Адмирал Георг Старк и судьба Сибирской флотилии

Шведский род Старков подарил России много отличных воинов. Среди них было как минимум два адмирала. Один из них — Георг Карлович Старк — известен как последний командир печально известной Сибирской флотилии. Во время русско-японской войны Георг Старк служил тральщиком на крейсере «Аврора», был ранен в Цусимском сражении, а после лечения продолжил службу на флоте в звании адмирала, снискав себе славу командира Луны. Звуковая флотилия.

Начавшаяся революция положила конец не только правлению императорской семьи, но и карьерному росту адмирала Старка, бежавшего из Хельсинки, охваченного революционным пламенем, только благодаря помощи матросов, в которых он всегда пользовались большой любовью и уважением. Изменения в политической и общественной жизни потрясли и разочаровали Георга Карловича, поэтому он принял твердое решение покончить со всем этим и в 1918 году отправился на Волгу, желая вступить в ряды Белого движения.

Адмирал Георг Старк и судьба Сибирской флотилии

Георг Карлович Старк

Опытный морской офицер сразу нашелся, куда пристроиться. Сначала он был назначен простым корабельным артиллеристом, а затем личным приказом адмирала Колчака произведен в командиры Волжско-Камской эскадры. Незадолго до разгрома белогвардейского движения адмирал Старк стал командующим Сибирской флотилией по приказу, полученному из штаба Амурского правительства во Владивостоке лично от ее руководителя С. Д. Меркулова. Произошло это происшествие в мае 1921 года, когда адмирал находился в Харбине, страстно мечтая вернуться на родину.

17 июня 1921 года Георг Старк прибыл во Владивосток, где был утвержден командующим Сибирским флотом, что ознаменовало его вступление в должность как попытку повысить дисциплину среди матросов и офицеров путем введения устаревших знаков различия, забытых за долгое и неспокойное время. По приказу адмирала начались работы по подъему старых затонувших кораблей, их ремонту и оснащению новыми экипажами и оборудованием.

Во Владивостоке были жаркие дни, и Амурское правительство вскоре подошло к концу, а сменивший его земский губернатор назначил Старка командующим всеми вооруженными силами и командующим всеми тыловыми гарнизонами Белой армии, сосредоточенными во Владивостоке и близлежащих районах. В конце октября 1922 года обстановка в городе очень накалилась, к столице вплотную подошли части Красной Армии, Приамурское правительство объявило о срочной ликвидации и эвакуации.

Адмирал Георг Старк и судьба Сибирской флотилии

Камчатская гавань в 1918 году

26 октября в порту Посьеты началась подготовка к отходу 25 кораблей русского флота, то же самое произошло и в порту Камчатка. Корабли были загружены военными и их ближайшими родственниками. Эскадра была готова отправиться к берегам Японии, взяв с собой остатки казачьих частей, курсантов Хабаровского кадетского корпуса и десантно-штурмовых рот. Часть кораблей продвинулась в сторону Шанхая, откуда матросы и чиновники бывшей царской армии разошлись в разные стороны по миру.

После того как была дана команда покинуть гавань, корабли вышли в открытое море и впервые вошли в гавань только к концу ноября. Порт Фузан стал остановочным пунктом, где пополнялись запасы топлива и продовольствия, а также решались дальнейшие планы эскадры, которая не могла долго оставаться в порту, так как Штарк уже 1 декабря получил приказ китайского правительства на покинуть причал. Сибирская эскадра снялась с якоря и проследовала в Шанхай, где высадилась большая часть экипажей и беженцев, выбрав своим местом жительства Французские кварталы.

В том же декабре остатки эскадры продвинулись в сторону Филиппин, куда прибыли в январе следующего 1923 г крайне потрепанными и ослабленными. На протяжении всего пути Сибирская флотилия не раз попадала в сильные штормы и теряла часть своих кораблей, в том числе флагманский корабль «Лейтенант Дыдымов», катера «Рентвизанчик» и «Ретивый», а также не сумевшие вовремя эвакуироваться пароходы «Сишань» и «Томск.

Адмирал Георг Старк и судьба Сибирской флотилии

Флагман Лейтенант Дыдымов

Прибыв в Манилу, адмирал Старк приказал командам покинуть свои корабли и поселиться во временном лагере, построенном для них правительством США.

По соглашению, состоявшемуся между Старком и местными властями, Сибирская флотилия могла находиться в порту до тех пор, пока США не признали большевистское правительство, то есть в течение нескольких лет, но командующий понимал, что его народ нуждается в средствах к существованию, поэтому он распорядился продать корабли, а вырученные средства разделил между офицерами и матросами, которые тут же использовали их для покупки жилья и поездки в другие части страны.

Сам адмирал решил потратить свою долю на билет во Францию, где его ждали сын и дочь, эвакуированные из большевистской России его ближайшими родственниками после трагической гибели жены. Адмирал, умерший лишь в 1950 году, всю оставшуюся жизнь проработал простым таксистом на улицах Парижа, едва сводя концы с концами.

Статья по теме: Легендарный буксир «Фотий Крылов» на службе Тихоокеанского флота

Dream-yachts
Добавить комментарий