Ремонт гребных лодок, шлюпок и катеров

Ниже рассмотрены специфические проблемы, возникающие при изготовлении корпусов шлюпок, байдарок, катеров, имеющих длину до 6 м, а также корпусов моторных лодок и катеров, получаемых формованием не только из стеклопластика, но и из других пластмасс.

Планшири

Пожалуй, у большинства пластмассовых шлюпок планшири формованные. Это объясняется стремлением избавиться от необходимости ухода за ними и их ремонта, но, к сожалению, на практике это себя не оправдывает. Если планширь полностью не закрыт буртиком как сверху, так и с боков, на нем появится так много царапин и вмятин, что потребуется прове­дение определенного ремонта.

Буртик на пластмассовом суднеСудовой форштевень, форма, конструкция и защита, особенно на малом, не следует считать излишеством. Он является неотъемлемой частью судна.

Деревянный планширь, правда, требуется ежегодно окра­шивать или лакировать, а также эпизодически подновлять его окраску, однако площадь его поверхности невелика и объем работы небольшой. Значительно проще аккуратно заделать царапину на деревянном планшире с помощью небольшого количества шпаклевки или лака, чем качественно исправить дефекты формованного планширя.

Планширь может быть отформован как одно целое с кор­пусом. Этот способ кажется проще, но на самом деле усложняется конструкция матрицы. Кроме того, внутреннюю кромку планширя иногда приходится формовать вслепую, а место, которое трудно формовать, чаще всего получается с изъянами. Для планширя это тем более нежелательно, что на судне нет другой детали, более уязвимой для ударов и от возникающих нагрузок.

Проще формовать планшири заодно с корпусом, когда мат­рица поворотная и ее можно расположить вверх днищем или хотя бы на боку. В противном случае планшири приходится формовать снизу вверх или в потолочном положении, а это еще больше усложняет процесс и увеличивает вероятность появления дефектов. Конструкция планширя должна быть как можно проще, без вычурных элементов, усложняющих его из­готовление.

При цельноформованном планшире успешно решается проблема присоединения его к корпусу и отпадает необходимость маскировать линию стыка. Некоторый объем дополнительных отделочных работ связан с заполнением и полировкой линии разъема матрицы, если потребуется матрица, состоящая из нескольких частей.

Применение швеллерного сечения способствует эффектив­ному использованию избыточной толщины планширя. На более крупных судах планширь может иметь коробчатое сечение (рис. 1).

Ремонт гребных лодок, шлюпок и катеров

Рис. 1 Цельноформованный планширь увеличенной жесткости

Обычно планширь формуют отдельно в собственной матрице с последующим присоединением его к корпусу (рис. 2). Это не лучший вариант, но вполне приемлемый для заурядной шлюпки: планширь устанавливают на место с заполнением стыка стеклосмоляной шпаклевкой. Более надежным способом является использование крепежа наряду со шпаклевкой, которую применяют только в качестве заполнителя. Элементы крепления можно аккуратно замаскировать, совместив их с крепежом, используемым для установки буртика.

Планширь, отформованный в цвете, контрастирующем с корпусом, выглядит привлекательно. Кроме того, при необ­ходимости окраски планширя вследствие его повреждения корпусРемонт судовых устройств и корпуса судна красить не обязательно. Если планширь имеет тот же цвет, что и корпус, возможно, придется красить все судно для сохранения выбранного цветового оттенка.

Ремонт гребных лодок, шлюпок и катеров

Рис. 2 Планширь, отформованный отдельно: а — приклеенный посредствомстеклосмоляной шпаклевки; б — крепление D-образного привального бруса; в — охватывающий привальный брус, покрывающий верхнюю кромку план­ширя и боковые кромки; г — загнутый наружу фланец, пригодный только для переноса судна (не рекомендуется для использования). Р — стеклосмоляная шпаклевка

При сильном износе может потребоваться замена деревянного планширя, поэтому его не следует приклеивать. Чтобы планширь часто не менять, в качестве элементов крепления можно использовать винты, болты или заклепки.

Для исключения прямого контакта элементов крепежа с корпусом планширь следует изготовлять из двух частей — внутренней и наружной (рис. 3), иначе возможны концентрация напряжений в материале корпуса, а также ослабление креплений.

Ремонт гребных лодок, шлюпок и катеров

Рис. 3 Деревянный планширь: а — полукруглая формованная конструкция, закрепляемая винтами непосредственно к корпусу (не рекомендуется для ис­пользования); б— внутренний деревянный планширь; в — усиленный деревянный планширь, рекомендуемый для рыболовного судна или рабочего катера; г — планшиль, образованный вытянутым алюминиевым профилем

Винты следует устана­вливать изнутри, поскольку наружная сторона план­ширя подвержена наибольшему износу; головки вин­тов, размещенных снаружи, вскоре начнут выступать и по мере износа планширя могут царапать поверхности других судов. Кроме того, планширь начнет болтаться. Разумеется, конец винта, установленного изнутри, также может выступать сквозь изношенный планширь. На первый взгляд это может показаться еще более нежелательным. Однако острие винта выйдет на поверхность при более значительном износе. Кроме того, острие вскоре затупится, тогда как выступающая головка будет оставаться зазубренной и потому опасной в течение значитель­ного времени.

Облегченный деревянный брус легко гнется без предвари­тельного пропаривания даже в тех случаях, когда его сложные участки (в районе форштевня и угловых стыков) вырезают от­дельно из более тонкого монолитного материала или наслаи­вают. Для получения более крутых изгибов проще всего сделать поперечные пропилы до середины сечения бруса.

Предлагается к прочтению: Элементы конструкции корпуса судна

Можно также использовать экструдированный комбиниро­ванный профиль, сочетающий привальный брус и накладку (рис. 4). Однако ни одни из поливинилхлоридных профилей не обеспечивает достаточного подкрепления кромки формован­ного корпуса, поэтому она должна быть утолщена или арми­рована полосой из металла или древесины.

Ремонт гребных лодок, шлюпок и катеров

Рис. 4 Идеальная форма экструдированного из поливинилхлорида привального бруса в сочетании с планширем

Экструдированной швеллер из поливинилхлорида применим в качестве облицовки для внутренней отторцованной кромки формованного планширя, поскольку эта кромка часто выглядит неровной и неопрятной. К тому же она слишком тонка, а потому неудобна и ненадежна для захвата при пере­носе судна на некоторое расстояние.

Наилучшее качество привальных брусьев достигается применением на них сплошной металлической полосы, ограничи­вающей степень изгиба или скольжения их вверх и вниз на участках, расположенных между элементами крепежа. Привальные брусья способны воспринимать большие ударные нагрузки, и отрыв их обычно вызывается срезывающими усилиями в вертикальной плоскости, возникающими при сцеплении брусьев пришвартованных рядом судов (у плавучего пирса или пристани). При отсутствии латунной полосы появляются резкие перегибы привального бруса между элементами кре­пежа, которые затем западают, что приводит к провисанию свободных участков бруса. Латунная полоса распределяет нагрузку на большее количество креплений и предотвращает изгиб бруса в вертикальной плоскости.

Гнезда для уключин

Гнезда для уключин испытывают чрезвычайно большие нагрузкиУвеличение жесткости судовых конструкций. Толстые деревянные бруски в районе уключин, особенно в сочетании с глубоким гнездом, помогают равномерно распределять нагрузку. В случае, когда планширь имеет форму глубокого швеллера, простран­ство, образованное профилем, можно за­полнять стеклосмоляной шпаклевкой или синтактной пеной. Тогда не нужно применять древесину. Можно также вмонтировать металлическую втулку в отформованную конструкцию (рис. 5).

Ремонт гребных лодок, шлюпок и катеров

Рис. 5 Распределение нагрузки, действующей на уключину: а — установкой деревянного бруса, прикрепляемого шурупами, или приформовкой под план­ширем; б — заделкой гнезда уключины

Гнездо уключины на деревянном планшире образуют подобно тому, как это делается на деревянном судне. При тонком планшире для его утолщения требуется накладка, а деревянный брусок должен обеспечить достаточную глубину для создания надежной опорной поверхности.

Втулки, которые заформовываются в конструкцию или уста­навливаются внутри брусков, могут иметь глухие отверстия. Такие отверстия наполняются водой. В результате при установке уключин вода забрызгивается в рукав гребца, что довольно неприятно. Во избежание этого следует предусматри­вать дренажные отверстия, выходящие внутрь корпуса или наружу.

На лодках с двухслойной формованной обшивкой полости гнезд для уключин ни в коем случае не должны сообщаться с пространством между обшивками, иначе возникнут неприят­ности, связанные с протечками. Возможно, здесь не избежать глухих отверстий, но весь крепеж должен быть хорошо утоплен для исключения просачивания воды вдоль винтов. Очень важно иметь хорошо заделанные глубокие втулки или металлические трубки, поскольку доступ в пространство между обшивками при необходимости ремонта любой изношенной детали сильно затруднен.

Банки

Наиболее простой способ крепления банки — установка ее на винтах к приформованному кронштейну. Кронштейном может служить простой заделанный в корпус брус из древесины, пред­варительно отформованный угольник или стрингер (рис. 6). Иногда корпус судна снабжается формованным уступом, но это нарушает плавность его обводов. Кронштейны, формируе­мые по месту, должны иметь развитую по вертикали поверх­ность приформовки для восприятия отрывающих напряжений, появляющихся при изгибах корпуса.

При любом методе установка кронштейнов должна быть точной. В производственных условиях для приформовки крон­штейна рекомендуется применять зажимные приспособления. На рис. “Способы сжатия склеиваемых частей” (гл.1) показан простейший тип распорки, очень удобной применительно к шлюпке. Кронштейн того или иного типа необходим, поскольку банка должна нести большую массовую нагрузку. Подвешивание банки к планширям редко дает хорошие результаты: винты не держатся, корпус не получает подкрепления. Более надежны металлические кронштейны с болтовым креплением (рис. 6).

Ремонт гребных лодок, шлюпок и катеров

Рис. 6. Установка банок: а — банка присоединена винтами к стрингеру, который приформован или приклеен к корпусу; б — крепление винтами к заформованному внутрь или приклеенному бруску; в — крепление болтами к фор­мованному кронштейну; г — крепление банки с помощью книц; д — использо­вание поддерживающих снизу металлических или отформованных кронштей­нов; е — банка, отформованная заодно с планширем.

Если нет условий для формования, кронштейн или стрин­гер можно установить на клею или закрепить винтами либо поддерживать банку подпоркой. Можно использовать для поддержания банки встроенный ящик, образующий один из отсеков плавучести.

Посредине легкой деревянной банки необходимо устанав­ливать подпорки. Боковые сидения, идущие от носа до кормы, можно подкреплять отформованными переборками или метал­лическими угловыми кронштейнами.

Все кронштейны, стрингеры, стойки должны иметь достаточную поверхность контакта с обшивкой корпуса для равномерного распределения массовой нагрузки.

Неплохие результаты получаются при использовании метода формования банки заодно с планширем, однако для этого требуется матрица сложной конструкции, а она применима только в промышленных условиях.

Носовые и кормовые банки часто совмещают с формован­ными отсеками плавучести (рис. 7). В конструкции лодок с двухслойной обшивкой, в шутку именуемых мыльницами, все банки формуются как часть внутренней обшивки. При этом требуется матрица, пожалуй, слишком сложная для использо­вания в любительских целях.

Ремонт гребных лодок, шлюпок и катеров

Рис. 7 Носовые и кормовые банки с отсеками плаву­чести

Банки можно формовать отдельно как вспомогательные конструкции (рис. 8) или изготовлять из древесины. Формо­ванная банка выглядит опрятной и изящной, хорошо сочетается с формованным корпусом, а матрица достаточно проста, чтобы оправдать разовое формование. Деревянную банку, однако, легче подновить и вид у нее более привычный. Способ крепления в обоих случаях примерно одинаков.

Ремонт гребных лодок, шлюпок и катеров

Рис. 8 Отдельно отформованные простая банка (а) и банка в сочетании с воздушным ящиком (б)

Гладкая поверхность легко увлажняется, рифленая создает рельеф, удобный для сидения, с углублениями для стекания росы. Довольно просто формовать банки с рельефной поверх­ностью, наклеивая соответствующую накладку на пуансон или матрицу. Для этой цели можно использовать покрытие типа «Тракмарк» или рельефную накладку из поливинилхлорида, имитирующую кожаную обивку или другие модные материалы. На тех крупных лодках или катерах, где безопасно вставать на сидения, подобный рельеф желателен еще и тем, что выполняет роль нескользящего покрытия.

Фирменные знаки

Большинство изделий маркируют порядковым номером и номером модели, но лишь немногие яхтыПокрытия для яхт и катеров, и способы их нанесения имеют такие номера. На них нет даже имени изготовителя. В случае повреждения только изготовитель может обеспечить поставку заменяемой секции. Но конструкции непрерывно совершенствуются, а мат­рицы изнашиваются. Изготовителю должно быть известно, когда судно было отформовано и в каких матрицах. При обнаружении дефектов записи формовщика могут содержать един­ственный ключ к разгадке причин их появления.

Большую практическую ценность для владельца представ­ляет контроль за изготовлением матриц в соответствии с дей­ствующими стандартами. В настоящее время каждая страна устанавливает собственные стандарты и при этом часто одобряет то, что запрещают соседи. С 1976 г. Правила Европейского Экономического Сообщества общесогласованы, однако строители склонны принимать эти Правила в качестве типовых, одобренных лишь для судов, имеющих конкретные порядковые номера. Большую пользу принесло бы проставление на корпусе несмываемого номера. Неглубокой метки на матрице достаточно для переноса ее на поверхность любой формованной конструкции. Бумага, выдавленная почтовым штемпелем, может быть наклеена на поверхность пуансона. Сведения, написанные на стеклоткани, отчетливо различимы под слоем прозрачного гелевого покрытия после окончания формования. Такую стеклоткань можно наложить на внутреннюю сторону матрицы. Стеклоткань после пропитки становится просвечи­вающей и сквозь нее ясно видно написанное, однако смола способна вытравить чернила или краску.

Рукоятки для подъема

Рукоятки для подъема, установленные на носу и корме, обес­печивают удобный прочный захват и уменьшают опасность падения и поломки судна. Дешевым и практичным средством захвата служит тонкий трос, обнесенный вокруг корпуса, как на спасательной шлюпке, и выполняющий заодно спасатель­ную функцию. Рукоятки для подъема должны быть надежно закреплены и достаточно прочны. Очень важно подкрепить палубу вокруг них, увеличив ее толщину и использовав солидные подкладки. Рукоятки должны иметь сквозное болтовое крепление, а не крепиться винтами. Следует удостовериться в надежности крепления палубы к корпусу. Известны случаи, когда палуба при подъеме свободно отделялась от корпуса. Закрепление палубы путем заполнения стыков стеклосмоляной шпаклевкой не может считаться достаточно надежным. Про­ушины для тросов должны быть также тщательно закреплены.

Любая пара рукояток для подъема должна удерживать массу судна вместе с его содержимым. Если рукоятка вдруг не выдержит, сорвавшийся корпус может получить повреждение; возможно, оно не будет серьезным, поскольку формо­ванные суда достаточно прочны, однако под корпусом может оказаться острый предмет. Обеспечивая надежный захват при подъеме, рукоятки одновременно служат точками застройки.

Рукоятки для подъема могут быть заформованы внутрь палубыИзготовление палубы судна из стеклопластика. На рис. 9 показан один из таких способов: в палубе отформована выемка, а внутри проходит планка; для этой цели можно использовать также деревянный привальный брус, если он достаточно прочен.

Ремонт гребных лодок, шлюпок и катеров

Рис. 9 Утопленная в нишу рукоятка для подъема. 1 — планширь; 2 — отформованное углубление; 3 — рукоятка для подъема

Этот способ особенно удобен примени­тельно к парусным шлюпкам, поскольку исключает возможность запутывания тросов и шкотов.

Носовая рукоятка может быть совмещена с носовым бам­пером и изготовлена из плотной резины, поливинилхлорида или найлона, либо обрезиненного или покрытого пластмассой металла (рис. 10).

Ремонт гребных лодок, шлюпок и катеров

Рис. 10 Использование носового буртика в качестве рукоятки. 1 — форштевень; 2 — отформованное углубление; 3 — жесткий буртик, образующий бампер и подъемную рукоятку

Отогнутая вниз кромка с внутренней стороны формован­ного планширя хотя и обеспечивает надежный захват, но очень неудобна и режет руки. Швеллеры из поливинилхлорида или алюминия аккуратно закрывают верхнюю кромку и создают значительно более удобный упор для рук.

Большинство лодок с двухслойной обшивкой устроено так, что за них трудно ухватиться, поэтому их следует снабжать приспособлениями для подъема. Если внутренняя обшивка не сплошная, а включает, например, только планширь и банки, в ней можно вырезать отверстия для рук. Однако эти отверстия обязательно должны быть округлыми, а их кромки закрытыми для удобства захвата.

Рыбины

Формованная шлюпка не должна протекать, но в ней будет накапливаться вода от дождя и брызг. Без рыбин трудно под­держивать лодку чистой и нарядной. Кроме того, всегда есть опасность уронить в лодке какой-нибудь тяжелый и острый предмет и пробить днище. Аккуратный на вид цельноформо­ванный пол лодки с двойной обшивкой представляет собой одно из ее слабых мест. Он не защищен от повреждения и в нем скапливается вода. Древесина продолжает оставаться наилучшим материалом для изготовления рыбин. Они не требуют большого ухода, но их нужно красить и лакировать раз в год. Впрочем, все рыбины подвержены царапинам и износу и поэтому в любом случае нуждаются в уходе. Убрать царапины на древесине значительно проще, чем на формованной детали. Деревянные рыбины можно снять и работать с ними на берегу. Рыбины из многослойной фанеры обычно дешевы в изготовлении и достаточно износостойки.

Отформованные рыбины должны иметь рельефную поверхность, иначе они будут скользкими.

Некоторые лодки с двух­слойной обшивкой имеют рисунок, образуемый покрытием типа «Тракмарк», однако нескользящая краска на основе смолы обеспечивает значительно лучшее сцепление и ее легче подносить.

Настоящее покрытие «Тракмарк» обходится недешево, но оно обеспечивает более эффективную нескользящую поверхность, нежели его имитация, полученная формованием. Это также хороший способ сократить потребность в уходе за ры­бинами, изготовленными из многослойной фанеры, и обеспечить защиту формованных рыбин от износа. «Тракмарк» часто применяют на моторных лодках для придания им красивого внешнего вида.

Рыбины должны быть съемными, что облегчит процесс удаления с них грязи. Для удержания их на месте применяют неподвижный легко забиваемый костыль или закрепляют винтами к блоку, отформованному или прикрепленному к днищу судна. Шурупы обеспечивают более стабильное крепление рыбин, снимаемых не чаще чем раз в год при профилактическом осмотре. Рыбины должны быть надежно закреплены и не иметь люфта, иначе они будут потеряны при опрокидывании или затоплении лодки.

Гоночные лодки

По нашему мнению, в целях уменьшения массы легкую гоночную лодку следует изготовлять из многослойной фанеры, а не из стеклопластика, который вдвое тяжелее древесины. Толщина материала должна быть сведена к минимуму.

Минимальная толщина обшивки достигается при соотношении смолы к стеклу, например, 1:1 вместо обычного 2,5:1 или 3:1. Это становится возможным не столько благодаря ис­пользованию тканых ровниц и тканей вместо стекломата, сколько в результате тщательного уплотнения значительно более интенсивной прикаткой и строгого контроля за качеством применяемой смолы.Декоративные слои составляют значительную долю от общей массы тонкостенной формуемой конструкции, хотя прочность ее увеличивают несущественно. Конструкции должны быть тонкими и однородными. Но поскольку тонкостенные гибкие конструкции склонны к растрескиванию, целесообразнее вместо декоративного слоя применять окраску. Тонкий и легкий слой краски меньше подвержен повреждениям на гибких поверхностях.

Dream-yachts
Добавить комментарий