Обеспечение безопасности стоянки судна на швартовых у причала

По окончании швартовных работ необходимо вывесить машину. Затем часть команды направляется для подготовки корабля к погрузочным работам, а часть — для обеспечения сообщения с берегом, т е для подготовки парадного трапа или установки трапа; иногда в качестве временной связи с берегом приходится пользоваться трапом. Любое из вышеперечисленных средств сообщения с сушей должно быть закреплено и оборудовано страховочными сетками, должны быть установлены перила и натянуты спасательные круги, должны быть наготове спасательные круги с откидными веревками. Ночью должно быть обеспечено достаточное освещение. Вдоль койки, дерева или брезента

После завершения швартовки ответственный офицер должен убедиться, что:

  • все швартовые канаты надежно закреплены;
  • на концах швартовки имеются противокрысиные щиты;
  • надлежащим образом обеспечивается отбойная защита судна;
  • СЭС находится в режиме ожидания, установленном капитаном;
  • лестница была опущена и снабжена защитной сеткой;
  • у трапа стоит проинструктированный сторож;
  • налажена надежная связь с капитаном, грузовым помощником и вахтенным у трапа;
  • возле лестницы есть:
  • противопожарный план судна (рис. 1);
  • список телефонов портовых служб с обязательным наличием среди телефонов противопожарной службы (контактный список);
  • план парковки по сигнализациям;
  • огнетушитель;
  • сэнди;
  • журнал (поднос) выброшенных на берег;
  • журнал регистрации посетителей;
  • список судовых телефонов;
  • судно хорошо освещено ночью в соответствии с обычаями порта;
  • судно готово к погрузке;
  • члены бригады, выполняющие погрузочные работы, находятся в указанном месте;
  • на борту нет посторонних лиц;
  • установлены тросы для аварийной буксировки судна (рис. 2);
  • дежурные распоряжения выполняются.

Обеспечить безопасность стоянки судна у причала

Рис. 1 План пожаротушения судна

Обеспечить безопасность стоянки судна у причала

Рис. 2 Аварийный буксирный трос

При установке аварийных буксирных тросов необходимо соблюдать следующее:

  • аварийный буксирный трос в зависимости от собственного веса судна должен иметь:
    • собственный вес 20-100 тыс тонн – диаметр троса должен быть 28 мм, а длина 46 м;
    • собственный вес 100-300 тыс тонн – диаметр троса должен быть 38 мм, а длина 60 м;
    • собственный вес свыше 300 тыс тонн — диаметр троса должен быть 42 мм, а длина 70 м;
  • кабель должен быть в хорошем состоянии;
  • трос необходимо опускать только через панамские ключи;
  • на тумбы должно быть уложено не менее 5 кабельных шлангов;
  • между кнехтом и панамским крюком трос не должен иметь провисания;
  • прокладка кабеля должна находиться на расстоянии 1-2 м от воды в течение всей погрузочной операции.

Если судно прибыло в порт под погрузку, вахтенный командир должен определить осадку носом и кормой и с одним из матросов измерить глубины отвесом по всему борту у причала. Это необходимо делать, в частности, у причалов, где навалочные грузы (уголь, апатитовая руда и др.) погружаются грейферами. Очень часто у таких причалов из-за высыпавшегося за борт груза образуется бордюр, и в процессе погрузки судно может сесть на него скуловой частью. Предварительное зондирование дает возможность судить о глубине спального места и в дальнейшем позволит принять меры во избежание посадки на бордюр.

При стоянке судна у причала необходимо следить за натяжением швартовных тросов и поддерживать их в нормальном состоянии натяжения, особенно при погрузочных работах (при погрузке швартовы подхватывают, а при выгрузке ослабляют).

Особое внимание следует уделить швартовным тросам в тех портах, где колебания уровня воды происходят из-за приливно-отливных явлений.

В некоторых портах во время отлива корабль садится на грунт. Перед подходом к причалу такого порта необходимо точно знать, чисто ли дно в месте причаливания судна. Иногда бывает, что корабль засасывает ил. Поэтому с приливом, когда ожидается всплытие судна, необходимо работать машиной, чтобы облегчить отделение судна и избежать его «выбрасывания».

При швартовке в канале, когда другие суда проходят на небольшом расстоянии мимо судна у причала, необходимо внимательно следить за натяжением тросов (рис. 3).

Обеспечить безопасность стоянки судна у причала

Рис. 3 Причал

При стоянке у причала нельзя допускать образования крена, особенно в сторону, противоположную причалу, так как в этом случае судно будет испытывать удар своей подводной частью о каменные или железобетонные массивы причала. Корабль должен касаться причала только сбоку в районе швартовных брусьев.

Для предохранения швартовных тросов от перетирания под стальные тросы необходимо подложить деревянные брусья, а под растительные — маты. Часто для предохранения растительных и особенно синтетических канатов от перетирания используют старые пожарные рукава, надеваемые на канат в месте его прохождения через тюковую планку.

При получении штормового предупреждения вахтенный командир обязан (рис. 4):

  • запретить спуск экипажа на берег;
  • принять слабину на всех швартовных канатах, подтолкнуть судно к причалу;
  • отрегулируйте натяжение швартовных тросов, чтобы оно было равномерным;
  • изготовление дополнительных швартовов;
  • сократить время готовности машины;
  • с некоторой осторожностью (не реже трех раз в час) измерять скорость ветра и снимать показания барометра;
  • при необходимости приостановить грузовые операции и закрыть грузовые трюмы (для танкеров отключить береговые соединения);
  • проверить готовность к использованию технических средств плавания, рулевых, якорных и швартовных устройств;
  • установить надежную связь с портовыми властями.

При обрыве швартовных тросов во время стоянки судна в порту необходимо:

  • объявлять общественную тревогу;
  • как можно скорее перевести главный двигатель в резерв;
  • сообщить о происшествии портовым властям и немедленно вызвать буксиры и швартовную бригаду;
  • принять экстренные меры по закладке новых швартовных тросов и, если их удалось завести, отбуксировать судно к причалу;
  • при невозможности пустить швартовы бросать якорь с подветренной стороны;
  • при сохранении носовых швартов и готовности главного двигателя на минимальной скорости хода, работая рывками, удерживая якорь и пружины, подвести судно к причалу и поставить кормовые швартовы;
  • если судно отошло от причала, постарайтесь удержаться на месте в чистой воде с якорями и включенным главным двигателем до прибытия буксиров;
  • постоянно следить за положением судна и не допускать наваливания на другие суда и причальные сооружения.

Обеспечить безопасность стоянки судна у причала

Рис. 4 Штурм у причала

В случае внезапной качки судна у причала необходимо (рис. 5):

  • немедленно прекратить загрузочные операции;
  • прекратить откачку топлива, балласта и воды;
  • осмотрите все окна, иллюминаторы и другие отверстия в борту со стороны ролика и убедитесь в отсутствии протечек воды;
  • осмотрите швартовы и убедитесь, что все они имеют одинаковое натяжение;
  • измерение топлива, балласта, воды и льяльных вод;
  • измерить глубины вокруг судна и составить карту глубин;
  • в случае дальнейшего увеличения крена (близкого к значению угла плеча максимальной статической устойчивости) объявить общую тревогу и удалить экипаж на берег;
  • в случае обнаружения протечки корпуса принять меры по ее устранению путем наложения штукатурки, установки цементных ящиков, использования водоотводных средств;
  • вызвать водолазов для осмотра корпуса и помощи в борьбе с проникновением воды.

Не пытайтесь выровнять крен грузом и балластом, не разобравшись в причинах его возникновения. Это может привести только к худшим последствиям. Выровнять корабль можно только после устранения причин, вызвавших крен.

Обеспечить безопасность стоянки судна у причала

Рис. 5 Потеря остойчивости судна при погрузочных работах

При касании земли во время погрузочно-разгрузочных работ в доке необходимо:

  • прекратить загрузочные операции;
  • прекратить откачку топлива, балласта и воды;
  • проводить замеры топлива, балласта, воды и льяльных вод в трюмах;
  • убедиться в отсутствии утечки воды;
  • измерить глубины вокруг судна и составить карту глубин;
  • тщательно удалить отложения на форштевнях и миделе и определить фактическое водоизмещение судна;
  • рассчитать возможность уменьшения водоизмещения путем откачки балласта или дифферентовки;
  • после отрыва судна от грунта вновь замерить в трюмах топливо, балласт, воду и трюмные воды;
  • в случае обнаружения протечки корпуса принять меры по ее устранению путем наложения штукатурки, установки цементных ящиков, использования водоотводных средств;
  • вызвать водолазов для осмотра корпуса и помощи в борьбе с проникновением воды.

Перед выходом из порта судно должно:

  • заранее включите блок управления и проверьте его в работе;
  • проверить работоспособность якорных и швартовных устройств;
  • проверить техническое состояние навигационного оборудования;
  • провернуть силовую установку на воздухе и топливе (перед запуском двигателя убедиться, что под кормой нет гидроциклов, предупредить судно впереди и сзади, натянуть швартовы, заклеить трап);
  • убедиться, что груз надежно закреплен (если доставлен);
  • закрыть ручки в гостиной;
  • проверить наличие экипажа на борту;
  • осматривать судно на предмет обнаружения на борту посторонних (зайцев) (особенно в Африке и Азии);
  • заполнить контрольный список.

Все вышеперечисленные действия должны быть зарегистрированы в судовом журнале.

В ряде портов швартовка судна у причала значительно затруднена из-за наличия сквозняков и буров.

Дягун – это периодические колебания судна у причалов, вызванные действием длинных волн. Дягун наблюдается и при постановке на якорь Стоянка судна обычно на волнах средней длины и зыби. Под действием сквозняка возникают периодические вертикальные колебания уровня акватории, а в переходах между волнозащитными сооружениями (например, у ворот ворот) возникает обратное течение с периодом, равным периоду действующая волна.

При швартовке в гаванях, подверженных осадкам, рекомендуется применять растительные (манильский, сизаль) или синтетические (капрон, нейлон) тросы большой длины, обладающие хорошей эластичностью и не рвутся при раскачивании судна у причала. Если таких тросов на корабле нет, следует использовать стальные швартовы с так называемыми «пружинами».

При буксировке, кроме крепления судна специальными тросами, целесообразно отводить судно от причала на определенное расстояние, для чего используют якоря или прокладывают дополнительные швартовы на специально предназначенных для этого бочках или спредерах. Полезным результатом является предварительная отдача якоря по ходу судна при швартовке к причалу: вытравливается от трех до пяти дужек якорных цепей; на стоянке у причала якорная цепь натянута, тогда она играет роль надежной пружины. При сильной тяге не помогают ни растительные, ни синтетические швартовые тросы. Существует риск удара корабля о причалы, вмятин соседних судов, поломки швартовных устройств. При отсутствии специальных швартовных устройств, обеспечивающих безопасную стоянку судна, следует заранее выйти на рейд или в открытое море.

Бора – явление, связанное с сильными приливно-отливными течениями, усиленными течением реки. В результате при изменении течения образуется приливная волна, очень опасная для кораблей, стоящих у причала. Об этих явлениях заблаговременно извещаются все находящиеся в порту суда. По получении предупреждения машина приводится в постоянную готовность, палубная команда вызывается «на места», все швартовные тросы регулируются и в момент прохождения приливной волны работают как машина.

Рекомендуемое чтение:
Правила технической эксплуатации швартовного устройства
Управление судами при швартовных операциях

Dream-yachts
Добавить комментарий