодным условиям на поверхности моря.

В состав ракетного комплекса Д-19 входят 20 твердотопливных трехступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 с разделяющимися головными частями Д-19 (РСМ-52, западное обозначение — SS-N-20). Их наведение осуществляется с помощью инерциальной навигационной системы с полной астрокоррекцией, обеспечивающей точность попадания в круг диаметром 500 миль на дальности около 10 000 км.
В
Для комплекса Д-19 была создана оригинальная система пуска с размещением практически всех элементов пускового стола на самой ракете. Запуск осуществляется с помощью порохового аккумулятора давления. В момент пуска пороховые заряды создают вокруг ракеты газовую полость, что значительно снижает гидродинамические нагрузки в подводной части движения.

Для самообороны «Тайфун» имеет шесть 533-мм торпедных аппаратов с быстрым заряжанием. Типовой боекомплект составляет 22 торпеды 53-65К, СЭТ-65 и САЭТ-60М, а также реактивные торпеды 81Р «Водопад». Вместо части ракетно-торпедного вооружения на борт корабля можно взять мины.

Для защиты подводной лодки от низколетящих самолетов и вертолетов имеется восемь комплектов ПЗРК «Игла».

Первым «Тайфуном», вступившим в строй 12 декабря 1981 года, командовал капитан 1 ранга А. В. Ольховников, которому за разработку столь уникального корабля было присвоено звание Героя Советского Союза. После головного корабля планировалось построить большую серию тяжелых подводных крейсеров проекта 941 и создать целую структуру для обслуживания новых модификаций этого корабля. Все эти планы развалились в конце 80-х, когда Советский Союз начал трещать по швам.

В результате было принято решение ограничиться серией из шести кораблей проекта 941 (то есть одной дивизии). Недостроенный корпус седьмого ракетоносца — ТК-210 — был демонтирован на стапеле в 1990 г. В какой-то степени сокращению программы способствовало и то, что в середине 90-х гг также прекращено строительство подводных ракетоносцев типа «Огайо». Вместо запланированных 30 подводных лодок ВМС США получили лишь 18 атомоходов, из которых в начале XXI века было решено оставить в строю только 14.

Все шесть «тяжелых ракетных подводных лодок стратегического назначения» были сведены в один дивизион, входящий в состав 1-й флотилии атомных подводных лодок. Корабли базируются в бухте Нерпичья. Реконструкция базы в Западной Лице для размещения новых тяжелых атомоходов началась в 1977 году и заняла четыре года.

За это время была построена специальная причальная линия, изготовлены и поставлены специализированные причалы. Также был создан оригинальный комплекс средств заряжания ракет (КСПР). Специально для обеспечения «плавучего тыла» катеров проекта 941 в Ленинграде на Адмиралтейском заводе в 1986 году была спущена на воду плавбаза «Александр Брыкин», полным водоизмещением 11440 т, с 16 контейнерами для ракет Р-39 и оборудован 125-тонным краном.

Это интересно: Обеспечение живучести газового судна

Однако только Nordflåten удалось создать уникальную береговую инфраструктуру, обеспечивающую техническое обслуживание кораблей проекта 941, да и то не полностью. А ТОФ ничего подобного построить не смог. Тем не менее, тайфуны все же сыграли свою роль в подводной холодной войне.

Своё первое боевое дежурство подводная лодка этого типа выполнила в 1986 году, а во время несения службы сменился экипаж с помощью ледокола. Через десять лет из-за нехватки средств часть подводных лодок вывели в резерв. Остальные, однако, продолжают нести военную службу.

Планы развития СЯС России предусматривают модернизацию кораблей проекта 941 с заменой ракетного комплекса Д-19 на новый. Если планы осуществятся, у «Тайфунов» есть шанс оставаться в боевом строю еще несколько лет.

В перспективе возможно переоборудование части атомоходов проекта 941 для перевозки атомных подводных лодок, предназначенных для перевозки грузов из Европы в Америку подо льдами Арктики. Грузовой отсек, построенный на месте ракетного отсека, сможет принять до 10 000 тонн груза.

Dream-yachts
Добавить комментарий