Главная задача судна в составе каравана – использовать свободный фарватер, оставленный впереди идущим судном, и выдерживать отведенную дистанцию, для чего штурману часто приходится менять скорость движения судна. При разных типах судов в караване и разной ледовой обстановке диапазон скоростей, на который рассчитан моторный телеграф, может оказаться недостаточным для контроля скорости движения. В таких случаях штурманы регулируют скорость судна не с помощью машинного телеграфа, а подавая команды в машинное отделение увеличить или уменьшить скорость двигателя. Радар должен использоваться для поддержания дистанции между кораблями. Оператор лодки должен внимательно следить за признаками приближения или удаления судов.
Если судно, несмотря на увеличение скорости, не может удержать выделенную дистанцию из-за продвижения ледокола вперед, капитан судна подает сигнал «Внимание» и информирует об этом ледокол. В зависимости от ситуации капитан ледокола принимает решение: либо снизить скорость каравана, либо сначала вести не отстающие суда, а потом возвращаться за отстающими.
Если впереди идущее судно внезапно теряет скорость, капитан следующего за ним судна должен совершить маневр, чтобы избежать удара. В то же время не всегда можно рассчитывать на то, что после возврата полного хода можно вовремя полностью погасить инерцию. Погасив инерцию, необходимо одновременно увернуться в сторону. При этом надо стараться вести судно в ту сторону, где лед тоньше.
Буксировка транспортных судов
Если идущий впереди вас ледокол вдруг застрянет в тяжелом льду, вы должны немедленно дать полный ход и поставить руль «на правый борт» (с правым винтом) или «на левый борт» (с левым) пропеллер ручного вращения).
Если судно застряло во льдах и ожидает льдины, оно всегда должно запускать двигатели на наименьшей скорости вперед, чтобы создать за кормой редкий сдвиг, предохраняющий гребной винт и руль от заклинивания льдиной.
При заходе судна на ледокол очень важно не упустить момент ослабления льда при проходе ледокола, и как только корма ледокола пройдет мидель-шпангоут судна, необходимо двигайтесь вперед на полной скорости, иначе вы можете не успеть воспользоваться редким льдом, созданным ледоколом, и не последовать за ним в фарватер.
Если разгрузка судна производится в условиях ограниченной видимости, судно каравана должно включить носовые и кормовые прожекторы и фонари для освещения льда, но так, чтобы свет не мешал капитану других судов. Расстояние между кораблями должно позволять видеть огни впереди и позади проходящих судов.
Буксировка судов во льдах ледоколами
В тяжелых ледовых условиях или в случае повреждения сопровождаемых судов может возникнуть необходимость их буксировки ледоколом (рис. 1).
Рис. 1 Буксировка транспортного судна
Подготовка ведомого судна к буксировке осуществляется следующим образом.
- Якоря убираются на палубу, что необходимо для пропуска буксирного каната ледокола через якорные крюки, а также во избежание обрыва якорей и повреждения борта ледокола при контакте с судном. На судах, работающих близко к ватерлинии, обычно рекомендуется снимать якоря на палубе перед входом в лед, так как они могут быть повреждены горбами и отдельными льдинами, стоящими ребром у форштевня. Суда, плавающие в ледовых условиях, всегда должны быть готовы поднять якоря на палубе.
- На носу судна подготовлено достаточное количество бросков и рулевых тросов со штырями для приема буксира от ледокола. От ледокола буксир обычно оснащают «усами» — стропами, продетыми через трос буксируемого судна.
- Заранее подготавливается все необходимое для принятия и закрепления «усов» на палубе судна, для чего через проводники вводятся стальные токопроводящие тросы со скобами, предназначенными для прикрепления их к концам «усов», протягиваемых через трос к Палуба.
Необходимо обеспечить быстрый возврат доставленного с ледокола буксирного стропа. Один из способов крепления стропы заключается в том, что фонари «усы», которые проходят через хвостовик якоря на палубу, соединяются манильским или пеньковым тросом. Чтобы вернуть буксир, этот рыцарь взломан. Для того чтобы это можно было сделать без промедления, под найтовы вплотную подкладывают деревянный брус. При буксировке необходимо поставить рядом с найтовкой дежурного матроса, вооруженного топором.
Вы также можете закрепить буксир, продев палку через «усы» фонарей. Но этот способ не рекомендуется для крупных судов, так как быстрый возврат буксира затруднен, а работать с лагом опасно. Если буксирный трос ледокола не оборудован стропой для продевания через якорные тросы буксируемого судна, необходимо предусмотреть стропу, уходящую за борт в судне через тросы, или сделать брагу, надежно обхватывающую палубные надстройки соединен с корпусом корабля. Практичнее сделать стропу или брагу, чтобы их забортную часть можно было вывести на палубу, что позволит легко соединить снятый с ледокола буксир с буксирным устройством Буксирно-швартовные устройства к буксирному судну. При сбрасывании буксировочного троса за борт к месту крепления должен быть присоединен надежный быстроразъемный механизм (свисток) для подбора троса к палубе при необходимости его возврата.
Современные ледоколы оснащены буксирными лебедками с буксирными тросами, специальными кнехтами, канатами и стопорами для буксировки. Для тугой буксировки применяют специальную буксирную «бороду» — короткий стальной трос с огнями на концах, который пропускают через якорные тросы буксируемого судна (рис. 2).
Для ледовой проводки в плотно сплоченном тяжелом или торосистом льду применяют близкую буксировку ледокола. При таком способе буксировки ледокол подтягивает эскортируемое судно вплотную к кормовому вырезу. Упираясь в кормовой вырез ледокола и работая двигателями, буксируемое судно увеличивает суммарное усилие, необходимое для преодоления ледового сопротивления. Буксировка также применяется в тех случаях, когда караван входит в спрессованный лед.
Рис. 2 Буксирное устройство на ледоколе: 1 — лебедка; 2 — остановка бульванов; 3 — серьга паклей; 4 — Николаевский блок; 5 ─ бензол
Буксировка тесно связана с некоторыми трудностями. Ухудшается управляемость соединенного с кораблем ледокола. При крутых поворотах форштевень буксируемого судна трудно удержать в кормовом вырезе ледокола, особенно если судно имеет наклонный форштевень.
Перед тем, как ледокол с буксируемым судном тронуться назад, капитан ледокола обязан удостовериться в состоянии льда за кормой буксируемого судна. Затем по команде ледокола судно должно некоторое время двигаться вперед на среднем или полном ходу, чтобы мощной струей расчистить лед за кормой. Чтобы не повредить гребные винты, обороты двигателя необходимо увеличивать постепенно.
После расчистки кормы ото льда по команде ледокола корабль дает задний ход. Ледокол, если он имеет три гребных винта, постепенно увеличивает обороты двигателей, реверсирует все двигатели, получив движение, реверсирует центральный гребной винт на небольшую переднюю тягу и поддерживает движение назад боковыми гребными винтами. Это дает возможность при необходимости резко погасить инерцию быстрым увеличением скорости среднего винта до полной вперед при уменьшении скорости встроенных винтов. Убедившись в невозможности преодоления препятствия одним-двумя ударами, ледокол должен дать буксир и самостоятельно проложить во льдах канал.
При буксировке по тяжелому льду нельзя крепить буксирные тросы к швартовным кнехтам, которые не рассчитаны на большие нагрузки и при приложении такой нагрузки будут перерезаны или выбиты. Якорный люфт не допускается (рис. 3).
Рис. 3 Крепление буксирного троса к буксируемому судну: а) — две лямки пропущены через тросы и соединены палкой; б) — фонари стропа соединены ганзелем; в) — петля пройдена через Николаевский блок; г) — Николаевский блок 1 — анкерный кронштейн; 2 — бревно; 3 — ветви петли; 4 — буксирный трос; 5 — бензол
Буксируемое судно должно двигаться строго по диаметральной плоскости ледокола и по указанию ледокола держать руль так, чтобы улучшалась управляемость ледоколом, а само судно не ударялось бортами о кромки ледокольный канал, проложенный ледоколом.
При крутых поворотах во льдах ледокол должен снижать скорость, чтобы не разорвать буксирный трос. При буксировке судов большого водоизмещения или большой длины ледокол плохо управляется. В этих случаях при повороте буксируемого судна необходимо перевести руль в противоположную сторону и перейти на нормальное управление, как только ледокол начнет выпрямляться на фарватере или на курсе.
Англо-русский словарь ледовых терминов
Глоссарий ледовых терминов | |
---|---|
Область слабости | Относительно простой участок |
Гребень в возрасте | Старая спина |
Якорный лед | Кролик |
Барное мороженое | Бесснежный лед |
Пояс | Ледяной пояс |
Горный бит | Фрагмент айсберга |
Скалистая вода | Вода айсберга |
Обеспокоенный | Застрял (застрял) во льду |
Отличный поток | Большое ледяное поле |
Бухта | Залив во льду |
Кисть льда | Ледяная каша |
Баммак | Подторос |
Отел | «Отель» (кусочки айсбергов) |
Плотный жидкий лед | Закрытый лед |
Компактная кромка льда | Закрытая кромка льда |
Сжатие | Сжатие льда |
Компактный жидкий лед | Сплошной дрейфующий лед |
Концентрация | Единство |
Предел концентрации | Граница между льдами разной сплоченности |
Сплошной жидкий лед | Замерзший твердый лед |
Консолидированный хребет | Монолитная спинка |
Трескаться | Трескаться |
Темный нилас | Темный нилас |
Деформированный лед | Деформированный лед |
Трудная область | Тяжелая область |
Расплывчатая кромка льда | Щадящая кромка льда |
Дивергент | Под давлением |
Сухой лед | Сухой лед |
Вождение | Вождение |
Простая область | Простая область |
Быстрое мороженое | Быстрое мороженое |
Граница сплошного льда | Граница припая |
Кромка припая | Кромка припая |
Фингер-рафтинг | Теговая стратификация |
Мороженое из пальцев | Зубчатое мороженое |
Четверг | Фирн |
Лед первого года жизни | Лед первого года жизни |
Ошибка | Полоса колотого льда |
Неправильный путь | Исправление ошибки |
Неправильная Ролыня | Неправильная полынья |
Жидкий лед | Жидкий лед |
Льдина | Ледяное поле |
Флоберг | Нет |
Укус блох | Малый несяк |
Паводковый лед | Затопленный лед |
Перерыв | Разведение |
Зона перелома | Свинцовая зона |
Перерыв | Ледокол |
Хрупкий лед | Ледяные иглы |
Дружелюбное мороженое | Счастливое мороженое |
Заморозить дым | Мороз поднимается |
Гигантский поплавок | Гигантское ледяное поле |
Ледник | Ледник |
Ледниковая гора | Айсберг в форме пирамиды |
Тушить | Тушить |
Бретонский язык | Бретонский язык |
Распространение мороженого | Мороженое |
Серый лед | Серый лед |
Серо-белый лед | Серо-белый лед |
Заземленный торос | Стамуха |
Подземный лед | Лед, севший на мель |
Гроулер | Кусочек айсберга |
Вражеский лед | Неблагоприятный лед |
Торос | Торос |
Торосистый лед | Мороженое «Хаммоки |
Торошение | Торошение |
Айсберг | Айсберг |
Язык айсберга | Язык айсберга |
Ледяное мерцание. | Лед мерцание |
Связанный льдом | Заблокировано льдом |
Ледяной лимит | Ледяной лимит |
Ледяная брекчия | Смороз |
Торт-мороженое | Хорошее мороженое |
Истак | Истак |
Ледяной покров | Ледяной покров |
Ледяной холод | Ледяной холод |
Ледяное поле | Накопление дрейфующего льда |
Ледяная нога | Паяная подошва |
Без льда | Чистая вода |
Ледяной фронт | Ледяной барьер |
Ледяной остров | Ледяной дрейфующий остров |
Ледяная мышь | Джемпер |
Джем из мороженого | Джем из мороженого |
Заморозка для льда | Заморозка для льда |
Ледяной лимит | Ледяной экстрим |
Ледяной массив | Ледяной массив |
Мороженое наземного происхождения | Лед континентального происхождения |
Ледяной участок | Ледяной участок |
Ледяная гавань | Шельфовый порт |
Ледяная оболочка | Бутылка |
Шельфовый ледник | Шельфовый ледник |
Ледяной поток | Ледяной поток |
Давление льда | Сжатый лед |
Ледяная стена | Ледяная стена |
Застрял острый барьер | Упакованное мороженое |
Озерный лед | Озерный лед |
Крупная фракция | Большой прорыв |
Большое ледяное поле | Большое скопление дрейфующего льда |
Вести | Канал |
Обычный лед | Гладкий лед |
Светлый нилас | Светлый нилас |
Доброе мороженое | Середина льда |
Средний однолетний лед | Однолетний лед средней толщины |
Средний расход | Фрагмент ледяного поля |
Средний излом | Средний спред |
Среднее ледяное поле | Среднее скопление льда |
Многолетний лед | Многолетний лед |
Новое мороженое | Первые виды льда |
Новый хребет | Свежий хребет |
Нилас | Нилас |
Щипок | Сжатие корабля во льдах |
Старое мороженое | Старое мороженое |
открытый жидкий лед | Щадящий лед |
открытая вода | Разделение хлопьев льда |
Блинное мороженое | Блинное мороженое |
Полынья | Полынья |
Пруд | Снежный шар |
Мороженое на плоту | Слоеное мороженое |
Рафтинг | Расслоение |
БАРАН | БАРАН |
Повторяющаяся полынья | Стационарная полынья |
Хребет | холм горбов |
Ребристый лед | Утрамбованная бугристость |
Верховая езда | Формирование спины |
Эльвейс | Эльвейс |
Гнилой лед | Гнилой лед |
Гравийное поле | Прибрежный айсберг |
Саструги | Заструги |
Морской лед | Морской лед |
Лед второй год | Два года льда |
Сдвиговый гребень | горка фрикционных накладок |
Резка | Движение льда |
Береговая ледяная гряда вверх | Выталкивает лед на берег |
Руководство по посадке | Прибрежная очистка |
Береговой расплав | Через водный берег |
Прибрежная полынья | Прибрежная полынья |
Шуга | Шуга |
Небесный свет | Окно (просвет) во льду |
Слякоть | Снежура |
Маленький поплавок | Грубый лед |
Маленький перерыв | Небольшое открытие |
Маленький торт из мороженого | Дробленый лед |
Небольшое ледяное поле | Небольшое скопление дрейфующего льда |
Заснеженный лед | Заснеженный лед |
Снежный занос | Снегопад |
Постоянный поплавок | Ропак |
Стоячий лед | Лед на берегу |
Полоска | Полоса с мороженым |
Табличный камень | Бордисфьель |
Оттепели | Тонированный патч |
Толстый однолетний лед | Толстый однолетний лед |
Тонкий лед из первой банки/белый лед | Тонкий однолетний (белый) лед |
Тонкий однолетний лед/беловатый первый шаг | Тонкий однолетний (белый) лед первой очереди |
Тонкий однолетний лед/беловатая вторая стадия | Тонкий однолетний (белый) лед второй очереди |
Приливная трещина | Приливная трещина |
Тон | Язык льда |
Отличный поток | Большое ледяное поле |
Очень близко к жидкому льду | Очень плотный лед |
Очень открытый жидкий лед | Редкое мороженое |
Очень маленькая поломка | Узкое отверстие |
Очень обветренный позвоночник | Сильная ровная спина |
Водяное небо | Водяное небо |
Выветрелый хребет | Плоская спина |
Выветривание | Выравнивание |
Молодой прибрежный лед | Ледяной пляж |
Молодой лед | Молодой лед |
Рекомендуемое чтение:
Работа ледокола при проводке судов во льдах
Ледокольное обеспечение транспортных судов