Безопасный порт – концепция и характеристики

В любом рейсовом чартере в той или иной форме предусмотрено место для погрузки и разгрузки груза, в отношении которого обычно имеется указание на так называемый безопасный порт («Safe Port»). Пункт о «безопасной гавани» по своей юридической структуре аналогичен пункту о мореходных качествах судна. Суть этого условия заключается в том, что фрахтовщик гарантирует судовладельцу безопасность пребывания судна в порту не только с точки зрения природных условий (ветер, течение, защита от штормов, приливов и отливов и т.п.), но и социально-политических безопасность.

В чартерах может быть условие предоставления судну «безопасного причала». Термины «безопасная гавань» и «безопасная набережная» Безопасная набережная очень близки, но не тождественны.

Правовые критерии определения того, является ли порт безопасным, изложены в ряде судебных и арбитражных решений. Общепринятое определение «безопасного порта» было сформулировано в решении 1958 года по делу «Лидс Шиппинг против Общества Франсез Бимге”:

«…порт не будет безопасным, если соответствующее судно не сможет в течение соответствующего периода времени достичь его, использовать его и вернуться из него, не подвергаясь, при отсутствии нештатного события, опасности, которой нельзя избежать благодаря хорошей навигации и морскому делу …”

Смысл института «безопасного порта» состоит в том, что это институт возложения ответственности на фрахтователя за убытки, понесенные судном в порту, если эта ответственность не урегулирована иными условиями фрахтования.

Защищенный порт — концепция и технические характеристики

Порт Мурманск, вид сверху
Источник: www.shipspotting.com

Для капитана судна термин «безопасный порт» имеет вполне прикладное значение: например, будет ли вход в порт безопасным, или данная операция будет представлять собой неприемлемый (необоснованный) риск? В документах судоходной компании («Руководящие принципы») часто указывается, что капитан ни при каких обстоятельствах не должен заходить в гавань, если условия плавания могут поставить под угрозу безопасность судна. Безопасность корабля и его экипажа, а также предотвращение загрязнения всегда должны стоять выше коммерческих соображений.

Понятие «тихая гавань» нерелевантно, т е не имеет абсолютного критериального содержания. Один и тот же порт при одинаковых условиях (например, появление льда на акватории порта) может быть признан небезопасным, если судно получило ледовое повреждение, или при тех же условиях гарантия безопасного порта будет считаться действительной, если появление льда не причинил никаких убытков. На вопрос, какой порт следует считать «безопасным», может быть довольно сложно ответить. Арбитры и судьи учитывают многое: характеристики судна и порта, условия чартера, что было характерно для самого пребывания в порту (погодные условия, политическая обстановка), действия капитана и другие условия.

С точки зрения морского права порт может быть признан «безопасным» или «небезопасным» только после того, как возник вопрос об ответственности за ущерб, причиненный судну во время его пребывания в порту: следует ли отнести его на фрахтователя или оставить судовладельцу.

Защищенный порт — концепция и технические характеристики

Порты России отмечены на карте
Источник: www.shipspotting.com

С точки зрения капитана корабля ситуация совершенно обратная: необходимо заранее оценить, безопасен ли порт, ведь именно на основе такой оценки принимается решение о последующих действиях (перейти к порт, дождаться более благоприятных условий, облегчить судно и т д.). При этом принятое решение может иметь решающее значение: необоснованный риск ставит под угрозу безопасность судна, что может быть связано с большими убытками, а необоснованный отказ от следования в порт может привести к предъявлению требований со стороны фрахтователя и недовольству фрахтователя менеджеры компании. Другими словами, в таких ситуациях соображения безопасности часто сталкиваются с коммерческими требованиями.

Рекомендуемое чтение: Разгрузка из воды гавани

Вот почему капитан корабля больше всего заинтересован в наличии комплекса объективных критериев для обоснованной оценки безопасности порта в конкретных обстоятельствах дела. Этот подход является одним из элементов «Формальной оценки безопасности» («FSA”).

В качестве примера БИМКО приводит и анализирует ситуацию, когда капитан танкера класса «Афрамакс» задержал заход своего корабля в порт Ла-Платы на 8 дней (!) из-за неопределенности порта для его корабля (по осадке и ширина).), не уверенный в своей маневренности в мелком канале и в помощи, которую могут оказать буксиры сопровождения. Через 8 суток капитан, оформив официальный протест, привел судно в порт и с помощью 3-х буксиров пришвартовал его. Фрахтователи обратились в суд с требованиями о возмещении понесенных убытков. Ключевой вопрос заключался именно в том, был ли порт Ла-Плата безопасным портом для этого судна в указанный период времени. Благодаря четкой аргументации капитан и судоходная компания выиграли процесс.

В целом в концепции «Безопасный порт» выделяют шесть основных элементов (рис. 1):

  1. Социально-экономическая безопасность;
  2. Наличие эффективных служб охраны порта;
  3. Обеспечить гидрометеорологические условия;
  4. Надежное крепление;
  5. Безопасный фарватер;
  6. Безопасный док.

Защищенный порт — концепция и технические характеристики

Рис. 1 Общая характеристика условий «Безопасного порта

Согласно МКУБ, судоходная компания обязана:

  • выявлять потенциальные опасности и риски, связанные с эксплуатацией судна;
  • устанавливает порядок подготовки планов и инструкций по выполнению основных операций, связанных с обеспечением безопасности судна и предотвращением загрязнения окружающей среды;
  • организовать защиту от всех выявленных рисков;
  • установить процедуры идентификации, описания и действий в случае возможных аварийных ситуаций на борту.

Все это в полной мере относится к оценке портовой безопасности и к обеспечению безопасности при плавании в акватории порта.

Социально-политическая безопасность

Термин «социально-политическая безопасность» может относиться как к конкретному порту, так и к региону в целом (например, регион, подверженный «военному риску», опасности задержания судна и т.п.).

Понятие «социально-политическая безопасность» может включать:

  1. Военные операции и связанные с ними опасности;
  2. Последствия боевых действий (например, наличие минной опасности);
  3. Объявлять блокаду, эмбарго, возможность ареста, лишения свободы судна и т п.;
  4. Недружественные действия властей прибрежного государства (например, по отношению к судну «государство флага);
  5. Внутренние конфликты в государстве, народные волнения, отсутствие контроля над ситуацией со стороны властей;
  6. Угроза пиратских нападений, опасность пиратства;
  7. Угроза терроризма;
  8. Другие подобные ситуации общественно-политического характера.

Если социально-политические угрозы относительно постоянны и известны заранее, капитан судна обычно имеет необходимые инструкции от компании, а дополнительные риски должным образом застрахованы (или иным образом учтены в условиях чартера).

Если внезапно возникла угроза общественно-политического характера, капитан судна обязан как можно быстрее сообщить об этом судоходной компании и получить необходимые инструкции. До получения таких указаний капитан обязан принять соответствующие меры по обеспечению безопасности судна (не заходить в опасный район; покинуть опасный район; организовать (усилить) «караул» и т.п.).

При заходе в иностранный порт капитан судна обязан (в соответствии с Кодексом торгового мореплавания) уведомить об этом консула РФ в этом порту (государстве). Такая информация позволяет рассчитывать на быструю помощь консула в случае необходимости.

Риски, связанные, например, с войной или гражданскими беспорядками, могут сделать порт «небезопасным». В этой ситуации суды Великобритании обычно признают порт «небезопасным», если ответственный судовладелец или капитан решает не заходить в этот порт.

Dream-yachts
Добавить комментарий