Авианосец Ляонин – самое выгодное приобретение Китая

Китайская Народная Республика, созданная могучей рукой Мао Цзэдуна в 1949 году, просуществовала долго в основном благодаря количественному составу армии. Ближе к концу прошлого века китайцы начинают больше внимания уделять перевооружению армии и флота, правительство Китая принимает решение о покупке нескольких кораблей стратегического значения у иностранных государств.

Но купить модернизированный современный боевой корабль удовольствие не из дешевых, гораздо дешевле купить корабль, предназначенный на слом, или недостроенный и брошенный. Именно такой корабль был найден в одном из черноморских портов Украины в 1998 году, и это был не просто корабль, а военный авианосец, предназначенный для ведения боя с надводными силами противника, а также для взлета и посадки боевых вертолетов и МиГ-29К, Су-33, Ка-27, Ка-29, Ка-31.

Авианосец «Ляонин» — самое выгодное приобретение Китая

Авианосец Варяг

Водоизмещение «Варяга» — так назывался корабль — составляло 59,5 тысячи тонн, длина — более 300 метров, ширина — 38 метров, осадка — 10,5 метра. Планировалось, что «Варяг» сможет развивать скорость до 29 узлов в час. Это был достаточно прочный и хорошо спроектированный корабль, строительство которого под названием «Рига» началось в декабре 1986 года на Николаевском Черноморском судостроительном заводе. В 1988 году корпус корабля был спущен на воду, а в 1990 году он был торжественно переименован в честь знаменитого крейсера-героя русско-японской войны 1904-1905 годов.

Распад Советского Союза внес свои коррективы в строительство корабля, деньги и материалы, выделенные на достройку, исчезли, корабль остался недостроенным и был передан ВМС Украины по специальному соглашению о перераспределении Черноморский флот с далеко идущими планами последующего искупления. Но в 1994 году правительство Украины отказалось финансировать строительство никому уже не нужного авианосца, а спустя 4 года продало корабль китайской развлекательной компании, которая обязалась не использовать его как военный корабль, а превратить в плавучий развлекательный комплекс.

Огромный корабль планировалось взять на буксир и переправить в один из портов Китая. Покупка обошлась китайской стороне в 25 миллионов долларов, еще 5 миллионов были потрачены на два огромных буксира, которые почти два года тащили корабль без собственного двигателя, через опасные черноморские проливы и вдоль побережья африканского континента.

Буксировка была очень опасной, ведь если бы авианосец получил серьезные повреждения, то даже самые современные корабли не смогли бы доставить его в порт. Затем в ноябре 2001 года корабль попал в девятибалльный шторм, трос оборвался и не мог быть закреплен почти целые сутки, так как любая попытка сделать это в условиях сильного ветра и высокой волны грозила неминуемой гибелью корабля буксировочная бригада. В конце концов трос был закреплен только ценой одной жизни и моряков.

Авианосец «Ляонин» — самое выгодное приобретение Китая

Авианосец после реставрации в Китае

В марте 2002 года корабль достиг берегов Китая, но в это время компания, купившая его, обанкротилась и лишилась лицензии, что крайне странно, и поэтому «Варяг» был доставлен на верфь в Даляне, где началась реконструкция, которая продолжалась до августа 2011 года. По окончании восстановительных работ кораблю было присвоено имя «Ляонин» и приписано к Военно-морскому ведомству.

В результате китайская сторона практически за бесценок купила авианосец стоимостью от нескольких сотен миллионов до миллиарда долларов. На сегодняшний день «Ляонин» — единственный корабль такого класса в составе китайского флота, последние испытания показали, что корабль находится в полной боевой готовности и готов к боевой службе.

Статья по теме: История создания авианосца Гарри Трумэна

Dream-yachts
Добавить комментарий