Авианосцы России и СССР

Неудачный опыт строительства авианесущих морских кораблей, относящийся к периоду Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., закрыл вопрос проектирования и строительства кораблей этого класса в СССР на долгие двадцать лет.

Десятилетний проект освоения новых технологий, утвержденный в Кремле главкомом ВМФ адмиралом Николаем Кузнецовым, предусматривал строительство тяжелых военных кораблей с тактическим авиакрылом на борту. Но до конца 60-х годов в состав флота входили только многоцелевые крейсера проекта 1123 «Кондор».

Появление кораблей с самолётами на борту

Появление в Советском Союзе проекта строительства тяжелого авианесущего крейсера 1143 – заслуга Маршала Советского Союза Дмитрия Федоровича Устинова, долгие годы отвечавшего за развитие военно-промышленного комплекса в Политбюро ЦК КПСС. 2 сентября 1968 года вышло Постановление Правительства СССР № 685-251 о переоборудовании противолодочного крейсера проекта 1123.3 в корабль авианосного класса (проект 1143).

Авианосцы из России и СССР

Второй прототип Як-36
Источник: wikipedia.org

Новый корабль ВМФ должен был нести на борту ударную авиацию корабельного базирования – перспективный истребитель Як-36, ставший в итоге первым советским штурмовиком вертикального взлета и посадки (СВВП) Як-38. Последний из списанных «противолодочников» был переделан в корабль с новым набором боевых задач:

  • Охрана районов боевого патрулирования атомных ракетных подводных лодок;
  • ПВО группировок надводных кораблей в условиях боевого похода;
  • Поиск, обнаружение и уничтожение стратегических и тактических подводных лодок условного противника;
  • Прикрывает морские десанты для высадки десанта.

Без полноценной стартовой палубы корабли проекта 1143 представляли собой тяжелые противолодочные вертолетоносцы с палубными самолетами вертикального взлета-посадки. Полное водоизмещение судна составило 37 тысяч тонн. Длина — 273 м, ширина по ватерлинии — 31 м, по полетной палубе — 51 м. Максимальная скорость корабля составляла 30 узлов.

Корабли проекта 1143

В боевой состав ВМФ СССР входили четыре корабля (шифр проекта/год закладки):

  • «Киев» (1143, 1970);
  • «Минск» (1143.2, 1972 г);
  • «Новороссийск» (1143.3, 1975 г);
  • «Баку» (1143.4, 1978).

Авиагруппа новых кораблей была представлена ​​штурмовиками вертикального взлета и посадки Як-38, спаренными противолодочными вертолетами Ка-25 и Ка-27. Боевую готовность каждого корабля обеспечивал экипаж численностью 1300 человек.

Рекомендуемое чтение: Атомные подводные лодки

Новые корабли значительно превосходили легкие крейсера по суммарной мощности противолодочного и противокорабельного вооружения. Она была представлена ​​ракетными комплексами «Шторм», «Оса-М», «Вихрь», «Базальт», автоматическими пушками и пулеметами. Пятый корабль является дальнейшим развитием проекта, основной задачей которого было обеспечение полноценного взлета и посадки фронтовой авиации с использованием всей длины полетной палубы.

Первый советский полноценный авианосец

Закладка корабля с проектным кодом 1143.5 состоялась на Черноморском судостроительном заводе (Николаев, 1981 г.). Работы по строительству корабля шли параллельно с разработкой и испытаниями первого советского палубного истребителя. Примечательно, что на разных этапах работ корабль не раз менял свое официальное название. Проект тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) получил название «Советский Союз».

Дальше:

  • Закладка — «Рига»;
  • Старт — «Леонид Брежнев»;
  • Ходовые испытания — «Тбилиси».

В качестве флагмана корабль вошел в состав ВМФ незадолго до распада Советского Союза, 20 января 1991 года. Сегодня он известен всему миру под названием «тяжелый авианесущий крейсер» «Адмирал флота Советского Союза». Союз Кузнецов». Полное водоизмещение судна 59 100 т. Геометрические размеры:

  • Длина, м:
    • по ватерлинии — 270;
    • самый большой 306,45.
  • Ширина, м:
    • по ватерлинии – 33,41;
    • самый большой — 71,96;
    • всего — 64,49.
  • Высота, м:
    • на носу — 31,42;
    • мидель — 25,7;
    • забор — 25,7.

При полной боевой нагрузке корабль имеет осадку 9,76 м. Для защиты от нападения вероятного противника детали корпуса из катаной стали продублированы «насухо». Ширина трехслойного противоторпедного каскада составляет 4,5 м. Это позволяет авианосцу выдержать прямое попадание артиллерийского снаряда или бомбы с зарядом, равным 400 кг в тротиловом эквиваленте.

Четырехвальная котлотурбинная установка общей мощностью 20 000 лошадиных сил дает авианосцу крейсерскую скорость 18 узлов (автономность 7 680 морских миль), максимальную 29. Экипаж корабля включает 1 980 военнослужащих, в том числе:

  • Офицеров — 520;
  • Гардемарины — 322;
  • Матросы — 1138 человек.

Ракетное вооружение представлено комплексами «Гранит», «Кинжал», «Кортик». Зенитная артиллерия: шесть единиц АК 630. Противолодочные бомбы: 60 единиц РБ-12000. Авиакрыло ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (50 единиц) состоит из противолодочных вертолетов Ка-27 и Ка-29, палубных истребителей МиГ-29К, МиГ-29КУБ, многоцелевых Су-33 самолетов и штурмовиков Су-25УТГ. Новое поколение авианесущих крейсеров позволило значительно увеличить промышленный потенциал России, поскольку проектный срок службы оценивался в три десятилетия.

Боевое применение ТАВКР

Приписанный к Северному флоту авианосец зимой 1991 года с частью экипажа совершил переход вокруг Европы к месту постоянной дислокации, к базе Видяево. Помимо «Адмирала Кузнецова», Николаевский судостроительный завод заложил еще два однотипных корабля:

  • 1143.6 «Варяг» (1985 г.) — как собственность Украины после распада СССР, продан Китаю, переоборудован в авианосец Народно-освободительной армии Китая «Ляонин»;
  • 1143.7 «Ульяновск» (1988 г.) — вырезан из металлолома на заводе металлолома в 1992 г.

В период с 1991 по 2017 год тяжелый авианесущий крейсер Флота Советского Союза «Адмирал Кузнецов» в качестве головного корабля соединения неоднократно участвовал в боевых походах в Средиземном море и Северной Атлантике, а также в учениях для Северный флот. Корабль использовался как полигон для отработки взлетов и посадок истребительной, штурмовой и фронтовой морской авиации.

Авианосцы из России и СССР

ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»
Источник: wikipedia.org

После окончания боевых действий оперативного соединения ВМФ России в Сирии было принято решение о проведении глубокой модернизации ТАВКР. Задача комплекса работ — увеличить срок службы судна на 20 лет. В период с 2017 по 2020 год в процессе проведения ремонтных работ на объектах завода «Севмаш» возникли две аварийные ситуации:

  • Гибель плавдока ПД-50 на 82-й ССЗ «Звездочка» (30.10.2018г.).
  • Пожар в трюме во время сварочных работ (12.12.2019.).

Являясь первым в Советском Союзе кораблем, предназначенным для управления действиями палубной авиации вдали от берега, ТАВКР «Адмирал Кузнецов» в процессе боевой эксплуатации не смог избавиться от существенного недостатка по сравнению с американским авианосным флотом. Самолеты с корабля запускались с помощью трамплина, а не паровых катапульт, и только в одном направлении — по ходу движения. Таким образом предотвращались интенсивные взлетно-посадочные операции, а также значительно сокращался боевой радиус палубной авиации.

Лёгкие и перспективные авианосцы

Опыт боевого применения единственного российского авианосца стал решающим фактором при принятии решения о составлении программы строительства авианосного флота. Он рассчитан на 2024-2033 годы. О перспективах нового военно-морского соединения на встрече с российскими журналистами рассказал член Морской коллегии при правительстве РФ Владимир Поспелов. Задача специальной межведомственной комиссии при правительстве. ВМФ и ВПК включают тщательный анализ всех положительных и отрицательных факторов, которые сформировал тридцатилетний опыт боевого применения ТАВКР.

Потребность флота в скоростных современных авианосцах составляет 3 единицы. Их разработка осуществляется в рамках подготовки новой Государственной программы вооружений (ГПВ), предусматривающей создание новых видов вооружений для нужд ВМФ, в том числе:

  • Перспективные палубные истребители;
  • Дизельные подводные лодки;
  • Береговые системы ПВО.

Эскизный проект легкого авианосца под кодовым названием «Штурм» готов, но с учетом новых вызовов и многократно возросшей активности НАТО у берегов российских военно-морских баз в Балтийском море его необходимо доработать. Ранее по этому поводу главком кораблестроения России адмирал ВМФ России адмирал Николай Евменов в своем выступлении на расширенной коллегии Минобороны указывал, что наряду с разработкой и строительством нового российского авианосный флот, введение малых ракетных кораблей (проект 21631), корветов (проект 20385 и 20386), фрегатов (проект 22350М).

Новые авианосцы

Предполагается, что водоизмещение корабля составит 70-80 тысяч тонн. Американских противников трудно удивить, поставив на боевую службу новое авианосное соединение российского флота. Поэтому задача догнать флагманы американского авианосного флота по водоизмещению (110 тысяч тонн) и количеству авиакрыльев (100 ед.

Будет интересно: авианосец ВОВ

Первый российский самолет 5-го поколения Су-57 можно рассматривать как перспективный истребитель для морского ТВД. Однако существующие образцы техники укороченного взлета и посадки (Су-33, МиГ-29КУБ) по боевым возможностям не проигрывают основным образцам американской авиабазы:

  • Ф-35;
  • Ф/А-18С;
  • Ф/А-18Е/Ф.

Основными задачами российского авианосца следующего поколения должны стать:

  • Осуществление операций прикрытия с воздуха стратегических и тактических действий соединений современных надводных кораблей.
  • Атакуйте вражеские цели на суше и на воде.
  • Обеспечить ПВО.
  • Охватывает морские десантные операции.

Только цифры

Приблизительные размеры авианосца:

  • Длина — 330 м;
  • Ширина — 40 м;
  • Осадка — 11 м.

Судно с двумя обычными или атомными энергетическими установками (типа РИТМ-200) будет иметь навигационную автономность 120 суток по запасам. Численность экипажа: 4-5 тысяч человек. Численность авиагруппы многоцелевого авианосца планируется ограничить 70-90 самолетами различного назначения. Выбор нужно делать из существующих и перспективных образцов:

  • Истребители — Су-27К, Су-33, Су-33М, Су35К, Су-57;
  • Самолет ДРЛО — Як-44;
  • Палубные вертолеты — Ка-27, Ка-57.

В отличие от ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», новые корабли планируется оборудовать полноценными стартовыми позициями в количестве 4 единиц — две аппарели и четыре электромагнитные катапульты. Десантные операции будет обеспечивать традиционное для авианосного флота мира устройство — пламегаситель.

Авианосцы из России и СССР

Авианосец проекта «Штурм»
Источник: wikipedia.org

Новые корабли планируется оснастить комплексом радиолокационного оборудования и средств радиоэлектронной борьбы с фазированной антенной решеткой (ФАР), корабельной версией уникального наземного комплекса ПВО С-500. Противоракеты ЗРК «Триумф» способны перехватывать баллистические и аэродинамические цели, движущиеся со скоростью до 7 км/с, на дальности до 800 км. Другие виды оружия:

  • Крылатые ракеты;
  • Авиабомбы;
  • Антиторпеды;
  • Комплексы ближнего боя.

Важным фактором является то, что корпусу корабля будет присвоен ледовый класс: авианосцы смогут выполнять боевые задачи в составе соединений ВМФ в Арктике. После завершения строительства и ходовых испытаний флагманский авианосец проекта «Шторм» должен быть включен в состав Северного флота. Второй корабль станет флагманом Тихоокеанского флота. Третий корабль после постройки и ходовых испытаний станет стратегическим резервом.

Dream-yachts
Добавить комментарий