Навигационные карты и пособия

Навигационные карты в изданиях, рассматриваемых в данном материале, могут быть поделены на три категории, как указано ниже.

Охват

Издания, корректируемые по еженедельным Извещениям мореплавателям и навигационным предупреждениям, передаваемым по радио:

  • каталоги карт и книг;
  • навигационные карты;
  • навигационные пособия – “Огни”, «Радиотехнические средства навигационного оборудования», “Лоции”, “Описания маршрутов” и т. д.;
  • предварительные и временные извещения мореплавателям.

Некорректируемые навигационные пособия, такие как “Морской Астрономический Ежегодник”, “Мореходные таблицы”, “Таблицы приливов” и т. д.

Судовая техническая библиотека:

  • международные Конвенции – «СОЛАС», “ПДМНВ”, “МАРПОЛ”, “МППСС” и др.;
  • Кодексы национального законодательства и национальных правил Государства Флага и других государств;
  • Руководство “ИАMCAР”;
  • Рекомендации, Кодексы, Руководства – ИМО, МПС, ОКИМФ и других международных организаций и классификационных обществ;
  • техническая литература и публикации.

По международным документам, документам национального законодательства прибрежных государств должны своевременно запрашиваться (приобретаться) вновь выпускаемые “Кодексы”, сборники таких документов и дополнений к ним. Все поступающие на судно подобные документы и дополнения (изменения) к ним должны соответствующим образом регистрироваться, систематизироваться, храниться и приниматься во внимание.

Специфические требования национального законодательства прибрежных государств должны формулироваться в соответствующих “Руководствах” по СУБ Компании.

Навигационные карты и пособия

Севастопольский торговый порт

Через портовые власти и/или агента в соответствующем порту капитан судна должен получать полную информацию о любых специальных и местных правилах, издаваемых местными властями для регламентирования судоходства в данном районе, и о любых изменениях и дополнениях к таким правилам.

Необходимо запрашивать и получать официальные тексты специальных и местных правил, дополнений и изменений к ним и информировать об этом Компанию.

Комплектование судовой коллекции навигационных карт, руководств и пособий

В соответствии с Правилом 27 пересмотренной Главы V “СОЛАС-74”, морские навигационные карты и пособия для предстоящего рейса должны быть на борту судна в достаточном количестве и должны быть приведены на уровень современности.

Судовая коллекция навигационных морских карт, руководств и пособий комплектуется в соответствии с требованиями Компании. Обычно в Компании издается организационный приказ, определяющий состав минимальной коллекции навигационных карт и пособий, необходимой на борту судов конкретных типов в зависимости от регионов их работы.

Укладка и учет

Карты, пособия и техническая литература должны быть разложены по номерам в соответствии с используемым каталогом карт, книг и каталогом технической библиотеки.

Карты должны быть разложены по комплектам, охватывающим конкретные районы либо виды карт.

Пособия должны постоянно храниться на установленных для них местах – в штурманской рубке или радиорубке.

Книги технической библиотеки должны храниться в одном помещении и должны быть пронумерованы согласно используемому каталогу технической библиотеки.

Ответственность

Второй ПКМ (“Навигационный помощник”) отвечает за комплектование, хранение, поддержание на современном уровне и корректуру всех изданий.

С разрешения капитана, второй ПКМ может делегировать корректуру руководства “Огни” (“Огни и знаки”) третьему ПКМ, а корректуру руководств “Радиотехнические средства навигационного оборудовании” и «Расписания передач» – судовому радиоспециалисту. В любом случае второй ПКМ остаётся ответственным за должное ведение всех записей, в том числе – записей о путях, объявленных свободными, и о районах, все еще остающихся опасными для судоходства из-за минной обстановки или по другим причинам.

Второй ПКМ обязан докладывать капитану о любых сбоях в установленной системе.

Когда второй ПКМ передает свое заведование сменяющему его помощнику, в его “акте передачи” должны содержаться детальные сведения:

  • о последнем полученном недельном выпуске Извещений мореплавателям;
  • о последнем номере Извещений мореплавателям, по которому выполнена корректура навигационных карт и пособий;
  • обо всех изданиях, которые не откорректированы на дату плавания, изъяты или ожидают замены.

Корректура карт и пособий

Чрезвычайно важно, чтобы все имеющиеся на судне навигационные карты и пособия поддерживались на современном уровне и всегда были откорректированы на дату плавания по последней имеющейся на судне информации (Извещения мореплавателям, передаваемые по радио гидрографические и навигационные предупреждения и т. д.).

Небрежное содержание этих жизненно важных элементов судового оборудования может иметь как серьезные последствия для безопасности судна, так и финансовые последствия. Следует помнить, что при разборе аварийных случаев и ведении претензионных дел никакие ссылки на незнание информации, объявленной в печатных или переданных по радио Извещениях мореплавателям и навигационных предупреждениях, во внимание не принимаются.

Входящие в судовую коллекцию навигационные карты и пособия должны корректироваться в полном соответствии с Правилами корректуры № 9038 и “Положением о коллекции морских навигационных карт, руководств для плавания и снабжении судов” конкретной судоходной компании.

Иностранные навигационные карты и пособия должны корректироваться по принятой для них системе с использованием соответствующих Извещений мореплавателям и предупреждений, передаваемых по радио.

Если для корректуры иностранных карт и пособий используются российские корректурные материалы, это следует делать с осторожностью, принимая во внимание возможную разницу в координатах объектов в извещении (предупреждении) и на карте (в пособии).

Навигационные карты и пособия

Символика “National Imagery and Mapping Agency”

Правила корректуры карт, издаваемых Британским Адмиралтейством, изложены в руководстве “Ноw to correct Your charts – the Admiralty Way” (NP-294). Основными корректурными документами являются:

  • “Admiralty Notices to Mariners” (“ANM”), издаваемые еженедельно (“Weekly edition”);
  • “Cumulative List of Admiralty Notices to Mariners” (NP-234), издаваемые дважды в год – в январе (“А”) и в июле (“В”);
  • “Symbols and Abbreviations used on Admiralty Charts” (Chart №. 5011).

К каждому выпуску еженедельных “Извещений мореплавателям” могут прилагаться трейсинги (“Tracing”) – кальки с изображением участка карты и с показанной корректурой по конкретному “ANM” конкретного выпуска. Следует, однако, помнить, что трейсинги должны использоваться только для иллюстрации корректуры и только для быстрого определения места объекта корректуры. Используя трейсинги, всегда надлежит обращаться к тексту “ANM” как к первоисточнику.

Основным документом для корректуры карт, издаваемых в США, являются также “Notices to Mariners” (“NM”), издаваемые еженедельно Национальным агентством по картографии («National Imagery and Mapping Agency» – “NIMA”). Условные знаки и обозначения, цвета корректуры должны соответствовать Руководству “Chart №. I – Nautical Chart Symbols, Abbreviations and Terms”.

Все большее распространение на судах мирового флота получают навигационные карты международной серии “INT”. Эти карты издаются несколькими странами, но наиболее широко используются международные карты, издаваемые Великобританией и США. Такие международные карты корректируются по тем же правилам, которые приняты в Великобритании и США для корректуры их национальных карт.

Объявление о новом издании карт (пособий) никоим образом не освобождает от продолжения должной судовой корректуры этих имеющихся на судне карт (пособий) вплоть до получения соответствующей замены, если только такие карты (пособия) не объявлены “изъятыми из употребления”.

Карты, объявленные “изъятыми из употребления”, которыми больше нельзя пользоваться в навигационных целях, должны быть соответствующим образом отмаркированы как “изъятые” и убраны с мостика, где их можно было бы по ошибке использовать.

«Навигационный помощник» не должен полагаться на то, что все вновь поступившие на судно навигационные карты и пособия откорректированы по последним имеющимся на судне корректурным материалам. Необходимо проверить дату и номер последней корректуры по каждому изданию в отдельности.

Навигационные карты и пособия

Инструменты для работы с навигационными картами

В базовом порту целесообразно сличить карты или пособия на предстоящее плавание с корректурными экземплярами БЭРНК.

По получении каждого нового недельного выпуска “Извещений мореплавателям” дата и порт получения должны быть указаны в верхнем углу каждого выпуска, а номер каждой имеющейся корректуры должен быть записан напротив номера соответствующей карты в “Журнале учета корректуры карт”. Когда данная корректура будет фактически выполнена, соответствующий номер корректуры в журнале обводится кружком, показывающим исполнение корректуры.

После того, как карта откорректирована, номер соответствующей корректуры должен быть записан в нижнем левом углу карты в строке соответствующего года.

Корректура должна выполняться точно, аккуратно, тонкими линиями, чернилами, используя специальные ручки для корректуры карт соответствующего цвета. Использование для корректуры карандашей и фломастеров недопустимо.

Не разрешаются любые индивидуальные варианты постоянной маркировки карт, как, например, цветное затенение мелководных районов.

Разрешается выделение “опасных районов” и тому подобный “подъем карт”Оформление предварительной прокладки и «Подъема карт» с помощью простого карандаша на рабочих навигационных картах, но только на конкретный переход. Весь такой временный “подъем карт” вместе с прокладкой должны быть стерты до того, как карты будут убраны на хранение в соответствующий комплект.

Необходимо вести учет в специальном журнале всех принятых гидрографических и навигационных предупреждений, передаваемых по радио.

Подготовка карт к переходу

Подбор навигационных карт на предстоящий рейс выполняется “навигационным помощником” по указанию капитана в соответствии с рейсовым заданием по откорректированным “Каталогам карт и книг” в порядке, указанном в Правилах корректуры № 9038.

Даже если отсутствующая карта в прибрежном плавании или стесненных водах перекрывается другими навигационными картами, но более мелкого масштаба, подбор карт на переход не считается удовлетворительным. О подборе навигационных карт и пособии на переход, об отсутствующих, изъятых, непригодных к использованию картах и пособиях “навигационный помощник” должен своевременно доложить капитану.

Будет интересно: Национальные документы “Государства Флага”

Подобранные на переход навигационные карты с выполненной на них предварительной прокладкой укладываются в верхние ящики штурманского стола лицевой стороной вверх в последовательности их использования во время плавания, начиная с плана порта отхода.

При большом переходе генеральные карты укладываются в отдельный ящик.

Радионавигационные карты, которые не будут использоваться для навигационной прокладки, справочные, справочно-информационные и вспомогательные карты, карты-сетки укладываются отдельно от навигационных карт.

Использование навигационных карт

Как правило, в любой момент времени для навигационной прокладки должна использоваться только одна навигационная карта.

Особое внимание следует уделять использованию навигационных карт, составляемых и издаваемых местными навигационными гидрографическими службами, когда их использование имеет явные преимущества.

Следует быть внимательным и осторожным при использовании навигационных карт и при переходе с одной карты на другую, когда карты имеют разные масштабы, разные единицы измерения глубин, разную геодезическую основу.

Следует соблюдать особую осторожность, когда навигационные карты составлены по материалам старых гидрографических съемок, давно не переиздавались, на поле карты имеются “белые пятна” без отметок глубин, когда отметки глубины нанесены редко либо тянутся редкими ровными цепочками (только “маршрутный промер”), особенно при скалисто-вулканическом характере рельефа дна, а также когда на поле карты имеются предупреждения типа “ПП”, “ПС”, “СС” либо другие предупреждения под заголовком карты о недостаточной надежности навигационной информации.

Следует соблюдать особую осторожность, когда осадка судна превышает осадку других судов, обычно плавающих в данном районе, либо когда судно с большой осадкой следует во вновь открытый для судов такого тоннажа порт либо к новому терминалу.

Прокладка на карте и все используемые обозначения должны соответствовать “РШС-89”, если судоходной компанией не установлено иное.

Dream-yachts
Добавить комментарий