Автосчислители и системы автоматической регистрации на судне

Автокалькуляторы (в том числе входящие в состав автоматических приемоиндикаторов РНС и навигационных систем) автоматически вычисляют координаты текущего положения судна с периодичностью опроса датчиков информации (2-10 с) и отображают (записывают) полученное положение в графическом, цифровой или смешанной форме на индикаторных устройствах, в ОЗУ и/или на ленте записывающего устройства.

При автоматическом расчете на навигационные карты вручную наносятся только разворотные и часовые точки с соответствующими условными знаками (⬜) (а при движении постоянным курсом точки с периодичностью, заданной капитаном). Эти точки можно соединить линиями трассировки, чтобы сформировать доску производительности.

Автосчетчики и автоматические системы регистрации на борту

Танкер ледового класса
Источник: pro-arctic.ru

При автоматическом вводе курса и скорости судна такой автоматический расчет всегда более точен, чем расчет вручную, поскольку учитывает небольшие изменения курса и/или скорости судна из-за ветра, волнения и рыскания. Точность текущего положения судна при авторасчете зависит от:

  • точность корректирующих наблюдений;
  • дискретные корректирующие наблюдения (наиболее точный режим — «наблюдательная арифметика» с практически непрерывными наблюдениями);
  • возможность и точность учета поправок гирокомпаса и отставания при авторасчете;
  • точность учета суммарного влияния ветра и течения на курс и пройденное судном расстояние при авторасчете.

При использовании калькулятора координат необходимо:

  1. Проверить правильность установки исходных данных, режимов и параметров авторасчета;
  2. Досрочно вручную ввести новый курс и/или скорость судна после маневра, если не предусмотрен автоматический ввод данных с компаса и/или лага;
  3. Выбрать оптимальный вариант учета совокупного влияния ветра и течения на путь и пройденное судном расстояние — автоматический ввод или ввод дрейфа;
  4. При вводе операции вручную определять самостоятельными методами, вводить автосчетчик и периодически корректировать наиболее вероятные элементы операции, особенно после маневра;
  5. Включать автоматический дрейф только при плавании постоянными курсами и скоростями в районах с относительно стабильным течением и выключать его при плавании переменными курсами и скоростями в условиях течения и сильного ветра, значительных изменений элементов течения, при наблюдаемом разбросе невязок наблюдения;
  6. При автоматическом вводе операции вы систематически и с достаточной периодичностью проверяете элементы общей операции, формируемые и учитываемые автосчетчиком.

Автосчетчики имеют те же ограничения, что и электронные средства позиционирования, в части возможных расхождений между геодезическими системами координат автосчетчика и используемой навигационной карты, задержки и искажения данных из-за «сглаживания», погрешностей и ограничений корректирующей РНС, необходимости систематической мониторинг и совместное использование с другими доступными средствами навигации.

Рекомендуемая литература: Автоматическая система идентификации

При использовании автоматических регистрирующих устройств частота записи устанавливается капитаном в зависимости от регистрируемого параметра, района плавания, скорости движения корабля и частоты его маневров:

  1. Отсчет времени и задержки — при каждой регистрации очередного параметра, а также каждый час;
  2. Инверсии и изменения режима работы СЭУ — с каждой командой;
  3. Курс судна — непрерывный (самописец — курсомер);
  4. Время, лаг, курс (с символами для автоматического ввода), параметры РНС, географические координаты и информация с дисплея видеоплоттера: — в открытом море — каждые 30-60 минут и в поворотных точках; — в прибрежной зоне — каждые 10-30 минут и на поворотах; — при подходе к портам и в узких местах — каждые 5-10 минут и на поворотах; — в акватории гавани — каждые 1-5 минут и на поворотах;

При подготовке автосчетчиков и регистрации приборов к эксплуатации:

  1. Выбираются информационные датчики навигационного комплекса, автосчетчик, видеоплоттер, очищается оперативная память компьютера;
  2. В печатающих устройствах проверяется наличие бумаги, включаются кулисные переключатели датчиков и видов печати, производится контрольная печать, устанавливается выбранный интервал печати для портовой воды;
  3. Устанавливаются временные показания регистратора реверса, делается контрольная распечатка;
  4. На карте курса отмечены время и дата;
  5. Координаты путевых точек (точек разворота), характеристики пути между ними (локсодромия или ортодромия), константы маневрирования судна, контрольные дистанции подхода к точкам разворота, контрольные параметры максимального отклонения судна от линии заданный путь и другая информация в зависимости от характеристик прибора и условий плавания;
  6. Включена сигнализация автоматического контроля за удержанием судна на заданной полосе.

Часы и лента обратного графика согласовываются раз в сутки и систематически контролируются в пути. Рассогласование не должно превышать 20 с.

На 73-й сессии IMO MSC в декабре 2000 г были приняты обязательные требования и правила для оснащения судов «регистраторами данных рейса» («РДР»), иначе называемыми «черными ящиками» — «черными ящиками». (Правило V/20) СОЛАС-74). Эти правила вступили в силу 1 июля 2002 года, и все новые корабли, построенные после этой даты, должны быть оборудованы «черными ящиками».

Существующие пассажирские и накатные суда также должны были иметь черные ящики, в то время как необходимость и сроки установки VDR на существующих грузовых судах (включая танкеры) все еще обсуждались, и ИМО должна была принять решение до января 2004 года. Технические и эксплуатационные стандарты для «VDR» были приняты ИМО в 1997 г. (Резолюция ИМО A.861 (20)). Как и в авиации, «черные ящики» позволят восстановить обстоятельства происшествия, маневры корабля, отданные команды, а значит, более объективно определить причины происшествия и степень вины сторон.

Аварийные навигационные огни и сигнальное оборудование

Дежурный руководитель отвечает за то, чтобы аварийные навигационные огни и сигнальное оборудование находились в рабочем состоянии и всегда были готовы к немедленному использованию.

Состояние сигнальных флажков и знаков следует регулярно проверять.

Оборудование звуковой сигнализации следует ежедневно проверять и содержать в исправном состоянии в соответствии с инструкциями производителя.

Дежурный RMB должен быть соответствующим образом обучен:

  • немедленно выяснять, какие огни (флаги) следует немедленно зажечь (поднять), какие звуковые и (или) световые сигналы следует немедленно подать в зависимости от внезапного изменения навигационной обстановки;
  • моментально найти нужные выключатели в полной темноте — в том числе и в случае отключения питания ходового мостика.
Dream-yachts
Добавить комментарий