Фрегаты: корабли-универсалы 

Корабли линии не единственные в составе парусных эскадрилий. Не менее полезными оказались корабли других классов, среди прочего особое место занимали корабли среднего водоизмещения, но отнюдь не средних возможностей — универсальные фрегаты, как правило, входящие в 5-й ранг.

Корабли золотой середины

Любая парусная эскадра нуждалась в кораблях, способных вести разведку за счет большей скорости, чем у линейных кораблей, а при необходимости бороться с кораблями и кораблями противника. В то же время в большом сражении им приходилось действовать строем.

Фрегаты: универсальные корабли

Условное изображение корабля бретонских пиратов — прототипа как французского, так и английского фрегата

Такие, казалось бы, противоречивые требования привели в начале XVII века к появлению фрегата, получившего свое название от латинского слова fregi — «разбивать», «давить» (в данном случае не столько противника, сколько волну). Правда, у этого термина есть и другое толкование: fragta — «открытый», что полностью соответствует фрегату-герою, так как изначально он имел только открытую орудийную палубу.

Внешний вид фрегата как линкора общего назначения вызывает большие споры. Мы уже говорили, что в голландском флоте во время войн с Англией появились корабли более быстрые, чем линейные, но гораздо менее вооруженные, чем они, и предназначенные для отработки сигналов флагмана, а также для несения разведывательной и сторожевой службы.

Фрегаты: универсальные корабли

Предполагаемый вид первого британского 32-пушечного фрегата «Уорик» с открытой орудийной палубой, обнесенной фальшбортом

В то же время печально известные англо-голландские войны потребовали появления военного корабля особого типа, способного бороться с морской торговлей противника. Теоретически это мог сделать абсолютно любой боевой корабль, даже самый маленький, который за счет лучшей подготовки экипажа и организации службы был по определению мощнее любого «торгового». Но даже самый удачливый адмирал богатейшей и могущественнейшей страны не мог себе позволить отвлекать линкоры для столь конкретной цели, а их ограниченная автономность не позволяла назначать для этих целей небольшие корабли. Тем более, что не была забыта в 17 веке и необходимость борьбы с пиратами, кишащими в водах Атлантики и Средиземноморья.

Рекомендуемое чтение: Пираты. Правдивая история

Все эти факторы настоятельно требовали наличия в составе военных флотов своего рода универсальных по выполняемым задачам, но в то же время средних по вооружению, размерам и стоимости линкоров. Именно таким кораблем золотой середины и оказался фрегат.

Фрегаты: универсальные корабли

46-пушечный фрегат Азовского флота «Крепость» постройки 1699 г

Помимо голландцев, право приоритета в создании фрегата до сих пор оспаривают англичане и французы. Первое доказывает, что в 1646 году их кораблестроитель Питер Петт построил 32-пушечный «Уорик» в Чатеме. При скромных размерах — 28 м в длину и 9 м в ширину — он нес на трех мачтах полное парусное вооружение корабля, имея при этом открытую артиллерийскую палубу и возможность пользоваться веслами в безветренную погоду.

Французы не согласны с такой постановкой задачи и утверждают, что именно их корабелы имеют приоритет в изобретении фрегата. Но не какому-то конкретному человеку, а целой группе мошенников на все руки — бретонским пиратам. Это им, промышлявшим на атлантическом побережье Западной Европы, нужен был легкий на ходу, относительно мореходный и автономный, куда мощнее и выносливее классических шебеков-кохов и шебеков, кораблей с парусами новгородцев и поморов, корабль.

Но кто бы ни был автором появления фрегата как класса боевых парусных кораблей, во второй половине XVII века такой класс в принципе уже сложился. И он не только оформился, но и приобрел свои характерные черты, присущие именно этому классу боевых кораблей.

Фрегаты: универсальные корабли

Британский 121-пушечный линейный корабль «Виктория» на всех парусах. Он был не совсем стабилен даже на слабых волнах

Наиболее важные из них отличались гораздо более скромными, чем у линкоров, габаритами и очень легкой конструкцией. В среднем длина стандартного фрегата лишь немногим превышала половину длины стандартного линейного корабля. Именно из-за нее на корабле ставилось не более 10-12 орудий с каждого борта, и эти орудия были малого калибра — 6-8-фунтовые. В результате корпус этих кораблей относительно мало возвышался над водой и имел небольшую осадку.

Вам может быть интересно: Создание и развитие классификации парусных судов

Думается, это обстоятельство не благоприятствовало этому классу линкоров. Однако реальная практика показала оправданность именно такой конструкции. Дело в том, что скорость парусного корабля зависит в первую очередь от площади парусности. В данном случае смещение имеет второстепенное значение. Однако форма корпуса и особенно высота могут сильно повлиять как на скорость, так и на остойчивость парусника. Неслучайно линкоры долгое время были самыми быстроходными парусными кораблями.

Прежде всего потому, что при своих довольно приличных размерах и достаточном с гидродинамической точки зрения (разумеется, применительно к первому веку развития броненосцев) корпус был способен разместить самые высокие мачты и самое развитое парусное вооружение. Однако в ходе разработки линкоров их корпуса продолжали подниматься и возвышаться над водой, утяжеляя их и угрожая опрокидыванием. Именно тогда корабелы впервые столкнулись с проблемой, которая остается их постоянной головной болью, — весом верхушки.

Как следствие, дальнейшее увеличение высоты мачт оказалось крайне опасным. Так как это серьезно сказывалось на остойчивости многопушечного корабля. Фрегаты в этом плане были гораздо привлекательнее. Стремясь сделать корпуса этих легких кораблей более прочными, так как наличие 20-24 орудий никого не удовлетворяло, кораблестроители строили более рационально.

Фрегаты: универсальные корабли

Французский 40-пушечный фрегат «Клоринд» типа «Палас» постройки 1808 г

На фрегатах бортовые шпангоуты и палубные бимсы устанавливались чаще, чем на линкорах. В результате получилась достаточно прочная и относительно тяжелая конструкция без увеличения высоты. Это привело к тому, что на фрегатах постепенно увеличивалось количество пушек и они могли ставить достаточно высокие мачты с развитым и совершенным парусным вооружением, как у линкоров. С тех пор он был назван кораблем или фрегатом.

Рекомендуем к прочтению: Мощь российского флота: новые артефакты российского флота

Нижние фрегаты имели лучшую остойчивость, а отсутствие длинных рядов орудий на двух-трех сомкнутых батарейных палубах позволяло придать оконечностям более резкие очертания. Все эти меры способствовали увеличению скорости и маневренности кораблей в золотой середине.

Однако низкий корпус поначалу сыграл с фрегатами злую шутку, но только с английскими. Стремясь сохранить подвижность этих кораблей в любых условиях и при необходимости повысить их маневренность, кораблестроители сознательно пошли на оснащение этих кораблей вспомогательным движителем — веслами. В результате даже на самых маленьких 20-пушечных фрегатах орудия располагались на двух палубах. Традиционно этот тип кораблей имел главную артиллерийскую мощь на открытой верхней палубе, а вот на нижней палубе было всего 4 орудия — по 2 с каждого борта, в носовом и кормовом портах. А 12-15 центральных портов были как раз производством весел.

Вроде удачное решение: можно сделать ход в состоянии покоя и повысить маневренность местами, а пара низкорасположенных орудий получила возможность поражать противника в его наиболее уязвимую — подводную часть. Однако эта конструкция оказалась ошибочной по определению. Во-первых, из-за своих малых размеров экипаж фрегатов был крайне мал — всего 100-150 человек. Почти все они обслуживали паруса, а остальные, как правило, пушки, количество которых, как и на линейных кораблях, росло от типа к типу.

Фрегаты: универсальные корабли

Французский 32-пушечный фрегат Сибил 2 января 1783 г

Отсюда отсутствие свободных рук, оказавшееся постоянным бичом британских фрегатов: моряки даже в самых благоприятных условиях просто не могли пользоваться веслами в полной мере. Во-вторых, установка основной массы артиллерии, тяжелой по определению, привела к появлению проблемы перевеса на фрегатах, а значит, и снижению остойчивости.

Вам может быть интересно: Швартовка в море — функции управления кораблем

Борьба с ним велась традиционным методом: в трюмы загружалось все больше и больше балласта. Но это еще больше утяжеляло конструкцию корабля и делало практически невозможным его перемещение даже при физических усилиях матросов и гребцов. Да и скоростные качества при такой конструкции парусности фрегатов повели.

Единственным преимуществом, однако, было то, что более тяжелые 9-фунтовые орудия (которые также выполняли роль балласта) можно было разместить на нижней палубе, а не увеличивать мощь корабельного артиллерийского огня, состоявшего в основном из обычных 6-фунтовых орудий, размещенных на нижней палубе открытая верхняя крытая палуба.

Фрегаты: универсальные корабли

Размещение артиллерии выполнено по образцу знаменитого французского 32-пушечного фрегата «Бель Поль», построенного в 1765 году.

В других странах такой непродуманный британский опыт не повторился, поскольку все ведущие морские державы XVII и XVIII веков строили фрегаты особого типа — парусно-гребные геммы, или галеасы. На первый взгляд, это были аналоги британских парусно-гребных кораблей. Однако «Гемамер» предназначался для действий исключительно у берега или в стесненных условиях, например вблизи Балтийского архипелага, и поэтому корпуса имели принципиально иную конструкцию. Он не был рассчитан на повышенную устойчивость к морским или океанским волнам.

Рекомендуемое чтение: Корабль парусного флота

Обводы корпуса гемамеров были полнее, парусное вооружение менее развито, и скорость соответственно ниже, чем у обычных фрегатов. Но зато гемамеры могли передвигаться как под парусом, так и на веслах, а при необходимости использовать оба гребных винта.

В отличие от фрегатов, век гемамов оказался недолгим — уж слишком специфичными оказались эти корабли. Зато фрегаты стали по-настоящему парусно-боевыми универсалами. Задачи, возложенные на них, были чрезвычайно разнообразны:

  • наблюдение за расположением и действиями противника;
  • вести разведку как у собственного берега, так и в открытом море;
  • патрульное дежурство по базам и эскадрильям на морских переправах;
  • ведение самостоятельных боевых действий самого различного масштаба, отвлекающих силы противника от его главных сил;
  • защитите свой флот от неожиданных встреч с вражескими кораблями;
  • сдача отчетов, отработка флагманских сигналов и т.д.

Фрегаты также оказались идеальными для выполнения крейсерских функций для борьбы с торговыми судами противника. Они отлично подходили и для борьбы с пиратами, и для защиты собственного моря и даже морских коммуникаций.

Кроме того, постоянно растущая артиллерийская мощь фрегатов позволяла им в случае необходимости вести линейный бой бок о бок с многопушечными левиафанами. Более того, с начала 18 века, когда количество орудий на фрегатах превысило 30 единиц, а их калибр стал не менее 8 фунтов, специально строились так называемые линейные фрегаты в английской терминологии.

Еще одной быстро проявившейся особенностью фрегатов была комфортабельность для офицеров, которая весьма органично сочеталась со всеми остальными уже упомянутыми достоинствами, и прежде всего с мореходными качествами.

Фрегаты универсалы Англии и франции

В течение XVII-XVIII веков законодателями моды в кораблестроении фрегатов были Великобритания, Нидерланды и Франция. И если голландская традиция строить фрегаты как просто более мелкие и быстроходные аналоги линкоров оставалась незыблемой на протяжении двух столетий, то британские и французские «одноклассники» развивались быстро и быстро, а главное, постоянно.

В результате не только внешне, но и по вооружению эти корабли разительно отличались друг от друга. И не только на базе отечественных кораблестроительных школ.

Фрегаты часто не объединялись в конкретный флот, что не мешало им оставаться во всех отношениях универсальными боевыми единицами парусных соединений. Британцы очень быстро оценили все достоинства фрегатов, более того, в начале XVIII века они были даже переоценены. В результате в 1706 г британское адмиралтейство приняло положение о типах, которое предусматривало постройку двух типов фрегатов: 20-пушечных, прототипом которых были корабли дюнкиркских или бретонских пиратов, и 30-пушечных, которые стали прямыми наследниками знаменитого Уорвика».

Корабелы и адмиралы Туманного Альбиона посчитали выбранный тип идеальным почти во всех смыслах, и поэтому размеры и формы этих фрегатов стали «консервированными».

Фрегаты: универсальные корабли

26-пушечный фрегат «Ворчание» постройки 1766 г. — герой первой французской кругосветной экспедиции под руководством Л. Бугенвиля

Однако англичане допустили серьезную ошибку с выбором форм корпусов и их размеров. Длинные и узкие корпуса бретонских корсаров идеально подходили для действий у побережья, где они имели явные преимущества перед более крупными и тяжеловооруженными многоорудийными кораблями. Фрегаты Уложения 1706 г развивались с большей скоростью, чем линейные корабли, и оказывались малой остойчивостью, а их мореходные качества явно не соответствовали условиям океанских переходов.

Орудийные порты, находившиеся близко к воде, в ветреную погоду сильно заливались водой, что мешало артиллеристам вести огонь и тем более мешало пользоваться веслами. Понимая неполноценность такого положения вещей, англичане решили постепенно увеличивать ширину и усиливать корпуса своих фрегатов. При этом 30-пушечные фрегаты, в том числе предназначенные для линейного боя, было решено довести до 40-пушечного значения.

Правила типа, изданные в 1733 и 1741 годах, кодифицировали эти новшества, как и артиллерия фрегата: 6-фунтовые орудия для открытых палуб и 9-фунтовые орудия для закрытых палуб.

Фрегаты: универсальные корабли

Типичный фрегат первой половины 19 века.

Но в 1741 г выяснилось, что отношение длины вновь построенных фрегатов к их ширине составляет 2,9:1, что меньше, чем у первых линейных кораблей. И произошло это во время уже начавшейся Войны за австрийское наследство, где новейшим британским фрегатам приходилось несладко.

И в этой, и в последующих Семилетней войне и Войне за независимость североамериканских колоний 1776-1783 гг. Британские фрегаты проиграли все бои французским «одноклассникам». И хотя только во время знаменитой Семилетней войны Королевский флот захватил десяток французских фрегатов (примерно столько же в 1777-1783 гг.), все эти успехи связаны исключительно с действиями британских линейных кораблей.

Изучая конструкции трофейных французских фургонов, англичане пришли к парадоксальным выводам. С одной стороны, ошибки в кодах 1706, 1733 и 1741 были хорошо видны. — Французы не побоялись радикально увеличить размеры своих фрегатов при облегчении их конструкции.

При этом как французы, так и их союзники испанцы постоянно экспериментировали с высотой мачт кораблей Золотого сечения, площадью и расположением на них парусов. Все это делало французские фрегаты намного быстрее и лучше вооруженными, чем их британские собратья.

Так французы построили целую серию больших 28-36-пушечных фрегатов с двумя полноценными артиллерийскими палубами: закрытой, в которой было 8-12 тяжелых орудий калибром от 8 до 12 фунтов, и обычной открытой с 6-фунтовками. Интересно, что конструкция этих кораблей была настолько надежной, что уже во время начала войн сначала французы, а затем англичане, захватившие французские фрегаты, бесстрашно вооружали их орудиями крупного 12-фунтового калибра. Одновременно с этими кораблями французы заказали группу малых фрегатов всего с одной открытой батарейной палубой с 26 легкими орудиями.

Фрегаты: универсальные корабли

Батарейная палуба французского 40-пушечного фрегата «Медуза»

Однако он был необычайно высок. Ниже, на уровне ватерлинии или даже в подводной части корпуса находилась еще одна палуба, но не занятая артиллерией. В результате удалось сделать корпус из меньшей массы, но поставить на него более высокие мачты. И хотя конструкция корпуса малых французских фрегатов была менее прочной и прочной, чем у английских фрегатов, корабли оказались очень остойчивыми и мореходными. Кроме того, хорошие обводы корпуса и повышенная сила ветра сделали новейшие французские фрегаты быстрыми, маневренными и легкими в движении.

Все это позволяло французским фрегатам без опасений действовать во время боев с подветренной позиции, оставляя противнику более выгодную наветренную позицию. Это давало возможность в случае повреждения просто развернуться против ветра и спокойно уйти от преследования, в то время как стоящий против ветра британский корабль в подобной ситуации был вынужден беспомощно дрейфовать.

Вроде все плюсы есть, бери и копируй. Однако британские кораблестроители категорически отказались от этого в связи с тем, что французские фрегаты почти во всем не соответствовали британским стандартам.

Рекомендуемая литература: драккары викингов

И действительно, если в Англии корабли строились из дорогого и долго вымоченного, а затем идеально высушенного дерева, то французские кораблестроители делали свои фрегаты из более легкого и плохо обработанного дерева. В результате корабли оказались относительно хрупкими, а их конструкции очень легкими в плане креплений, в том числе в районе установки очень высоких мачт. Это приводило к тому, что французские фрегаты во время боя сильно раскачивалось, в сочетании со слабым комплектом это грозило авариями и делало французские универсальные корабли очень недолговечными.

Однако объяснение значительной разницы между британскими и французскими фрегатами лежало в политике и тактике. Англичане строили фрегаты именно как многоцелевые и универсальные корабли с расчетом на долгую и бурную службу в разных климатических условиях. Конечно, основой их деятельности считалась эскортно-крейсерская служба, но британский фрегат мог, в зависимости от ситуации, использоваться и в других ролях.

Именно поэтому их кузова отличалась прочной конструкцией из высококачественных материалов, что обеспечило им долгий срок службы. Последовательное увеличение размеров английских фрегатов, наблюдавшееся с 1742 г., сопровождалось увеличением объема внутренних помещений. В результате британские фрегаты имели больше боезапаса и лучшие условия для размещения экипажа.

Фрегаты: универсальные корабли

Чесапикское сражение. Это произошло в устье Чесапикского залива 5 сентября 1781 года между британским и французским флотами. Решающая морская битва в войне за независимость США

Французы, с другой стороны, создали свои фрегаты для очень специфического использования. Их фрегаты предназначались в основном для борьбы с судоходством противника и проведения рейдовых операций. В этих условиях чрезвычайно важными казались высокая скорость и отличная маневренность. Легкоходный фрегат с высокой силой ветра и относительно длинным и узким корпусом, к тому же имевшим весьма рациональные обводы, мог эффективно работать при слабом ветре.

Вам может быть интересно: Методы определения маневренных элементов судов большой вместимости

Это позволило ему неожиданно появиться там, где его никто не ждал, выполнить задание и быстро уйти. Поэтому, если атака была, например, на конвой, только сопровождение каравана торговых судов линейными кораблями позволяло отразить атаку французского фрегата. Но при сильном море и свежем ветре преимущества французских фрегатов быстро нивелировались. Их длинные, узкие и относительно низкие корпуса были заполнены водой и плохо рассекали волну.

Чтобы корабль не унесло или не опрокинул сильный шторм, паруса должны были быть спущены с высоких мачт, и нужно было манипулировать только одним или двумя нижними уровнями вместо трех или четырех доступных. По сути, французский универсал в таких условиях терял скорость и, по большому счету, боевую эффективность. Британские фрегаты, наоборот, из-за своих крепких, тяжелых и высоких корпусов чувствовали себя более расслабленно при напряжении. Их моряки активно использовали все или почти все парусное вооружение, что позволяло этим мореходным кораблям выполнять свои задачи и увеличивать скорость даже в такой ситуации.

Фрегаты: универсальные корабли

Корабли Азовского флота во время Керченского похода 1699 г. На переднем плане, по-видимому, 24-пушечный фрегат

Однако англичане не были бы англичанами, если бы не пытались использовать положительные качества своих противников в Королевском флоте. Отцами нового британского кораблестроения фрегатов были знаменитый кораблестроитель Томас Слэйд и знаменитый адмирал Джордж Энсон. Хотя оба видных деятеля британского флота ненавидели друг друга, в данной ситуации они выступили единым фронтом. В результате возник компромисс, идеально устраивающий моряков, политиков и Адмиралтейство.

Рекомендуемая литература: Теплоход Старый Большевик — легенда Северного моря

При незыблемости британских стандартов новым фрегатам Королевского флота были приданы «французские» обводы, а длина кораблей этого класса была увеличена до французского стандарта. При этом корпус, как и прежде, отличался особой прочностью, имел более глубокую, чем у французов, осадку, что позволило дополнительно расширить внутренние помещения для экипажа, кладовые и увеличить запасы.

Более того, англичане осмелились перейти на универсальный для фрегатов мощный калибр — сначала 12 фунтов, а в конце века — даже 18. Французские фрегаты долгое время оставались со смешанным артиллерийским вооружением, минимальный и главный калибр которого был 8 фунтов. Разработанный тип 28-, 32- и 44-пушечных фрегатов оказался настолько совершенным, что англичане копировали их до конца эпохи мореплавания. А французы продолжали экспериментировать.

И хотя они действительно создали великолепные фрегаты, преимущество перед английскими парусниками, теперь уже универсальное во всем, французских кораблей хватило всего на 2-3 года. Это было так долго, что легкая конструкция их корпусов, собранных из некачественной древесины, позволяла их экипажам плавать по морям и эффективно сражаться.

Личность в истории

Легкая, но рациональная конструкция и просторный корпус, прекрасное парусное вооружение и отличные ходовые качества фрегата привлекли внимание дальновидных морских офицеров. Одним из них был знаменитый француз Луи Антуан граф де Бугенвиль (1729-1811 гг.).

Фрегаты: универсальные корабли

Луи Антуан граф де Бугенвиль (1729-1811)

Луи Бугенвиль принимал активное участие в Семилетней войне, командуя полком французских войск в Канаде. Вернувшись во Францию, но поссорившись с королем Людовиком XV, поступил на флот в чине капитана 1-го ранга. В 1763 году, командуя небольшим отрядом в составе фрегата «Орел» и шлюпа «Сфинкс», он отправился в научную экспедицию к югу от Атлантики.

Рекомендуемое чтение: В поисках южной неизведанной земли

Результатом стало открытие островов, которые до сих пор на всех картах обозначаются двойным названием — Фолклендские, или Мальвинские. Отважный француз в 1766 году предпринял первую французскую кругосветную экспедицию. Оно также осуществлялось на двух кораблях: фрегате «Ворчание» (La Boudeuse) и фрегате «Звезда» (L’Etoile). Отплыв из Бреста, пройдя Магелланов пролив, корабли Л. Бугенвиля прошли через Южные моря маршрут: Таити — Самоа — Гебриды — архипелаг Бисмарка — Новая Гвинея — ок. Маврикий. Пройдя мыс Доброй Надежды, корабли экспедиции Л. Бугенвиля благополучно вернулись во Францию ​​через два с половиной года после своего отплытия.

А после 1780 года отважный француз стал организовывать экспедицию на Северный полюс. И снова, как и прежде, опирался в своих расчетах на универсальный корабль — фрегат.

«Бель Поль»

Самым известным французским парусным фрегатом, без сомнения, является 32-пушечный Belle Paul. Он был построен в Бордо в 1765-1767 годах и был первым в серии французских фрегатов класса презренных (Dedaigneuse).

Отличавшийся самым совершенным для того времени парусным вооружением, этот корабль вошел в историю с момента своего рождения, так как была предпринята первая успешная попытка покрыть подводную часть корпуса медными пластинами для предотвращения коррозии и обрастания. С 1772 по 1776 год фрегат участвовал в гидрографических экспедициях в бассейнах Тихого и Индийского океанов. Именно тогда молодой Жан Лаперуз впервые обратил на себя внимание начальства.

Фрегаты: универсальные корабли

Великое посольство России в Амстердаме

С началом 1777 г отношения между Францией и Великобританией резко обострились в связи с Войной за независимость североамериканских колоний против Англии в 1776-1783 гг. И хотя Франция еще формально не поддержала новые Соединенные Штаты Америки, инциденты с участием британского флота происходили чаще. Во время одного из них, 27 апреля 1777 года, Belle Paul столкнулась с британским линкором, но легко уклонилась от него и ушла в Брест.

В январе 1778 года «Красавица Поль» доставила обратно в США Бенджамина Франклина (во время своей миссии известный американский педагог, политик и дипломат вступил в военный союз с Францией против Великобритании).

По пути в Америку два британских линейных корабля, 74-пушечный «Гектор» и «Коражи», попытались остановить и осмотреть французский фрегат. Однако его командир Шарль де Бернар де Мариньи в жесткой, но дипломатичной манере не позволил британцам осмотреть его корабль. В итоге англичане извинились, и через 36 дней фрегат вернулся в Брест.

Вскоре после объявления войны «Бель Поль» вместе с 26-пушечным фрегатом «Юникорн» и двумя корветами вышел на разведку и 17 июня 1778 г столкнулся с английской эскадрой. От нее отделился 36-пушечный английский фрегат «Аретуза», который устремился на «Бель Поль». В то же время английская эскадра из 6 кораблей 3-х рангов стояла в боевом строю и время от времени обстреливала французский отряд.

В результате завязавшегося боя французский фрегат, потеряв 72 человека своего экипажа, с повреждениями вынудил англичанина отступить. Этот матч стал настолько известен во Франции, что дамы из высшего общества изобрели прическу Belle Paul, которую венчала фигурка корабля. Затем знаменитый фрегат крейсировал в Атлантике, где с сентября по октябрь 1778 года захватил 5 английских торговых судов, нес конвойную и дозорную службу.

Фрегаты: универсальные корабли

Петр I в костюме голландского кораблестроителя 1697-1698 гг

Вечером 14 июля 1780 года британский 64-пушечный линейный корабль «Нонсуш» обнаружил у устья Луары три французских корабля. Воспользовавшись ветром с моря и заходом солнца на запад, английский корабль 3-го ранга неожиданно вышел на французский отряд и открыл огонь. Ближе всего к противнику был фрегат Belle Pol, который смело вступил в бой с британским линкором.

После двухчасового боя, потеряв треть своего экипажа, Belle Paul попала в плен, но ее подвиг позволил спастись 32-пушечному фрегату Embable и 20-пушечному корвету Rossinol. С 1781 года захваченный трофей прослужил в Королевском флоте под своим именем всего 21 месяц, после чего был переоборудован в транспорт и только в 1801 году разобран.

Эволюция русских фрегатов

Фрегат, как универсальный корабль, быстро привлек внимание кораблестроителей молодого российского регулярного флота. Интересно, что корабль, построенный для ВМС Нидерландов, и по сей день считается первым, собственно, русским фрегатом. Дело в том, что в 1697 году молодой русский царь Петр под именем плотника Петра Михайлова работал на верфи в голландском городе Саардам у известного в то время голландского мастера Гаррита Класа Поля.

Именно под его руководством Петр I построил 44-пушечный фрегат «Петр и Павел». Несколько раньше, в 1694 году, для Беломорской флотилии в Голландии был закуплен 44-пушечный фрегат «Святое пророчество», по образцу которого в России началось строительство не только классических фрегатов, но и торговых судов. Фрегаты строились и для первого оперативно-стратегического соединения регулярного ВМФ России — «Азов». Здесь их создавали различные мастера, руководившие строителями и плотниками, почти не имевшими опыта кораблестроения.

Фрегаты: универсальные корабли

52-пушечный фрегат «Паллада»

Именно поэтому фрегаты Азовского флота (всего было построено 12, и еще 4 не достроены) оказались совершенно другими и по внешнему виду, и по конструкции, и по количеству орудий — от 22 до 48. К сожалению, судьба их был незавиден: все они пришли в негодность еще до сдачи Азова туркам в 1712 году. Примечательно, что первыми кораблями Азовского флота были парусно-гребные жемчужины «Апостол Петр» и «Апостол Павел», построенные в Воронеже и более чем идеальный для того времени.

Гораздо больше повезло фрегатам Балтийского флота, хотя часть из них строилась не на Балтике, а на архангельских верфях, а часть, как и линкоры, закупалась в Англии, Нидерландах и германских государствах. Первый фрегат Балтийского флота и чисто русской постройки (от проекта до эксплуатации) — знаменитый 28-пушечный «Штандарт», вступивший в строй в 1703 году. Всего при Петре Великом Балтийский флот должен был пополниться 34 фрегатами с количество орудий с 24 до 44.

Из этого числа 6 кораблей закуплены в Нидерландах, 2 — в Англии, 1 — в Германии, 5 фрегатов построено в Архангельске, 5 — в Петербурге, 11 — в Олонце и 4 — на верфи в Сясьском ряду. Правда, 1 фрегат был сдан после смерти создателя русского флота, а еще один так и не был достроен.

Фрегаты: универсальные корабли

Линкор «Вахмейстер» сражается с русской эскадрой. Людвиг Рихард. 1719

Два фрегата архангельской постройки: «Святой Дух» и «Курьер» — были тайно от шведов и неожиданно для них перетащены из Белого моря в Ладожское озеро. Именно благодаря артиллерии этих кораблей удалось взять шведскую крепость Шлиссельбург (рус. Орешек) и выйти к Неве, а по ней уже к Балтийскому морю.

Фрегаты, построенные на верфях в Олонце, Сясьском ряду и новой столице России, конструктивно были двух типов: 28-пушечный «Штандарт» (построено 10 кораблей) и 32-пушечный типа «Олифант» (7) и типа «Крейсер» (5). Ввиду особого военно-стратегического и экономического положения, сложившегося для России в период Северной войны 1700-1721 годов, русские фрегаты, как и французские, строились из плохо просушенной и плохо обработанной древесины различных пород. Они сознательно пошли на это, потому что корабли нужны были, как говорится, вчера.

Правда, у русских фрегатов, но уже с екатерининских времен, был и другой вариант, появившийся во флотах других держав лишь спустя 100 лет. Речь идет об особом подклассе кораблей золотой середины — учебных фрегатах. В 1765-1766 гг. В Петербурге выдающийся мастер Выбе Ямес построил 10-пушечный фрегат «Надежда». Артиллерийская мощь корабля была сознательно принесена в жертву, чтобы дать курсантам морского корпуса нормальные условия пребывания на борту учебного фрегата.

Фрегаты: универсальные корабли

Современная модель трехмачтового фрегата

Проект корабля был предельно упрощен, чтобы лучше организовать учебный процесс будущих офицеров ВМФ России. Но этот корабль был построен из плохо просушенного дерева, что и определило его короткую жизнь — в 1774 году первый в мире учебный фрегат был разобран из-за ветхости.

В конце первой четверти XIX века фрегат в русском флоте достиг предела своего совершенства. Эти корабли стали строить из крепких и прочных пород дерева, предварительно их правильно просушив и обработав. Стало ясно, что за количеством фрегатов в составе флота гнаться не стоит. Гораздо важнее построить корабль, который будет универсальным и послужит там, где это необходимо. Ведь последние фрегаты 1830-1840-х годов постройки отличались изящными формами, идеальными пропорциями, стремительным и завораживающим внешним видом, самым совершенным для того времени парусным вооружением и чрезвычайно прочным и в то же время легким корпусом. Их подводная часть была покрыта медными пластинами, что уменьшало коррозию и увеличивало скорость.

Фрегаты получили новейшие и самые мощные 24- и 32-фунтовые длинноствольные орудия, количество которых должно было быть не менее 44. При этом на кораблях удалось создать весьма комфортные условия для пребывания всего экипажа — от простого матроса до командира или пассажиров, в том числе мог быть императором. Классическим образцом русского фрегата на последних этапах парусной эры является теория 44-пушечных «богинь»: «Аврора», «Диана», «Паллада» и др., построенных на Охтинской верфи по проекту выдающегося военно-морского кораблестроителя полковника Вениамина Штокке. Несмотря на название «44-пушечный», в зависимости от обстановки эти корабли могли нести от 52 до 56 мощных орудий, развивая при этом среднюю скорость 12 узлов.

Американские фрегаты

Как ни странно, самые совершенные фрегаты делались не в Европе, а в США. И это далеко не случайно.

Фрегаты: универсальные корабли

Отец военно-морского флота США, Джон Пол Джонс. 1780

Фрегат стал первым военным кораблем, поступившим на вооружение нового ВМС США. Уже в 1778 году в Амерсби (Мэриленд) был построен первый 36-пушечный американский фрегат «Альянс». В результате миссии Бенджамина Франклина во Францию ​​каперы смогли приобрести там несколько боевых кораблей, в том числе два фрегата: 42-пушечный «Бон Ришар» и 32-пушечный «Палас». Командовать новоиспеченным ведомством Конгресс назначил молодого, но уже опытного моряка Джона Пола Джонса (1747-1792), по праву ставшего отцом американского флота.

Знакомясь с современными универсальными боевыми кораблями США, нельзя не заметить, что все они названы в честь людей, которые хоть что-то сделали для ВМС США или в чем-то прославили его. Кроме того, в списке могут быть имена как известных на весь мир знаменитых адмиралов, так и малоизвестных рядовых офицеров и даже матросов. А начало этой традиции положили события, произошедшие в самом начале XIX века, когда США впервые решили отстаивать свои интересы за пределами собственной страны.

Фрегаты: универсальные корабли

Реплика первого фрегата Балтийского флота России «Штандарт», построенного в 1999 году в России

Долгое время судоходству почти каждой страны, в том числе недавно созданной американской, угрожали североафриканские, или берберийские, пираты. А потом, в начале 1793 года, они захватили десяток американских кораблей и потребовали за них гигантский выкуп — 1 миллион долларов. Так как у правительства США не было таких денег, мне пришлось обратиться к ростовщикам.

И это вызвало бурю негодования в обществе. Призыв «Лучше миллион на оборону, чем цент на дань» дошел до Конгресса, который в 1794 году принял программу строительства четырех 44-пушечных и трех 38-пушечных фрегатов. Им вручили 100 тысяч долларов, еще столько же было пожертвовано добровольно. И хотя на программу было отведено полтора года, американцы не спешили ее реализовывать и закончили только через 10 лет.

Правда, все, что успели построить уже в 1801 году, отправили в Средиземное море. И тут эскадра из трех фрегатов и 12-пушечного шлюпа под командованием коммандера Ричарда Дейла начала давать отпор пиратам. Сначала все получалось. Но 31 октября 1803 года фрегат «Филадельфия» под командованием Уильяма Бейнбриджа в поисках пиратов сел на мель прямо у входа в гавань Триполи. Экипаж сдался, а новейший фрегат был захвачен пиратами, которые через два дня случайно посадили его на мель. Чтобы новейший военный корабль не мог повернуть свои орудия против своих же братьев, небольшой отряд добровольцев во главе с лейтенантом С. Дикейтором 4 февраля 1804 г тайно вошел в порт Триполи на ранее захваченной у пиратов шебеке и сжег Филадельфию».

Фрегаты: универсальные корабли

разрушение фрегата «Филадельфия» в гавани Триполи добровольцами С. Дикейтора 4 февраля 1804 г

Знаменитый адмирал Г. Нельсон назвал эту акцию «самым смелым подвигом века». В честь молодого лейтенанта, сразу ставшего капитаном 1 ранга (капитаном), в 20 веке был назван эсминец ВМС США (а также в честь командиров американской Средиземноморской эскадры — Р. Дейла и его преемник Э. Пребл), а имя отважного неудачника У. Бейнбриджа было увековечено в названии атомного крейсера, лишь недавно сошедшего со счетов американского флота.

Берберийская кампания, закончившаяся в 1805 году компромиссом (экипаж «Бейнбриджа» был отпущен, но США продолжали платить дань пиратам — 60 тысяч долларов ежегодно), показала, что быстрое американское судоходство в Атлантике, Карибском и Средиземноморские бассейны должны быть надлежащим образом защищены. Так как вопрос о линкорах решался крайне медленно и неохотно, то американские адмиралы решили обойтись универсальными фрегатами, только по тактико-техническим характеристикам они должны быть лучшими в мире.

Создатель американских, или бостонских, фрегатов Джошуа Хамфрис заложил в них принцип, приведший в 1920-е годы к созданию знаменитых немецких «карманных» линкоров: «Быть ​​быстрее более сильного и сильнее более быстрого противника .» Но как это сделать на паруснике среднего водоизмещения и размеров, конструкция которого уже достигла видимых пределов усовершенствования?

Фрегаты: универсальные корабли

Первое морское сражение ВМС США: фрегат «Бон Ричард» под командованием Джона Пола Джонса против британского 44-пушечного корабля «Серапис». 23 сентября 1779 г. Гравюра по картине Рихарда: Патона (1780 г.)

Понимая это, Д. Хамфрис пошел на радикальное увеличение длины корпусов, запланированных для постройки американских фрегатов. В то время только французы экспериментировали с удлинением корпуса, сохраняя свои методы в строгой тайне. Но, учитывая несостоятельность французских ладей, было очевидно, что у судостроителей Сены и Луары не было четкой и выверенной технологии. Поэтому американским конструкторам пришлось искать собственные решения. И они их нашли.

Прежде всего, Д. Хамфрис выбрал особый строительный материал — чрезвычайно прочный и долговечный белый американский, или виргинский, дуб — заветную мечту европейских кораблестроителей. На постройку каждого фрегата уходило до 4000 стволов этих реликтовых деревьев. Все соединения на корабле было решено производить с использованием наименее дорогих, но при этом прочных и неагрессивных медных гвоздей. И было принято решение ставить комплект на фрегаты из указанных конструкционных материалов так же, как и на линкоры.

Это убило сразу двух зайцев: во-первых, усилили конструкцию фрегатов, а во-вторых, отработали технологию постройки мощных линкоров, которых, впрочем, было построено очень мало.

Все эти меры позволили Д. Хамфрису пойти на резкое увеличение длины изящных и прочных корпусов фрегатов на 15 м по сравнению с принятыми тогда стандартами в Европе. В результате длина бостонских фрегатов соотносилась с шириной почти как 5:1, что в сочетании с совершенным парусным вооружением (мачты высотой 56 м и общая площадь парусов почти 4000 м2 при длине корпуса корабля между форштевнями 62 м и шириной 13,6 м) давал скорость до 14 узлов (лучший русский фрегат «Паллада» — более 12 узлов).

Правда, управлять кораблем при такой силе ветра было очень сложно, но американские фрегаты даже на тихой воде и при слабом ветре развивали скорость в 4-5 узлов.

Фрегаты: универсальные корабли

Парусный фрегат «Конституция»

Американские фрегаты обычно проектировались на 44 орудия, но их конструкции всегда допускали от 50 до 70 12- и 24-фунтовых орудий. В то же время как поняли, что американским морякам приходится встречаться с линкорами европейских стран, на фрегаты устанавливали только длинноствольные и потому дальнобойные орудия, а артиллеристов учили вести огонь быстро и точно и на колоссальную дистанцию ​​в 2 метра км на тот момент.

Будет интересно: Балтийский флот

И хотя сами орудия были изготовлены из некачественного металла (единственный известный недостаток бостонских фрегатов), американские артиллеристы стали размещать заряды в прототипах будущих гильз, что резко повысило скорострельность их орудий. Эти решения оказались полностью оправданными.

В 1812-1814 годах шла англо-американская война. Хотя совсем не в масштабах, подобных грандиозным событиям наполеоновских войн, бушевавших тогда в Европе, американские моряки на своих фрегатах вынуждены были вести бой с английскими линейными кораблями и вышли победителями именно благодаря своему превосходству в артиллерии и скорости.

Бостонские фрегаты из поколения в поколение любимы американскими моряками, хотя условия их службы были далеки от идеальных. Так, по проекту в состав экипажа фрегатов должно было входить 378 матросов и офицеров, а реально было 490 человек.

Фрегаты: универсальные корабли

Знаменитый фрегат «Конституция» в Бостонской гавани в одном строю с современными боевыми кораблями и авиацией ВМС США. 1997 г

Однако хорошо построенные фрегаты Джошуа Хамфри без проблем прослужили 50 и более лет. И самый известный из них, Конституция, построенный в 1797 году и прослуживший более 150 лет, остается в списках ВМС США по сей день. Он до сих пор полностью функционирует, хотя с 1947 года он также числится в списке кораблей-музеев в Бостоне.

Источник: «Парусные лодки. История парусных кораблей с древности до наших дней» Поспелов А.С.

Dream-yachts
Добавить комментарий