Управление судном, следующем в караване

Главная задача судна в составе каравана – использовать свободный фарватер, оставленный впереди идущим судном, и выдерживать отведенную дистанцию, для чего штурману часто приходится менять скорость движения судна. При разных типах судов в караване и разной ледовой обстановке диапазон скоростей, на который рассчитан моторный телеграф, может оказаться недостаточным для контроля скорости движения. В таких случаях штурманы регулируют скорость судна не с помощью машинного телеграфа, а подавая команды в машинное отделение увеличить или уменьшить скорость двигателя. Радар должен использоваться для поддержания дистанции между кораблями. Оператор лодки должен внимательно следить за признаками приближения или удаления судов.

Если судно, несмотря на увеличение скорости, не может удержать выделенную дистанцию ​​из-за продвижения ледокола вперед, капитан судна подает сигнал «Внимание» и информирует об этом ледокол. В зависимости от ситуации капитан ледокола принимает решение: либо снизить скорость каравана, либо сначала вести не отстающие суда, а потом возвращаться за отстающими.

Если впереди идущее судно внезапно теряет скорость, капитан следующего за ним судна должен совершить маневр, чтобы избежать удара. В то же время не всегда можно рассчитывать на то, что после возврата полного хода можно вовремя полностью погасить инерцию. Погасив инерцию, необходимо одновременно увернуться в сторону. При этом надо стараться вести судно в ту сторону, где лед тоньше.

Управляйте кораблем в составе каравана

Буксировка транспортных судов

Если идущий впереди вас ледокол вдруг застрянет в тяжелом льду, вы должны немедленно дать полный ход и поставить руль «на правый борт» (с правым винтом) или «на левый борт» (с левым) пропеллер ручного вращения).

Если судно застряло во льдах и ожидает льдины, оно всегда должно запускать двигатели на наименьшей скорости вперед, чтобы создать за кормой редкий сдвиг, предохраняющий гребной винт и руль от заклинивания льдиной.

При заходе судна на ледокол очень важно не упустить момент ослабления льда при проходе ледокола, и как только корма ледокола пройдет мидель-шпангоут судна, необходимо двигайтесь вперед на полной скорости, иначе вы можете не успеть воспользоваться редким льдом, созданным ледоколом, и не последовать за ним в фарватер.

Если разгрузка судна производится в условиях ограниченной видимости, судно каравана должно включить носовые и кормовые прожекторы и фонари для освещения льда, но так, чтобы свет не мешал капитану других судов. Расстояние между кораблями должно позволять видеть огни впереди и позади проходящих судов.

Буксировка судов во льдах ледоколами

В тяжелых ледовых условиях или в случае повреждения сопровождаемых судов может возникнуть необходимость их буксировки ледоколом (рис. 1).

Управляйте кораблем в составе каравана

Рис. 1 Буксировка транспортного судна

Подготовка ведомого судна к буксировке осуществляется следующим образом.

  1. Якоря убираются на палубу, что необходимо для пропуска буксирного каната ледокола через якорные крюки, а также во избежание обрыва якорей и повреждения борта ледокола при контакте с судном. На судах, работающих близко к ватерлинии, обычно рекомендуется снимать якоря на палубе перед входом в лед, так как они могут быть повреждены горбами и отдельными льдинами, стоящими ребром у форштевня. Суда, плавающие в ледовых условиях, всегда должны быть готовы поднять якоря на палубе.
  2. На носу судна подготовлено достаточное количество бросков и рулевых тросов со штырями для приема буксира от ледокола. От ледокола буксир обычно оснащают «усами» — стропами, продетыми через трос буксируемого судна.
  3. Заранее подготавливается все необходимое для принятия и закрепления «усов» на палубе судна, для чего через проводники вводятся стальные токопроводящие тросы со скобами, предназначенными для прикрепления их к концам «усов», протягиваемых через трос к Палуба.

Необходимо обеспечить быстрый возврат доставленного с ледокола буксирного стропа. Один из способов крепления стропы заключается в том, что фонари «усы», которые проходят через хвостовик якоря на палубу, соединяются манильским или пеньковым тросом. Чтобы вернуть буксир, этот рыцарь взломан. Для того чтобы это можно было сделать без промедления, под найтовы вплотную подкладывают деревянный брус. При буксировке необходимо поставить рядом с найтовкой дежурного матроса, вооруженного топором.

Вы также можете закрепить буксир, продев палку через «усы» фонарей. Но этот способ не рекомендуется для крупных судов, так как быстрый возврат буксира затруднен, а работать с лагом опасно. Если буксирный трос ледокола не оборудован стропой для продевания через якорные тросы буксируемого судна, необходимо предусмотреть стропу, уходящую за борт в судне через тросы, или сделать брагу, надежно обхватывающую палубные надстройки соединен с корпусом корабля. Практичнее сделать стропу или брагу, чтобы их забортную часть можно было вывести на палубу, что позволит легко соединить снятый с ледокола буксир с буксирным устройством Буксирно-швартовные устройства к буксирному судну. При сбрасывании буксировочного троса за борт к месту крепления должен быть присоединен надежный быстроразъемный механизм (свисток) для подбора троса к палубе при необходимости его возврата.

Современные ледоколы оснащены буксирными лебедками с буксирными тросами, специальными кнехтами, канатами и стопорами для буксировки. Для тугой буксировки применяют специальную буксирную «бороду» — короткий стальной трос с огнями на концах, который пропускают через якорные тросы буксируемого судна (рис. 2).

Для ледовой проводки в плотно сплоченном тяжелом или торосистом льду применяют близкую буксировку ледокола. При таком способе буксировки ледокол подтягивает эскортируемое судно вплотную к кормовому вырезу. Упираясь в кормовой вырез ледокола и работая двигателями, буксируемое судно увеличивает суммарное усилие, необходимое для преодоления ледового сопротивления. Буксировка также применяется в тех случаях, когда караван входит в спрессованный лед.

Управляйте кораблем в составе каравана

Рис. 2 Буксирное устройство на ледоколе: 1 — лебедка; 2 — остановка бульванов; 3 — серьга паклей; 4 — Николаевский блок; 5 ─ бензол

Буксировка тесно связана с некоторыми трудностями. Ухудшается управляемость соединенного с кораблем ледокола. При крутых поворотах форштевень буксируемого судна трудно удержать в кормовом вырезе ледокола, особенно если судно имеет наклонный форштевень.

Перед тем, как ледокол с буксируемым судном тронуться назад, капитан ледокола обязан удостовериться в состоянии льда за кормой буксируемого судна. Затем по команде ледокола судно должно некоторое время двигаться вперед на среднем или полном ходу, чтобы мощной струей расчистить лед за кормой. Чтобы не повредить гребные винты, обороты двигателя необходимо увеличивать постепенно.

После расчистки кормы ото льда по команде ледокола корабль дает задний ход. Ледокол, если он имеет три гребных винта, постепенно увеличивает обороты двигателей, реверсирует все двигатели, получив движение, реверсирует центральный гребной винт на небольшую переднюю тягу и поддерживает движение назад боковыми гребными винтами. Это дает возможность при необходимости резко погасить инерцию быстрым увеличением скорости среднего винта до полной вперед при уменьшении скорости встроенных винтов. Убедившись в невозможности преодоления препятствия одним-двумя ударами, ледокол должен дать буксир и самостоятельно проложить во льдах канал.

При буксировке по тяжелому льду нельзя крепить буксирные тросы к швартовным кнехтам, которые не рассчитаны на большие нагрузки и при приложении такой нагрузки будут перерезаны или выбиты. Якорный люфт не допускается (рис. 3).

Управляйте кораблем в составе каравана

Рис. 3 Крепление буксирного троса к буксируемому судну: а) — две лямки пропущены через тросы и соединены палкой; б) — фонари стропа соединены ганзелем; в) — петля пройдена через Николаевский блок; г) — Николаевский блок 1 — анкерный кронштейн; 2 — бревно; 3 — ветви петли; 4 — буксирный трос; 5 — бензол

Буксируемое судно должно двигаться строго по диаметральной плоскости ледокола и по указанию ледокола держать руль так, чтобы улучшалась управляемость ледоколом, а само судно не ударялось бортами о кромки ледокольный канал, проложенный ледоколом.

При крутых поворотах во льдах ледокол должен снижать скорость, чтобы не разорвать буксирный трос. При буксировке судов большого водоизмещения или большой длины ледокол плохо управляется. В этих случаях при повороте буксируемого судна необходимо перевести руль в противоположную сторону и перейти на нормальное управление, как только ледокол начнет выпрямляться на фарватере или на курсе.

Англо-русский словарь ледовых терминов

Глоссарий ледовых терминов
Область слабостиОтносительно простой участок
Гребень в возрастеСтарая спина
Якорный ледКролик
Барное мороженоеБесснежный лед
ПоясЛедяной пояс
Горный битФрагмент айсберга
Скалистая водаВода айсберга
ОбеспокоенныйЗастрял (застрял) во льду
Отличный потокБольшое ледяное поле
БухтаЗалив во льду
Кисть льдаЛедяная каша
БаммакПодторос
Отел«Отель» (кусочки айсбергов)
Плотный жидкий ледЗакрытый лед
Компактная кромка льдаЗакрытая кромка льда
СжатиеСжатие льда
Компактный жидкий ледСплошной дрейфующий лед
КонцентрацияЕдинство
Предел концентрацииГраница между льдами разной сплоченности
Сплошной жидкий ледЗамерзший твердый лед
Консолидированный хребетМонолитная спинка
ТрескатьсяТрескаться
Темный ниласТемный нилас
Деформированный ледДеформированный лед
Трудная областьТяжелая область
Расплывчатая кромка льдаЩадящая кромка льда
ДивергентПод давлением
Сухой ледСухой лед
ВождениеВождение
Простая областьПростая область
Быстрое мороженоеБыстрое мороженое
Граница сплошного льдаГраница припая
Кромка припаяКромка припая
Фингер-рафтингТеговая стратификация
Мороженое из пальцевЗубчатое мороженое
ЧетвергФирн
Лед первого года жизниЛед первого года жизни
ОшибкаПолоса колотого льда
Неправильный путьИсправление ошибки
Неправильная РолыняНеправильная полынья
Жидкий ледЖидкий лед
ЛьдинаЛедяное поле
ФлобергНет
Укус блохМалый несяк
Паводковый ледЗатопленный лед
ПерерывРазведение
Зона переломаСвинцовая зона
ПерерывЛедокол
Хрупкий ледЛедяные иглы
Дружелюбное мороженоеСчастливое мороженое
Заморозить дымМороз поднимается
Гигантский поплавокГигантское ледяное поле
ЛедникЛедник
Ледниковая гораАйсберг в форме пирамиды
ТушитьТушить
Бретонский языкБретонский язык
Распространение мороженогоМороженое
Серый ледСерый лед
Серо-белый ледСеро-белый лед
Заземленный торосСтамуха
Подземный ледЛед, севший на мель
ГроулерКусочек айсберга
Вражеский ледНеблагоприятный лед
ТоросТорос
Торосистый ледМороженое «Хаммоки
ТорошениеТорошение
АйсбергАйсберг
Язык айсбергаЯзык айсберга
Ледяное мерцание.Лед мерцание
Связанный льдомЗаблокировано льдом
Ледяной лимитЛедяной лимит
Ледяная брекчияСмороз
Торт-мороженоеХорошее мороженое
ИстакИстак
Ледяной покровЛедяной покров
Ледяной холодЛедяной холод
Ледяное полеНакопление дрейфующего льда
Ледяная ногаПаяная подошва
Без льдаЧистая вода
Ледяной фронтЛедяной барьер
Ледяной островЛедяной дрейфующий остров
Ледяная мышьДжемпер
Джем из мороженогоДжем из мороженого
Заморозка для льдаЗаморозка для льда
Ледяной лимитЛедяной экстрим
Ледяной массивЛедяной массив
Мороженое наземного происхожденияЛед континентального происхождения
Ледяной участокЛедяной участок
Ледяная гаваньШельфовый порт
Ледяная оболочкаБутылка
Шельфовый ледникШельфовый ледник
Ледяной потокЛедяной поток
Давление льдаСжатый лед
Ледяная стенаЛедяная стена
Застрял острый барьерУпакованное мороженое
Озерный ледОзерный лед
Крупная фракцияБольшой прорыв
Большое ледяное полеБольшое скопление дрейфующего льда
ВестиКанал
Обычный ледГладкий лед
Светлый ниласСветлый нилас
Доброе мороженоеСередина льда
Средний однолетний ледОднолетний лед средней толщины
Средний расходФрагмент ледяного поля
Средний изломСредний спред
Среднее ледяное полеСреднее скопление льда
Многолетний ледМноголетний лед
Новое мороженоеПервые виды льда
Новый хребетСвежий хребет
НиласНилас
ЩипокСжатие корабля во льдах
Старое мороженоеСтарое мороженое
открытый жидкий ледЩадящий лед
открытая водаРазделение хлопьев льда
Блинное мороженоеБлинное мороженое
ПолыньяПолынья
ПрудСнежный шар
Мороженое на плотуСлоеное мороженое
РафтингРасслоение
БАРАНБАРАН
Повторяющаяся полыньяСтационарная полынья
Хребетхолм горбов
Ребристый ледУтрамбованная бугристость
Верховая ездаФормирование спины
ЭльвейсЭльвейс
Гнилой ледГнилой лед
Гравийное полеПрибрежный айсберг
СастругиЗаструги
Морской ледМорской лед
Лед второй годДва года льда
Сдвиговый гребеньгорка фрикционных накладок
РезкаДвижение льда
Береговая ледяная гряда вверхВыталкивает лед на берег
Руководство по посадкеПрибрежная очистка
Береговой расплавЧерез водный берег
Прибрежная полыньяПрибрежная полынья
ШугаШуга
Небесный светОкно (просвет) во льду
СлякотьСнежура
Маленький поплавокГрубый лед
Маленький перерывНебольшое открытие
Маленький торт из мороженогоДробленый лед
Небольшое ледяное полеНебольшое скопление дрейфующего льда
Заснеженный ледЗаснеженный лед
Снежный заносСнегопад
Постоянный поплавокРопак
Стоячий ледЛед на берегу
ПолоскаПолоса с мороженым
Табличный каменьБордисфьель
ОттепелиТонированный патч
Толстый однолетний ледТолстый однолетний лед
Тонкий лед из первой банки/белый ледТонкий однолетний (белый) лед
Тонкий однолетний лед/беловатый первый шагТонкий однолетний (белый) лед первой очереди
Тонкий однолетний лед/беловатая вторая стадияТонкий однолетний (белый) лед второй очереди
Приливная трещинаПриливная трещина
ТонЯзык льда
Отличный потокБольшое ледяное поле
Очень близко к жидкому льдуОчень плотный лед
Очень открытый жидкий ледРедкое мороженое
Очень маленькая поломкаУзкое отверстие
Очень обветренный позвоночникСильная ровная спина
Водяное небоВодяное небо
Выветрелый хребетПлоская спина
ВыветриваниеВыравнивание
Молодой прибрежный ледЛедяной пляж
Молодой ледМолодой лед

Рекомендуемое чтение:
Работа ледокола при проводке судов во льдах
Ледокольное обеспечение транспортных судов

Dream-yachts
Добавить комментарий