Броненосный крейсер 1-го ранга Рюрик

В последнее десятилетие XIX века Россия, еще соперничая на море с Великобританией и Францией, по их примеру начала строить броненосные крейсера новой модели и заложила на верфях Балтийский завод, одним из которых был знаменитый ветеран русско-японской войны броненосец «Рюрик».

Проект крейсера был предложен военно-морскому министерству России адмиралом Шестаковым, который планировал спроектировать корабль, способный перехватывать торговые суда из состава английского флота в случае войны с Великобританией. Кроме того, новый корабль должен был быть настолько вместительным и мощным, чтобы без дополнительного пополнения мог пройти от побережья Балтийского моря до побережья Японии, на что не был способен ни один русский корабль.

Особенностью корабля было наличие бронепалубы, частично бронированной брони по бортам и корме, при этом толщина брони составляла более 20 сантиметров. Крейсер имел защищенные высокие борта и закрытый удлиненный полубак. Водоизмещение «Рюрика» превышало 9 тысяч тонн, длина — 126 метров, ширина — 20 метров. Движение крейсера осуществлялось с помощью двух паровых машин, мощность которых составляла 12,6 лошадиных сил. По проекту максимальная скорость «Рюрика» должна была составлять 18,5 узлов в час, для ее поддержания грузовые трюмы крейсера должны были быть заполнены углем в количестве 2 тыс тонн. Этого количества хватило для морского перехода дальностью 20 тысяч миль при средней скорости 9 узлов в час.

Броненосный крейсер 1 ранга Рюрик

Броненосный крейсер Рюрик

В мае 1890 года рабочие приступили к строительству броненосца, но уже по новому, несколько измененному проекту, имевшему целью уменьшить скорость корабля в пользу его мореходных качеств и автономности. Так как «Рюрик» предстояло дислоцироваться в морях Дальнего Востока, где шансы встретить хорошо вооруженные боевые корабли были нулевыми, скорость была совсем не важна, главное было дать кораблю хороший район плавания. Для экономии угля и предотвращения полной остановки корабля в аварийной ситуации Рюрика дополнительно оснастили парусом. Фактически «Рюрик» был одним из последних в мире кораблей этого класса, имевших парус, позднее наличие паруса было признано неэффективным, и на других кораблях русского флота он не применялся.

Рюрик был вооружен 26 орудиями различного калибра, все они располагались на верхней палубе и не были защищены броней, поэтому легко могли выйти из строя в случае боя. Прислуги пушек, как и палубных орудий, не было, одним попаданием можно было уничтожить сразу несколько орудийных расчетов, которые, учитывая, что экипаж крейсера насчитывал всего 700 человек, заменить в боевых условиях было нечем.

Несмотря на то, что «Рюрик», введенный в состав флота в 1895 году, был совершенно новым русским крейсером и русские моряки считали его совершенно отличным кораблем, англичане не видели в нем конкурента своим кораблям, считая его несколько устаревшим. К сожалению, мнение англичан на этот раз не ошиблось, на «Рюрике» действительно было установлено оборудование, в том числе и старомодное вооружение, да и скорость его запуска оставляла желать лучшего, что не заставило себя долго зарекомендовать себя на начало русско-японской войны 1904-1905 гг.

В августе 1904 года отряд кораблей, в том числе и «Рюрик», выступил из Владивостока на помощь русской эскадре, застрявшей в осажденном японцами Порт-Артуре. В состав дивизии входили три броненосных крейсера, значительно уступавших по мощности японцам, с которыми они столкнулись в Корейском проливе. Между русскими и японскими кораблями разгорелся настоящий морской бой, в результате которого «Рюрик» получил пробоину в корме, в которую начала поступать вода.Несколько снарядов повредили рулевую и рубки, экипаж потерял управление кораблем, и он стала добычей японских легких крейсеров, которые тут же открыли по ней огонь.

Броненосный крейсер 1 ранга Рюрик

Последние минуты броненосного крейсера «Рюрик”

Капитан «Рюрика» и его первый помощник погибли в первые минуты боя вместе с еще 7 старшими офицерами, остальные 9 офицеров были тяжело ранены, командование было в руках только одного офицера, пытавшегося исправить положение путем тарана. На «Рюрике», как и на других кораблях того времени, имелся небольшой подводный таран, редко применявшийся из-за малой эффективности, но все же внешне весьма устрашающий. Этим тараном крейсер попытался нанести значительный урон японским крейсерам, но те легко уклонились от тонущего корабля и продолжили обстрел.

В конце концов, офицер, исполнявший обязанности капитана, приказал экипажу покинуть тонущий корабль и открыть королевские скалы, чтобы полностью затопить его. Судьба «Рюрика» была предрешена, его навсегда поглотило море.

Dream-yachts
Добавить комментарий