«Наутилус» и другие

С тех пор, как в 1954 году была спущена на воду первая атомная подводная лодка — американский «Наутилус» длиной 98,75 м, под мостом утекло много воды. И на сегодняшний день у создателей подводных лодок, как и у авиастроителей, АПЛ уже 4 поколения.

Их совершенствование передавалось из поколения в поколение. Первое поколение (конец 40-х — начало 60-х годов ХХ века) — детство атомоходов; в это время происходит формирование представлений о внешности, озарение своих способностей. Второе поколение (60-е — середина 70-х) характеризовалось массовым строительством советских и американских атомных подводных лодок (АПЛ), развертыванием подводного фронта холодной войны в мировом океане. Третье поколение (до начала 90-х) — тихая война за господство в море. Сейчас, в начале 21 века, атомные подводные лодки четвертого поколения заочно конкурируют друг с другом.

Достижения и неудачи атомных подводных лодок четвертого поколения Рассказ обо всех типах атомных подводных лодок составил бы отдельный солидный том. Поэтому мы приводим здесь только отдельные рекордные достижения для некоторых подводных лодок.

Уже весной 1946 года сотрудники исследовательской лаборатории ВМС США Ганн и Абельсон предложили оснастить трофейную немецкую подводную лодку XXVI серии атомной энергетической установкой с реактором, охлаждаемым калий-натриевым сплавом.

В 1949 году в США началось строительство прототипа корабельного реактора наземного базирования. А в сентябре 1954 года, как уже было сказано, в строй вошла первая в мире атомная подводная лодка SSN-571 («Наутилус», per EB-251A), оснащенная опытной установкой типа S-2W.

«Наутилус» и другие

Первая атомная подводная лодка «Наутилус»

В январе 1959 года первая отечественная атомная подводная лодка проекта 627 была заказана ВМФ СССР.

Подводные лодки противоборствующих флотов изо всех сил пытались превзойти друг друга. Поначалу преимущество было на стороне потенциальных противников СССР.

Так 3 августа 1958 года тот самый «Наутилус» под командованием Уильяма Андерсона подо льдами достиг Северного полюса, исполнив таким образом мечту Жюля Верна. Правда, в своем романе он заставил капитана Немо всплыть на поверхность на Южном полюсе, но теперь мы знаем, что это невозможно — подводные лодки не заплывают под континенты.

В 1955-1959 годах в США была построена первая серия атомных торпедных подводных лодок типа «Скейт» (проект ЕВ-253А). Первоначально они должны были быть оснащены компактными реакторами на быстрых нейтронах с гелиевым охлаждением. Однако «отец» атомного флота США X. Риковер превыше всего ставил надежность, и «Скаты» получили реакторы с водяным охлаждением.

Видную роль в решении задач управляемости и ходкости атомоходов сыграла быстроходная экспериментальная подводная лодка Albacore, построенная в США в 1953 г., имевшая «китообразную» форму корпуса, близкую к оптимальной для подводного хода. Правда, у него была дизель-электрическая силовая установка, но он же позволял опробовать новые воздушные винты, скоростные органы управления и другие экспериментальные разработки. Кстати, именно эта лодка, разгонявшаяся под водой до 33 узлов, долгое время также удерживала рекорд скорости.

Решения, разработанные в «Альбакоре», затем были использованы при создании серии быстроходных торпедных подводных лодок ВМС США типа «Скипджек» (проект ЕВ-269А), а затем и атомных подводных лодок — носителей баллистических ракет «Джордж Вашингтон» (проект ЕВ). -278А).

«Джордж Вашингтон» мог в экстренной ситуации запустить все ракеты с твердотопливными газовыми двигателями в течение 15 минут. При этом, в отличие от плавающих ракет, для этого не требовалось предварительного заполнения кольцевого зазора шахты забортной водой.

Особое место среди первых американских АПЛ занимает противолодочная «Талиби» (проект ЕВ-270А), вошедшая в строй в 1960 г. На ПЛ была реализована полностью электрическая схема движителя, впервые для атомной ПЛ применен гидроакустический комплекс с увеличенной сферической носовой антенной и новой компоновкой торпедных аппаратов: ближе к середине длины корпуса ПЛ и под углом к ​​направлению движения. Новое оборудование позволило эффективно использовать такую ​​новинку, как ракето-торпеда СУБРОК, которая запускалась из-под воды и доставляла ядерную глубинную бомбу или противолодочную торпеду на дальность до 55-60 км.

«Наутилус» и другие

Американская подводная лодка Альбакор

«Таллиби» осталась единственной в своем роде, но многие использованные и опробованные на ней технические средства и решения нашли применение на серийных АПЛ типа «Трешер» (проект 188).

Появились в 60-е годы и АПЛ специального назначения. Для решения разведывательных задач «Халибат» был переоборудован, тогда же в США была построена АПЛ для радиолокационного дозора «Тритон» (проект ЕВ-260А). Кстати, последняя известна еще и тем, что из всех американских АПЛ она была единственной с двумя реакторами.

Советские многоцелевые АПЛ проектов 627, 627А первого поколения, обладая хорошими скоростными качествами, значительно уступали по малозаметности американским АПЛ того периода, так как их гребные винты «шумели во все море». И нашим конструкторам пришлось немало потрудиться, чтобы устранить этот недостаток.

Второе поколение советских стратегических сил обычно отсчитывают от ввода в строй стратегических ракетных катеров (проект 667А).

В 1970-е годы США осуществляли программу оснащения атомных подводных лодок класса «Лафайет» новым ракетным комплексом «Посейдон С-3», главной особенностью которого стало появление разделяющихся головных частей на баллистических ракетах подводного флота.

Советские специалисты ответили на это созданием корабельной межконтинентальной баллистической ракеты Д-9, которая была поставлена ​​на подводные лодки проектов 667Б («Мурена») и 667БД («Мурена-М»). С 1976 года в составе ВМФ СССР появились первые подводные ракетоносцы проекта 667БДР, имевшие также корабельные ракеты с разделяющейся головной частью.

«Наутилус» и другие

Ракетный корабль Мурена-М

Кроме того, мы сделали «катера-истребители» из проектов 705, 705К. В начале 80-х одна из этих лодок установила своеобразный рекорд: 22 часа преследовала подводную лодку вероятного противника, причем все попытки командира той лодки сбросить преследователя с хвоста не увенчались успехом. Преследование было остановлено только по приказу из страны.

Рекомендуемое чтение: Подводные лодки из Советской России

Но самым главным в противостоянии кораблестроителей двух сверхдержав была «битва за децибелы». Размещая на подводных лодках стационарные системы подводного наблюдения, а также применяя эффективные гидроакустические станции с гибкими вытянутыми буксируемыми антеннами, американцы обнаруживали наши подводные лодки задолго до того, как они вышли на исходную позицию.

Так продолжалось до тех пор, пока мы не создали субмарины третьего поколения с бесшумными винтами. Одновременно обе страны приступили к созданию стратегических систем нового поколения — «Трайдент» (США) и «Тайфун» (СССР), что завершилось вводом в строй в 1981 г боеголовок ракетоносцев типа «американская подводная лодка «Огайо» «Огайо» и «Создание самой большой подводной лодки «Акула» «Акула», о которой стоит рассказать подробнее, так как они претендуют на звание самых больших подводных лодок.

Dream-yachts
Добавить комментарий